15 июня исполняется 20 лет со дня принятия совместной декларации между Северной и Южной Кореей от 15 июля 2000 года («Декларация 6.15»). Этот документ стал результатом первой встречи глав правительств Юга и Севера. За прошедшие 20 лет отношения между двумя странами напоминали американскую горку со своими взлетами и падениями.
В 2018 году впервые за 11 лет возобновились переговоры между Югом и Севером, а также в феврале 2019 года состоялись переговоры руководителей Северной Кореи и США в Ханое. Однако в последнее время межкорейские отношения вновь несколько ухудшились, из-за чего появилась тревога – не закончится ли мир на Корейском полуострове одной лишь надеждой?
В принятии совместной «Декларации 6.15» основную роль сыграл бывший президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун. Его политика в отношении Северной Кореи, в первую очередь, ставила цель опереться на поддержку простого народа, а затем на государство, при этом экономика была на первом месте, а уже потом политика.
Посещение главой коронации Хенде Чон Дю Еном Северной Кореи, подарившем стадо из 500 коров, открытие туристической зоны Кымгансан, совместная работа в Кэсонской промышленной зоне – все это в свое время было свидетельством улучшения отношений между Югом и Севером, которые полвека были заморожены.
Одновременно прикладывалось немало усилий по развитию экономического сотрудничества. Это способствовало и продвижению в решении военно-политического вопроса, в котором у сторон имелись значительные разногласия.
Совместная «Декларация 6.15» была призвана закрепить уже достигнутые, пусть и незначительные успехи и способствовать дальнейшему развитию отношений. Правительство Ким Дэ Чжуна считало, что давление и санкции не являются эффективным методом воздействия на Северную Корею, необходимы только взаимный обмен и сотрудничество. В связи с этим политика по развитию отношений с Северной Кореей значительно изменилась.
В сентябре 2017 года правительство Мун Чже Ина запланировало оказать помощь Северу на сумму 8 млн долл. Но из-за давления консерваторов и влияния США данный план не был реализован до мая 2019 года.
При этом в 2018 году Швеция, Швейцария, Франция и Канада оказали помощь КНДР на общую сумму 33 млн долл.
Правда, позже, по согласию США, Южная Корея выступила с инициативой оказать поддержку КНДР, но последняя уже отказалась ее принимать.
После десятилетнего перерыва в 2018 году возобновились переговоры руководителей двух стран. Прошел двусторонний саммит. Гражданские организации Южной Кореи старались поддержать соседнее государство и активно включались в работу по укреплению сотрудничества. Стала активно развиваться народная дипломатия. Однако правительство Мун Чжэ Ина заняло выжидательную позицию, в надежде на то, что наступят более благоприятные времена для построения взаимоотношений с Севером. Но это противоречило политике «Солнечного тепла», проводившейся по отношению к КНДР руководством Южной Кореи при президентах Ким Дэ Чжуне и Но Му Хене. Одним из основных принципов данной политики было правило, что «гуманитарная помощь должна оказываться Северу вне зависимости от политической ситуации».
В условиях жестких санкций, которые ввели США в отношении Северной Кореи, Сеулу и Пхеньяну стало затруднительно развивать экономическое сотрудничество. Тогда стороны решили кардинально изменить приоритеты во взаимоотношениях – на первое место выдвинуть политику, а потом экономику.
4 апреля 2018 года была подписана Пханмунджомская декларация, затем в сентябре того же года – совместная Пхеньянская декларация, также достигнуты совместные договоренности в военном вопросе – все это положительно повлияло на развитие двусторонних отношений.
Но в 2019 году, несмотря на договоренность о поэтапном сокращении вооружений, южнокорейская сторона, наоборот, увеличила военные расходы, на что северокорейская сторона отреагировала негативно, и между странами вновь возникло напряжение.
В то же время, несмотря на дважды данные Дональдом Трампом обещания о прекращении совместных военных учений США и Южной Кореи, они все-таки продолжались в сокращенном формате. С этого момента и началось осуждение Севером правительства Мун Чже Ина и массированные запуски ракет малой дальности. Таким образом, в данное время отношения Юга и Севера настолько напряжены, что совместное празднование 20-летия принятия исторической совместной «Декларации 6.15» оказалось невозможным.
Вместе с тем нельзя не отметить заслуг правительства Мун Чже Ина, благодаря усилиям которого в 2018 году ситуация на Корейском полуострове стала стабилизироваться. Но происходящие процессы все же следует рассматривать с разных ракурсов и признать, что также были допущены отдельные недочеты. Так, президент Мун Чже Ин в начале своего правления слишком легко согласился на санкции США в отношении Северной Кореи. Также правительство недооценило роль народной дипломатии, увеличило военные расходы и продолжало совместные военные учения с США. Все это негативно отразилось на отношениях Юга и Севера, а также на ходе переговоров по ядерному разоружению. Поэтому все эти моменты нужно тщательно проанализировать для принятия в будущем конкретных мер.
Можно предположить, что правительство Мун Чже Ина надеется на понимание со стороны Северной Кореи в вопросах увеличения военных расходов и совместных военных учений с США, и что совместные переговоры все-таки состоятся. Но нужно констатировать, что Северная Корея не та, какой ее хочет видеть Южная Корея. Ведь, с одной стороны, Сеул предлагает сотрудничество, а с другой, неимоверно увеличивает военные расходы. В связи с чем Северная Корея осуждает Южную Корею и в качестве ответных мер проводит испытания ракет малой дальности.
Все происходящее абсолютно не соответствует принципам, провозглашенным в совместной «Декларации 6.15», Пханмунджомской декларации и принятой в сентябре 2018 года Пхеньянской декларации.
Вместе с тем прошедшие Олимпийские игры в Пхенчхане стали толчком для улучшения отношений между Югом и Севером. Глобальные спортивные соревнования, проводившиеся на Корейском полуострове, несколько сняли военное напряжение. Правительство Мун Чже Ина успешно воспользовалось ситуацией и во время подготовки к Олимпиаде предложило прекратить военные действия во всем мире, а совместные военные учения Южной Кореи и США перенести на более поздний срок.
При этом южнокорейская сторона убеждала КНДР в необходимости участия в Олимпиаде. В результате команды Южной и Северной Кореи прошли под одним флагом на открытии Олимпийских игр в Пхенчхане.
Охвативший весь мир COVID-19 также оказал свое влияние на развитие межкорейских отношений. Папа римский Франциск и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призвали к прекращению военных конфликтов, сокращению военных расходов и объединению против общего врага человечества – коронавируса. Как страна, показавшая всему миру успешный пример борьбы с COVID-19, Южная Корея должна и дальше выступать за прекращение совместных южнокорейско-американских военных учений и сокращение расходов на оборону, призывая к этому международное сообщество. Тогда в отношениях Юга и Севера можно будет ожидать определенного прогресса.
Конечно, из-за существующих санкций в отношении КНДР развитие экономического сотрудничество между двумя странами будет затруднено, нельзя будет в скором времени говорить о возобновлении таких совместных проектов, как, например, промышленная зона Кэсон, туры на Кымгансан.
Но достичь конкретных результатов в урегулировании военных вопросов нынешнему правительству во главе с Мун Чже Ином вполне по силам, а это, в свою очередь, даст импульс дальнейшему сотрудничеству.
Тен Ук Сик,
председатель центра «Мирный Network»