На прошлой неделе все прогрессивное, думающее, влюбленное в сказку человечество отметило международный день сказки. А так как мы все родом из детства, трудно переоценить значение сказки в жизни каждого из нас. Мы любим сказки, независимо от того, сколько нам лет, кто как стал с годами воспринимать это кажущееся легким чтение, которое все-таки будоражит наше воображение. Как произойдет встреча со сказкой, не имеет значения: читаем ли мы сказку на ночь своим детям-внукам, находим ли время для того, чтобы разыграть со своими малышами ту или иную сценку из сказки или предпочитаем просто сводить свое чадо в театр или в кино, включить телевизор или компьютер, где за вас все сделает чудо-техника и талант рассказчиков. Сегодня у сказки, которая тоже видоизменилась, есть много путей к сердцу ребенка. Да и к нашим с вами сердцам, к сердцам уже давно повзрослевших детей, сказка уверенно пробивает дорогу. Знаю людей, которые говорят, мол, время сказок прошло, что они только мешают твердо стоять на земле, сегодня и мечтать, мол, нет времени – нужно работать. Хорошо. Не соглашусь лишь в одном – все равно, осознанно или нет, мы все любим сказки! Быть может, ваша жизнь – и есть та самая, которую вы когда-то в далеком детстве сочинили лично для себя и теперь не замечаете сами, как тверда ее сюжетная линия?
Кстати, есть сторонники такой теории родом из счастливого далека под названием «Детство». Классик психологии Э. Берн указывал на то, что «конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека».
Хотите невымышленную историю в подтверждение? Одна девочка, насмотревшись в далеком детстве индийских фильмов, представляла себя принцессой, и принц в ее воображении, конечно, был похож на Раджа Капура, а будущий сын, соответственно – на принца. Прошли годы. Девочка стала стюардессой (она и сейчас летает), вышла замуж за принца из …Индии. Их сын скоро пойдет в первый класс.
Жизнь идет, и мы, к сожалению, постепенно перестаем верить в сказку. Правда, некоторые (часто это бывает в новогодний праздник) вдруг встрепенутся и вспомнят как бы невзначай: «А чудеса-то случаются!» Однако любопытно, что обращение к возможности чудес происходят и вопреки тяжелым временам. В такие дни сказка звучит мечтой и возможностью обратиться к самой мечте о грядущем лучшем времени. Отчего же мы как к палочке-выручалочке прибегаем к тому, чего вроде бы не может быть? Наверное, оттого, что душа просит, простите за тавтологию, отдушину. Это мы в своем материальном мире, в трудах да в борьбе за хлеб насущный, не смеем убежать от серости бытия и необходимости обеспечивать достойную жизнь себе и своим семьям, а наше внутреннее «Я» смеет. Уже потому, что без этого внутреннего усилия, работы любая человеческая жизнь теряет всяческий смысл. Вот и во времена карантина, в которые мы просидели от месяца до двух, а некоторые и сейчас сидят, душа просит просвета. Неслучайно поэтому первым отреагировал на требование дня наш Корейский театр, который объединился вокруг идеи не оставлять поклонников своего таланта без духовной пищи. Актеры стали встречаться со своими слушателями и зрителями онлайн. Эта форма оказалась наиболее приемлемой для того, чтобы диалог не прерывался, чтобы, несмотря ни на что, не случилось духовного голода. Удивительно другое – то, что подтверждает мою мысль о стремлении человечества дружить со Сказкой. Среди самых основных рубрик и самых на сегодня популярных, посредством которых артисты «приходят» в наши дома, относится рубрика «Сказки на ночь». Что примечательно, наши детки, да вместе с ними и многие взрослые слушают сказки разных народов: и корейские, и казахские, и русские… Это легко объясняется. Мы живем в многонациональном Казахстане, и культура ни одной национальности не чужда для каждому из нас лично – какую бы национальность мы не представляли этнически.
Низкий поклон за это нашим актерам во главе с директором Корейского театра Любовью Августовной Ни, его главным режиссером Еленой Викторовной Ким. Спасибо за их добрые сказки на ночь, в которых есть все: и радость бытия, и чувства победителей, и неиссякаемая вера в добро, и еще много других категорий, в истинность которых веришь во что бы то ни стало. Сказки в мастерском пересказе артистов сцены обретают и великий смысл, и желание созидать во благо самой жизни.
Мне повезло в прошлом году оказаться в кругу общения сразу двух докторов психологических наук, которые не только любят сказку, но и используют ее в своей работе. Знакомьтесь: профессор кафедры общей и прикладной психологии КазНУ имени аль-Фараби Алла Михайловна Ким и ее гостья Светлана Анатольевна Черняева, доцент кафедры психологии академии постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга. Конечно, мне было любопытно услышать от психологов высокого полета определение сказки.
– Я думаю, что сказка – всегда вымысел, – ответила Алла Михайловна. – И в психологии наиболее близкое понятие сказки, с которым мы работаем, – воображение, то есть образное мышление. Сказка повествует не о том, что реально было или есть в твоей жизни сейчас. Она о расширении пространства жизни, о жизни не здесь. Всякое воображение выводит человека за пределы ограниченного жизненного опыта, связанного с обстоятельствами его рождения и воспитания, пола и социального происхождения. Сказка - это основа для развития смелости устремиться в неизвестное, будь то путешествия или научные открытия, или отход от стереотипного видения.
