Этот материал вы обязательно должны прочесть, дорогой читатель. Он уникален не столько из-за того, что мне повезло быть его автором (скорее, соавтором!), сколько в связи с тем, что наша беседа построена на получении ответов от магистра общественного здравоохранения, семейного врача первой категории, представителя Казахстана в Европейском Совете молодёжной организации семейных врачей Vasco da Gama Movement, члена Организации Молодых Лидеров ПМСП, семейного врача и консультанта ассоциации семейных врачей Казахстана Елены Леонидовны Хегай. К тому же материал представляет особый интерес потому, что он связан с нашим отношением к главной ценности любого человека – с собственным здоровьем. Через удивительного человека, Врача с большой буквы, из небольшого материала можно почерпнуть знания, которые, возможно, многих из нас спасут от собственного невежества. Собственно, нынешняя встреча с Еленой Леонидовной – продолжение первой, когда в материале «Начать с себя – звучит как SOS сегодня». В последних строках актуального интервью мы с доктором обещали, что работа по самообразованию на страницах газеты продолжится. Мы собрали вопросы, с которыми чаще всего обращались за прошедший месяц наши читатели, и попросили Елену Леонидовну ответить на них. Несмотря на свою занятость, она пошла нам навстречу, хотя вполне могла отослать в соцсети, где она постоянно ведет образовательную работу среди населения. И это отношение к людям тоже говорит о личных качествах врача, находящегося на пике борьбы с ковидом, успевающего еще и тщательно отслеживать информацию о вирусе и борьбы с ним в научной периодике и в СМИ.
– Спасибо Вам, Елена Леонидовна, за встречу! Рады, что снова получим от Вас очень ценные знания и советы.
– Как известно, главное предназначение человека, который однажды выбрал профессию врача – служить людям. В данном случае оказать казахстанцам консультативную помощь, в которой, судя по вашим вопросам, нуждаются сегодня ваши читатели, – тоже одна из составных нашей деятельности. Поэтому рада, если мои пожелания помогут в борьбе с таким грозным вирусом, каковым является COVID-19.
– Вы тоже сделали прививку и подробно писали о своем самочувствии в инстаграм. Это для того, чтобы Вам реже задавали одни и те же вопросы по вакцине? Как Вы себя чувствуете? Окрепли ли Ваши убеждения в пользу прививки?
– Не совсем так. О своем самочувствии после прививки я писала для того, чтобы в режиме реального времени описывать свой поствакцинальный период и объяснить, почему постпрививочных реакций не нужно бояться. Я знаю, что некоторые люди опасаются прививаться из-за того, что боятся осложнений после прививок. При этом многие, включая и некоторых врачей, не понимают разницы между побочными реакциями и истинными осложнениями от прививок. Немного остановлюсь на этом.
Побочные реакции (син.: нежелательные явления, побочные эффекты, нежелательные эффекты) на введение вакцины – это абсолютная норма. Свое название (побочные/нежелательные) эти симптомы получили потому, что любая вакцина, помимо основной полезной реакции (защита от тяжелых форм болезни), может временно вызывать и побочную – симптомы недомогания. К наиболее частым побочным реакциям относятся повышение температуры тела, чувство озноба, мышечные боли, головная боль, увеличение лимфоузлов, высыпания (в зависимости от вида вакцины), боли в суставах и так далее. Локальная аллергическая реакция (припухлость, отек, зуд в месте введения вакцины) тоже относится к побочным реакциям. Как правило, частота побочных реакций не превышает 10-20%, а длительность – трех дней. Недомогание можно облегчить приемом парацетомола или ибупрофена.
Истинные же осложнения прививок – это серьезные нарушения, которые развились в организме в ответ на введение вакцины. Важно помнить, что в медицине не существует такого понятия, как «абсолютное благо»: все без исключения лекарственные препараты, вакцины и другие методы лечения, помимо ожидаемой пользы, имеют и риск осложнений. Поэтому целесообразность их применения всегда должна оцениваться с позиций «польза/риск». Как правило, истинные осложнения прививок очень редки и могут быть специфичны для каждой вакцины. При этом важно помнить, что болезни, от которых защищают прививки, вызывают эти осложнения гораздо чаще.
– Наверное, осложнения от инфекций вообще страшны, поэтому наука и обратилась к вакцине как к спасению?
– Благодаря науке и выжило человечество! Например, грозным осложнением кори является склерозирующий панэнцефалит – это воспаление и разрушение ткани мозга, приводящее к смерти. Его коварство состоит в том, что оно развивается исподволь, проявляясь лишь через 5-20 лет после перенесенной болезни, на фоне полного здоровья, а лечения не существует. Для сравнения: это осложнение развивается примерно у 1 из 1000 переболевших (вне зависимости от тяжести болезни), тогда как после вакцинации его частота колеблется от 1 на 100 000 до 1 на 1 000 000 привитых. Так что…
Конкретно по вакцинации «Спутником-V»: на сегодняшний день о серьезных побочных реакциях и осложнениях после введения этой вакцины не сообщалось, но наблюдения и постоянный сбор отчетов продолжаются, информация будет обновляться. Все желающие также могут присоединиться к Телеграм-каналу, где вакцинированные жители Казахстана делятся друг с другом своими ощущениями после прививки, и получать информацию, как говорится, «из первых уст», нежели от пятых и десятых лиц. Канал называется «Казахстан «Спутник-V» отчеты».
– В целом как Вы пережили вакцинацию?
