Первые январские дни наступившего 2022 года так и врежутся в память с определением – трагические. Новогодние праздники, обычно продолжающиеся встречей Рождества у православных, а затем Старого Нового года, предстали совсем по-другому и были наполнены тревогой за наше будущее. Мы вглядывались в лица террористов и мародеров и никак не могли поверить, что все это происходит с нами и нашими родными, а огонь и стрельба на улицах добрались и до нашего славного Алматы. В эти дни и последующие, когда страх и тревога присутствовали в нашей жизни, все вели себя по-разному и многие, забыв о собственных делах и проблемах, влились в ряды добровольцев и волонтеров. Эти люди помнили еще и о том, что рядом с ними есть старики, дети, больные люди, которым в разы сложнее выстоять, чем им. Чем нам всем. Речь в этом материале пойдет о добровольцах, которые в самые тяжелые времена обычно первыми приходят на подмогу, подставляя свое плечо и, как громко пелось в одной из замечательных гимновых песен, «прежде думали о Родине, а потом о себе». Так вот, эти ребята просто помнили: есть те, кто нуждается в их поддержке. И не только физической.
С первых трагических дней для страны и нашего родного города в Алматы был образован гражданский штаб содействия правоохранительным органам «Қазақстан – Бiздiң Ортақ Шаңырағымыз (Наш дом – Казахстан). В его ряды вошли воины-интернационалисты, ветераны боевых действий НКАО, те, кого мы привыкли называть коротко афганцы, чернобыльцы, члены Народной партии Казахстана, ветераны МВД – все те, кто знает о цене жизни более обычных граждан. Среди них были и спортсмены. Они чувствовали в себе силу и способность в случае чего постоять за тех, кто слабее.
Задаю вопрос одному из участников такого отряда – Станиславу Ану.
– Где в основном были ваши посты?
– Мы дежурили в основном в больницах. На улицу нельзя было выходить, там патрулировали военные и полицейские. Инициатором нашего подразделения была Народная партия Казахстана, в которой я тоже состою, афганцы нас поддержали (а они пользуются очень большим авторитетом и доверием). Таким образом, мы очень оперативно начали дежурства. Сейчас уже все дома и очень приятно, что благодарят нас до сих пор совершенно незнакомые люди.
– Вы же безоружные были. А если вдруг…
– Ну, пресечь действия хулиганов, погромщиков, у которых в руках арматура, холодное оружие, мы были готовы. К счастью, их уже не было. Но наше присутствие, например, у детских больниц уже помогало психологически, и я это читал в глазах детей. Был интересный случай. Когда я однажды проходил по коридору, ко мне вдруг выбежал маленький мальчик и спросил: «Вы солдат или полицейский?». Я ему ответил, что я тоже чей-то папа. И он обнял меня за ногу.
– Станислав, а добровольцев таких в городе было много?
– Думаю, что было прилично народу. Блокпосты наши стояли практически во всех больницах и на некоторых стратегически важных объектах. Когда уже был кинут клич, когда только все затевалось, пришло много людей разных возрастов. Но когда сказали, что с собой ничего из оружия, даже дубинок, брать нельзя, то больше половины «добровольцев» сразу отсеялось. Никто не хотел рисковать. Ещё слышал, что многие от своего участия рассчитывали на какую-нибудь награду или думали, что здесь платят. В общем, такие тоже ушли. У нас еще, оказывается, многие не понимают ни смысла волонтерства, ни стремлений просто сделать что-то за «спасибо». Для меня и моих восьми однопартийцев и спортсменов это дело вполне привычное, когда зовут что-то сделать для людей, для города, для страны. Да и воспитание. Например, мой папа всегда был в народной дружине, много об этом рассказывает, а я нахожусь под его влиянием.
– Папа тоже вас поддерживает?
– Вот в этих случаях на поддержку родителей рассчитывать не приходится. Мои боятся за меня, как все родители. Мама сразу позвонила и сказала: «В любом случае сидите дома!» Про мои дежурства она до сих пор не знает. Хотя что здесь такого!? Но надо знать родителей. Я стал это понимать, когда стал сам отцом. А папа… Когда мне позвонили и сказали, что заберут на дежурство буквально через несколько минут, и я стал быстро собираться, он увидел и, спросив: «Ты куда? Скоро комендантский час», вдруг смахнул с лица слезу. Пришлось успокаивать его. «Ты что, папа, я всего лишь в народной дружине. Утром я уже вернусь». Но он в эту ночь так до утра и «продежурил» вместе со мной, правда, в стенах квартиры. Представляю себе, каким длинным было для него это дежурство.