Для Светланы Анатольевны, как практика, сказка – возможность помочь человеку в жизни, в решении каких-то конкретных проблем. Ее сказкотерапия – целая система, в которой все подвергается анализу. У нее есть сборник сказок собственного сочинения вместе с методикой, которая применима в деятельности специалистов. О сказкотерапии, кстати, у нее есть целая сказка.
– Где-то далеко-далеко, в бескрайних просторах Вселенной, – рассказывает она, – а может быть, и здесь, совсем рядом с нами, живут Волшебники. Любовь, Добро и Забота исходят от них к людям. Но знал ли об этом человек, отступив¬ший от слов, заповеданных Вечностью, поклонявшийся неизвестным бо¬гам, забывший предков? Одержимый иллюзией собственной безнаказан¬ности, он превращал небеса над головой в медь, а землю в железо, разру¬шал себя и окружающий мир. С болью наблюдали Волшебники за разрушением души человеческой, но не могли достучаться до сердец лю¬дей, ибо те были наглухо закрыты суетой будней… И заметили Волшебники, что в светлых снах открываются сердца лю¬дей и желают они радости и света. Летая во сне, они беззаботно смеются, а чудесные мечты ощущают достижимыми. Задумались Волшебники, как и наяву помочь людям ощущать Радость, Творить и Созидать? Как укрепить их Веру в Лучшее? Долго размышляли Волшебники об этом, и сердца их все больше и больше наполнялись любо-вью к людям. И вот Волшебники все, что знали о Жизни, Радости, Твор-честве, Чистоте, об испытаниях и искушениях, поведали Миру. Слова их запечатлелись и в солнечных лучах, и в трепете листьев, и в журчании ру-чья, во всех образах, звуках, запахах, вкусах и прикосновениях Окружаю-щего мира. И понеслись Слова Волшебников к людям, сплетаясь в удиви-тельные истории.
В общем, в результате люди научи¬лись сочинять сказки сами и так стали Волшебниками...
С этими учеными, анализирующими сказки, пожалуй, научишься читать между строк. Например, взять любимую многими «Снежную королеву».
– Вы советскую версию читали или более ранний перевод? – спрашивает Светлана Анатольевна.
– Советскую.
– А в ранней версии, когда Герда уже добирается до снегов, помните, где Снежная королева прячет Кая, там Герду тролли сначала встречают. Герда начинает читать «Отче наш». Слова превращаются в белых ангелов. Так что еще и с Божьей помощью Герда спасает Кая. Там много есть таких моментов. В сказке всегда холодно, но впечатление тепла, да? Я очень люблю эту сказку. Там все возможно, и мечтам о любви есть место…
– Так вы и совершенно детскую сказку «Колобок» сделаете сказкой для взрослых, – несколько удивляюсь я.
– Кстати, как вы думаете, почему лиса так долго не съедала колобка, аж до языка его «довела»?
– Ну, развлекалась, наверное, – могла бы съесть, но пока не буду…
– Лиса здесь выступает манипулятором. И еще. Если ее поведение будет осуждено обществом, то она скажет: «Он сам ко мне в рот залез». Опасен не тот, кто говорит: «Я тебя съем, а тот, кто говорит: «Хорошо поёшь».
– Скажите, Светлана Анатольевна, а почему Ваш выбор психотерапевта пал именно на сказку? Вы же и другими методами владеете?
– Если коротко, то, во-первых, сказки любят все. В сказке все как в сказке. Это не обо мне, и это очень даже обо мне, и о вас, и о них, наших детях. В сказочной форме свою про¬блему легче увидеть и легче принять – не так обидно. Для сказочного героя легче придумать выход из положения — ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки все¬гда хорошо кончаются. Во-вторых, сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безбо¬лезненных способов психотерапии.
– Знаю, что и корейские сказки Вы используете в своей практике.
– Сконцентрированная мудрость веков есть в сказках всех народов мира. Мне, конечно, интересно перечитывать близкие мне по детству сказки. Есть такие народные корейские сказки, которые я тоже с детства знаю. Например, «Охотник на тигра». Там охотник влюбляется в девушку. Во время охоты он стреляет и случайно попадает тигру прямо в глаз. Его восхваляют, но он-то знает, что это случайность. И признается любимой. Когда же на свадьбе его просят повторить «успех», они с невестой договариваются, что стрелять в тигра он не будет, потому что взволнован в этот миг и сделает это позже. Когда пришло время показать сноровку, решили его случайно толкнуть, мол, не получилось. Его толкают, и он случайно попадает тигру прямо в глаз. Вот это в традициях корейских сказок – вера в стечение немыслимо удачных обстоятельств. Помимо веры в удачу, в корейских сказках пропагандируются доброта, трудолюбие, верность избраннику и дому как условия для счастья. Корейские сказки добрые, полны юмора и позитива. Они, конечно, являются хорошим материалом для сказкотерапии.
Мы говорим и говорим. Сказки – оказывается, еще и повод поспорить, поразмыслить, порассуждать. Я столько замечаний сразу от двух докторов психологических наук получила: мол, плохо вы помните детские сказки. Решила – с внуками перечитаю. Только, нет, пожалуй, с ними мы обойдемся без психоанализа. Пусть просто наслаждаются языком сказок …пока не подрастут.
Тамара ТИН