Жизнь Леонида Александровича Кима – яркий пример целеустремлённости, стойкости и трудолюбия. Это история человека, который, несмотря на тяжёлые испытания, смог осуществить свою мечту и прожить полноценную, успешную и счастливую жизнь. Его путь – это преодоление через сопротивление, в котором переплелись судьбы предков, исторические события XX века и личные достижения.
Леонид Ким родился в 1928 году в селе Фаташи (ныне – село Камышовое) Посьетского района Дальневосточного края в семье служащего, выходца из крестьян-бедняков. Его мать, Ким Ольга Павловна, была домохозяйкой.
История семьи Кимов тесно связана с корейской общиной на Дальнем Востоке России. Родоначальники, Евгений и Екатерина, были приписаны к селу Фаташи с 1879 года, вскоре после его основания корейскими переселенцами. Они вели сельское хозяйство.
В Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока (РГИА ДВ) сохранился посемейный список крестьян от 17 ноября 1913 года с упоминанием Евгения Кима, его жены Екатерины, сына Александра (будущий отец Леонида Александровича) и дочери Пелагеи: «Посемейный список 17.11.1913 года (Ким Евгений, 33 года; жена Екатерина, 29 лет; сын Александр, 5 лет; дочь Пелагея, 1 год)». Евгений, православный, значился ратником 1-го разряда (рядовой запаса) и «семья имела 1 жилую постройку, 1 нежилую, 1 голову рабочего рогатого скота, 1 свинью, распахивали и засеивали 1 десятину земли (около 1 га)». Евгений был активным участником общественной жизни деревни, одним из немногих грамотных крестьян, подписавших в 1912 году решение «о замене натуральной продовольственной повинности денежным сбором в продовольственный капитал».
Детство Леонида выдалось трудным. В 1932 году, когда ему было всего четыре года, семья переехала в шахтёрский город Артём недалеко от Владивостока. В том же году трагически скончался его отец Александр, преподаватель русского языка в корейской школе второй ступени и заядлый футболист. Ему было всего 24 года. После его смерти мать с двумя детьми переехала в Никольск-Уссурийск, поближе к родственникам. В 1936 году Леонид и его старшая сестра Ксения поступили в первый класс начальной школы в селе Царевка Шкотовского района Дальневосточного края.
Однако уже в 1937 году в возрасте девяти лет Леонид вместе с семьёй стал жертвой депортации корейцев в Центральную Азию – их переселили в Кзыл-Орду. Эта трагическая веха оставила глубокий след в судьбе его семьи и в жизни самого Леонида. Особенно тяжело он пережил разлуку с матерью, которая не смогла пережить первую зиму в депортации 1937-38 гг. и, не выдержав тяжелых материальных условий, была вынуждена передать детей родственникам первого мужа в Узбекистан в город Янгиюль. Впоследствии, во второй раз выйдя замуж, она забрала в 1943 году с собой лишь старшую дочь Ксению. Леонид остался у родственников, которые относились к нему, как к родному, воспитывали наравне со своими четырьмя детьми. Дружба между детьми сохранилась на всю жизнь.
С раннего возраста Леонид учился адаптироваться к трудностям. Несмотря на тяжёлое детство, он сохранил открытость к людям, мягкий и доброжелательный характер и готовность всегда прийти любому на помощь. В Янгиюле он окончил 9 классов школы № 26 имени Крупской, а затем в 1945 году поступил в школу № 5 имени Горького, которую окончил в 1946 году.
После школы он, как и многие его сверстники, столкнулся с трудностями – политическими ограничениями, статусом «неблагонадежных переселенцев» и невозможностью свободного передвижения. Как правило, переселённые с Дальнего Востока корейцы имели статус «административно высланных», что означало ограничение в передвижении пределами Средней Азии и Казахстана.
Он поступил в Ташкентский институт, но в 1948 году был отчислен из-за отсутствия общежития, что было распространенной проблемой для переселённых корейцев. Тогда он продолжил обучение в Саратовском автомобильно-дорожном институте имени В.М. Молотова, однако и там был вынужден покинуть учёбу из-за отказа в прописке. Несмотря на эти препятствия, Леонид не сдался: в третий раз, в 1949 году, он поступил в Ленинградский электротехнический институт инженеров железнодорожного транспорта. Учился в тяжёлых условиях, без официальной прописки, под постоянной угрозой высылки, зарабатывая на жизнь летом в корейском колхозе в Узбекистане.