– Видимо памятен декабрь 1986-го. Хотя несравнимые события, но все же…
– Да, отец участвовал в наведении порядка в тот год. Но там было другое. Там не грабили, не мародерствовали, головы не отрезали… Я учился в классе 6-м и тоже не мог усидеть на месте. Нас тогда домой распустили. А мы, помню, собрались с дворовыми пацанами, взяли палки, дубинки какие-то и пошли к площади. В стороне не хотели остаться. И вот прошли мы совсем немного. Нарвались на местных пацанов, с ними подрались и разошлись по домам. Ну, понимаете, это была одна из тех историй, когда мальчики в Отечественную войну сбегали на фронт… А вечером я получил от отца хорошую взбучку и урок на всю жизнь. Он сказал, что вот, мол, из-за таких сорванцов в городе бывают разные беспорядки. Конечно, я не знал тогда, что это всё так серьезно.
– Волонтерство, стремление помочь незнакомым людям, когда ты сам не настолько способен профессионально действовать в экстремальной ситуации… Некоторые в этих случаях посмеиваются даже, мол, чудаки. Что вас лично воодушевляет, Станислав? Многие мужики и помоложе вас, и более подготовленные, чем вы, просто дома отдыхали и следили за новостями по телевизору.
– Никого ни в коем случае не осуждаю. У каждого свое отношение к делу, к жизни. Но я не один такой со своей активной гражданской позицией. За моей спиной стоят мои товарищи. Я не осуждаю тех, кто ушел сразу, когда формировалась наша дружина. Просто я видел страх в их глазах, знаю, что это такое, знаю, что со страхом идти на помощь тем, кому и так страшно, не надо. Более того, я думаю, что это мой долг защищать таких людей, помогать им преодолеть этот страх. Ведь наша помощь зачастую состояла и в этом. Так я воспитан. Воспитан в советской школе. Нас так учили, и мы уже по-другому поступать не можем. Вот в эти дни я защищал чьих-то детей. У меня ведь тоже есть сын, и думаю, что кто-то так же защитит и его, если понадобится, если меня вдруг не будет рядом. Что касается страха, то отец с детства отучил меня бояться. И я в принципе в своей работе тоже учу детей не боятся ничего, в первую очередь подавлять свои страхи. Я тренер по тхэквондо. И в таких случаях не знаешь, что страшнее – сидеть взаперти или идти защищать тех, кто действительно боится.
– Что-то врезалось в память за время дежурств?
– Я, наверное, никогда не забуду глаза детей в больнице, особенно взгляды тех ребятишек, которые находились в палатах без родителей. Они не плакали, но им было страшно и они тревожно спали. Некоторые говорят, что наши дети не пережили войну, поэтому не знают, что это такое. Так вот я не хочу, чтобы дети даже знали, что это такое, когда стреляют. А выстрелы еще раздавались. Запомнились простые человеческие эмоции, благодарность в глазах незнакомых людей. Это когда врачи, санитары, родители и просто случайные люди в больнице подходят к тебе, жмут руку, обнимают и говорят спасибо за то, что ты просто с ними в эти смутные времена. Врачи на «скорых» делились с нами своими сухпайками, настаивали, чтобы мы хоть чаю попили. Они приезжали-уезжали, рассказывали с горечью, что их коллег где-то побили, у кого-то машину подожгли, отняли лекарства… Рассказывали еще и о том, что и на улице находились смелые люди, вовремя вставшие на защиту, что это были не обязательно полицейские. Это были просто смелые, неравнодушные парни.
Из отчёта на период патрулирования зам председателя народной партии Казахстана Тамерлана Султангалиева
«Спасибо большое Асету и Талгату Маманову за общее руководство по охране Городской детской больницы № 2. Также принимали активное участие «афганцы», «карабахцы», активисты ОО «Наш дом – Казахстан». Отдельное спасибо неравнодушным женщинам из Комитета многодетных матерей за горячую пищу и поддержку. Особо хочу поблагодарить своих соратников из Народной партии Казахстана, которые вместе со мной вышли на охрану общественного порядка: Жусипова Бахыта, Махметова Арыстана, Аманжолова Нурали, Ана Станислава, Жундыбаева Толеужана».
А мы от редакции хотим пожелать всем: пусть больше не повторится таких трагедий, пусть город поскорее восстанавливается, и слава героям, которые не испугались, которые в трудный для страны час были там, где нужны были их крепкие плечи и горячие сердца.
Тамара ТИН