Во время Первомартовского движения 1919 года в Корее появилось много героических личностей, которые на протяжении нескольких десятилетий боролись против японского милитаризма за освобождение своей страны. Одной из таких личностей является Ли Дон Хви – лидер Первомартовского движения, внесший весомый вклад в борьбу за независимость Кореи против японских колонизаторов. На протяжении всей жизни он неоднократно показывал пример безграничной любви к своей Родине.
Ли Дон Хви родился 20 июня 1873 года в Корее, в городе (уезд) Танчён, южной провинции Хамгендо, в семье янбан, рода «Хабин иши». При рождении ему дали имя Токлиб, что означает «независимость».
Воспитывался отцом, так как еще в раннем детстве потерял мать. Ли Сын Гё – отец Ли Дон Хви - был очень грамотным человеком, владел письмом и всячески старался передать эти навыки своему сыну.
В возрасте 18 лет Ли Токлиб женился на юной девушке Кан Дён Хе и тем самым вступил в самостоятельную, взрослую жизнь. Благодаря рекомендации уездного начальника Ли Токлиб смог поступить в Сеульскую сухопутную военную школу в 1895 году, которую окончил с отличием и стал командиром взвода императорской гвардии. В связи с этим событием Ли Сын Гё дал сыну новое имя – Ли Дон Хви, что означает: Дон – Восток, Хви – блистать, то есть отец желал, чтобы сын был известным человеком на Востоке. В дальнейшем Ли Дон Хви успешно продвигался по карьерной лестнице и стал командиром пограничного отряда на острове Канхвадо, где еще с давних времен находилась запасная резиденция императора и его двора.
Однако после оккупации Кореи в 1905 г. корейская армия была распущена, и Ли Дон Хви воспринял это не только как своё личное горе, но, прежде всего, как национальный позор и унижение. Он увидел в этом национальную трагедию своей страны, и эта перемена была главным фактором, подтолкнувшим Ли Дон Хви на путь борьбы с японскими колонизаторами.
Все это побудило Ли Дон Хви организовать на острове Канхвадо школу «Бочанг Хакке» в 1905 г., где он начал широкую просветительскую деятельность. Интеллигенция, сосредоточившаяся вокруг его школы, была объединена общими прогрессивными идеями. Постепенно на Канхвадо сложился влиятельный центр просветительского движения, который распространился по всей Корее – «Кэмон ундон». Постепенно Ли Дон Хви стал набирать популярность за счет своих действий – помимо деятельности на Канхвадо, он включился в организацию отделений «Новых народных обществ» («Синминхе») во многих городах страны. Данные организации активно выступали за развёртывание вооружённой борьбы против японского империализма.
Затем Ли Дон Хви становится организатором политической партии под названием «Дайхан Цаганхой». После этого начались его преследования со стороны японских властей и корейского генерал-губернаторства. В конце концов Ли Дон Хви 7 июля 1907 года был обвинен и заключён в тюрьму на 4 месяца. После выхода из тюрьмы он совместно с другими активистами-патриотами организовывает уже нелегальные организации «Синминхве» и мобилизует по всей стране единомышленников. Помимо нелегальных организаций, существовали на тот момент и легальные - «Дайхан Цаганхой» и «Тайхан Хецхой», однако они служили прикрытием для агентов японского империализма.
В 1919 году, после начала Первомартовского движения в Корее, Ли Дон Хви был избран в Корейский национальный совет в качестве заведующего пропагандистским отделом в городе Никольск-Уссурийске, но, не начал действовать, а в августе того же года выехал в Шанхай и был назначен премьер-министром Корейского временного правительства в Шанхае. В своем выступлении в Шанхае он призвал корейских эмигрантов расширить освободительное движение против японского империализма, предложив считать сформированное правительство Революционным исполнительным комитетом, а также выдвинув некоторые предложения по символике независимого корейского государства.
Ли Дон Хви пробыл в должности главы правительства с ноября 1919 года по конец января 1921 года. За это время установились хорошие взаимоотношения с правительством Советской России и Коминтерном, произошло объединение всех корейских обществ, выступавших за освобождение Кореи от японской оккупации, действовавших в самой Корее, а также в Манчжурии и Приморском крае.
Впоследствии японские власти жестоко расправлялись с корейскими патриотами, и Ли Дон Хви решил принять радикальные меры, которые сводились к организации вооруженного сопротивления. Однако его соратники Ли Сын Ман и Ан Чан Хо не поддержали данное решение, им это показалось слишком радикальным. Тогда Ли Дон Хви покинул свой пост премьер-министра и сосредоточился на создании компартии Кореи.
В 1921 году, выйдя из состава временного правительства, он посещает в Кантоне вождя китайской революции Сун Ят Сена, затем в начале 1922 года прибывает в Москву, где встречается с вождём Октябрьской революции В.И. Лениным. В 1928 году после решения 6-го Конгресса Коминтерна по вопросу о корейской коммунистической партии, он в течение 4-5 лет работает в Дальневосточном краевом комитете МОПР (Международная Организация Помощи Революционерам).
Ли Дон Хви с первого дня вступления в национально-освободительное движение Кореи и до последней минуты своей жизни мечтал, что наступит такое время, когда его страна станет свободной.
31 января 1935 года оборвалась жизнь Ли Дон Хви. Он похоронен на пригородном кладбище «Первая речка» Синханчён в городе Владивостоке.
Историческая Родина – Республика Корея - высоко оценила заслуги Ли Дон Хви, наградив его (посмертно) в 1995 г. высшим президентским орденом Республики Корея – «За заслуги в создании государства». Также в музее Независимости г. Сеула имеется зал, где расположена скульптурная композиция всех членов первого Временного корейского правительства в эмиграции (г. Шанхай), и Ли Дон Хви – премьер-министр этого правительства.
К 1 марта 2003 г. была издана книга «Повествование о Ли Дон Хви» под эгидой общества потомков борцов за независимость Кореи, проживающих в Казахстане и при материальной поддержке Посольства Республики Корея в Казахстане, а также лично господина посла Тхэ Сок Вона.
3 ноября 2004 г. в Сеуле в Музее Независимости был открыт памятник с изречением Ли Дон Хви. На лицевой стороне высечен текст: «Я убежден в том, что 20-миллионный корейский народ, как один, самоотверженно поднимется на антияпонскую борьбу, без колебания отдаст до последней капли свою кровь, чтобы завоевать свободу и независимость нашей Родины. Выдавая себя приверженцем справедливости и гуманизма, признаю, что можно опереться на международные организации как дипломатически один из способов завоевания нашей независимости. Однако твердо убежден в том, что нам самим, в том числе и мне, своими силами придется завоевать свободу, если даже ради этой великой цели потребуется пролить кровь до последней капли. Это единственно верный способ, только таким путем завоеванная независимость станет полноценной, которой будущие поколения могут гордиться тысячелетиями. Только такая свобода и независимость принесут нашему народу настоящее счастье».
Виктория ХРАМЦОВА,
студентка 4 курса КазУМОиМЯ