Он окончил институт в 1952 году, получив диплом инженера путей сообщения. Ленинград остался в его сердце на всю жизнь – он с теплом вспоминал о городе, который полюбил, несмотря на следы недавней, прошло всего пять лет, блокады. Любил ходить в театры, слушать оперу, смотреть балет, собирал грампластинки с классической музыкой, которые в итоге привёз с собой домой.
С 1950 по 1956 год он состоял во Всесоюзном Ленинском коммунистическом союзе молодежи (ВЛКСМ), а с 1956 года стал кандидатом в члены КПСС. В 1958 году был принят в партию. Коллеги отзывались о нём как о грамотном инженере, рационализаторе, наставнике для молодёжи и активном участнике общественной жизни.
Свою трудовую деятельность начал в 1952 году на железной дороге в городе Туркестан в должности электромеханика. Он обеспечивал бесперебойную работу устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Работа, связанная с обеспечением безопасности движения поездов, требовала высокой квалификации, знаний в области автоматики и электротехники, постоянной готовности, быстрой реакции в экстренных ситуациях. Он справлялся с задачами, часто выезжая на аварийные участки даже ночью или в выходные, порой приходилось срываться в самый неудобный момент, ехать «на повреждение» на очередной разъезд. Такова была специфика работы на железной дороге.
С 1962 года работал заместителем начальника, а затем начальником 25-й дистанции сигнализации и связи в Кзыл-Орде. В 1977 году стал начальником отдела сигнализации и связи Кзыл-Ординского отделения дороги, а в 1981 году – начальником специализированного строительно-монтажного поезда № 735 Западно-Казахстанской железной дороги.
Почти 40 лет своей жизни Леонид Александрович посвятил железной дороге. Под его руководством была построена и эксплуатировалась система сигнализации и связи от станции Саксаульская до Туркестана. Его труд неоднократно отмечался наградами. В 50-летний юбилей он был удостоен именных часов за добросовестную работу.
Несмотря на профессиональные успехи, важнейшей частью его жизни оставалась семья. В 1953 году он женился на Ларисе Романовне. Вместе они построили крепкий и гармоничный союз. Жена вспоминала, что Леонид всегда был «как военная организация – на посту», но при этом был заботливым мужем и отцом. Леонид и Лариса разделяли общие увлечения, любили путешествовать и проводили время на даче, где выращивали овощи и бахчу. Впоследствии на продаже урожая они купили первый автомобиль «Запорожец», который служил им верой и правдой много лет.
Семья была для него гордостью – дети продолжили его путь. Все они учились в железнодорожной школе № 409. Дочери Ирина и Елена окончили Московский институт инженеров транспорта (МИИТ) и работали в транспортной сфере, сын Алексей стал инженером в энергетическом машиностроении. День железнодорожника в семье всегда отмечался как особый праздник. Леонид Александрович поддерживал детей в учёбе и работе, гордился их достижениями. Его дочь, по словам начальника Кзыл-Ординского отделения Орынбая Жанадилова, стала примером по внедрению передовых методов повышения производительности труда на железнодорожном транспорте.
Перед выходом на пенсию Леонид Александрович преподавал в Кзыл-Ординском техникуме железнодорожного транспорта, вел занятия по охране труда и технической эксплуатации, курировал производственную практику студентов.
После выхода на заслуженный отдых в 1988 году он продолжал самообразование, совершенствуя знание корейского языка. Язык он знал довольно хорошо благодаря учебе в институте, где учились ребята из КНДР – Ким Хен Де и Мин Мен Сик, с которыми он дружил.
Леонид Александрович Ким ушёл из жизни 1 октября 1991 года в Кызылорде. Его жизнь – это не просто история одного человека, а отражение судьбы целого поколения, прошедшего через депортации, репрессии и лишения. Благодаря силе духа, упорству и любви к жизни он оставил после себя прочный след – в профессии, в семье, в памяти людей.
Ирина КИМ (Кызылорда),
Алексей КИМ (Санкт-Петербург)