– После вакцинации от КВИ у меня было недомогание на следующий день после прививки, невысокая температура, слабость и боли в мышцах. Вечером я приняла таблетку ибупрофена и все прошло. С того времени и по сей день самочувствие отличное. Мои убеждения в пользу вакцинации не требуют укрепления: как врач я верю в достижения современной науки и медицины, а не в псевдонаучные домыслы и теории заговоров. Причем это не слепая вера, а уверенность, подкрепленная знаниями и умением критически осмысливать любую информацию. К тому же, по натуре я все подвергаю скепсису и сомнению и доверяю лишь тем данным, которые находят свое подтверждение в научных исследованиях.
– Многие боятся побочных от вакцинации последствий. Мужчины боятся даже бесплодия, например. К тому же, и для этих сомнений есть основания (помните, когда в прежние годы делали прививки от гриппа и люди заболевали, врачи это объясняли тем, что штамм был другой), штаммов у гриппа много. И от всех вряд ли поможет эта прививка. Есть ли прививка от мутирующего вируса? Коль штаммов у гриппа много, это означает, что мы его так и не победим? Чем эта борьба закончится, как Вы думаете?
– Вот снова возвращаемся к моему ответу на первый вопрос. Надеюсь, теперь вы хорошо понимаете разницу между побочными реакциями и истинными осложнениями прививок. Страшилки про связь вакцинации с бесплодием стали распространяться после того, как один из немецких эпидемиологов предложил изучить влияние вакцин от КВИ на репродуктивные функции. Он объяснил это тем, что шиповидный протеин возбудителя COVID-19 (S-белок) по строению схож с белком синцитином-1, который отвечает за формирование и прикрепление плаценты к стенке матки, и антитела, вырабатывающиеся в организме к коронавирусу, могут впоследствии распознавать и синцитин-1 как чужеродный, блокируя его. Дальнейшие исследования показали, что это сходство совсем незначительное (примерно, как когда совпадают 1-2 цифры в сотовых номерах абонентов) и вышеупомянутые опасения не нашли подтверждения. Чтобы вы понимали: антиген и антитело подходят друг другу, как ключ к замку, и точно так же, как похожим ключом нельзя открыть другие замки, антитела не могут блокировать неподходящие им по строению белки.
Кроме того, не забывайте о том, что если бы это было правдой, то следуя логике, после заражения «диким» возбудителем COVID-19 риск развития бесплодия у женщин был бы гораздо выше. Пока роста женского бесплодия среди переболевших COVID-19 по сравнению не переболевшими женщинами репродуктивного возраста не наблюдается.
А вот у мужчин, напротив, есть повод переживать за риск бесплодия после перенесенной инфекции COVID-19, а не от вакцины. Исследования показывают, что вирус SARS-CoV-2 (возбудитель КВИ) способен проникать в яички и вызывать в них воспаление (орхит), что приводит к повреждению сперматозодидов и снижению фертильности. Вакцина не содержит живого вируса, поэтому никак не может привести к бесплодию, напротив – снижает риски. Так что выбирать вам.
Говоря об эффективности вакцин, я хочу, чтобы все запомнили: основная цель любой вакцинации – защитить не от заражения, а от тяжелых форм инфекции, их осложнений и смерти. То, что вакцины защищают от заражения – это как дополнительный плюс, понимаете? Например, вакцина «Спутник-V» показала себя на 91,6% эффективной в предотвращении новых случаев заражения, и на 100% эффективной в отношении риска госпитализации и смерти от COVID-19. Это говорит о том, что 92 из 100 привитых не заразятся (или болезнь пройдет в бессимптомной форме), и никто из привитых не попадет в больницу с тяжелой формой инфекции и осложнениями. На сегодняшний день вакцины показали себя эффективными в отношении британского и бразильского штаммов. По остальным штаммам ведутся наблюдения и исследования. Конечно, ситуация может сложиться так, что потребуется адаптировать вакцины к новым штаммам, но это уже мелочи по сравнению с разработкой вакцины, и ничего страшного в этом я не вижу. Вирус гриппа и SARS-CoV-2 сравнивать неправильно. К вирусу гриппа у большинства живущих уже есть какой-никакой иммунитет, потому что мы все сталкивались с ним неоднократно на протяжении жизни, поэтому даже во время эпидемии по-настоящему тяжело болеют лишь ослабленные лица. Кроме того, этот вирус и его влияние на организм хорошо изучены уже на протяжении нескольких десятков лет. А возбудитель COVID-19 – вирус новый, до недавнего времени его не существовало в природе, иммунитета к нему у нас не было – поэтому в организме он может творить, что захочет, и отдаленные последствия болезни нам только предстоит изучить: даже эффективного лечения еще не существует. Пока вакцинация – один из наших самых надежных инструментов защиты.
– Правда ли, что вакцина Спутник-V может вызывать изменения на генетическом уровне, и никто не может дать гарантии, что этого не произойдет?
– Нет, это не правда. Ни одна из вакцин не встраивается в геном (ДНК хромосом) клеток и не может его изменить. Попробую объяснить, как работает вакцина «Спутник-V». Она содержит инактивированный (не способный размножаться) аденовирус, который выполняет роль вектора (носителя): он переносит в человеческие клетки ген вируса-возбудителя COVID-19, отвечающий за выработку S-белка (шиповидного белка на поверхности вируса, создающего подобие короны, отсюда и название семейства). Это тот самый белок, при помощи которого вирус «цепляется» к рецепторам АПФ 2-го типа в нашем теле. То есть вакцина делает так, что наши клетки начинают самостоятельно вырабатывать шиповидный белок, который является чужеродным для нашего организма, а потому распознается и уничтожается клетками иммунной системы. Участки вирусной ДНК (ген или несколько генов) вносятся в наши клетки в виде плазмид (или эписом) - это фрагменты ДНК, которые способны запускать процесс выработки S-белка без внедрения в ДНК клеток хозяина. Cам S-белок (или «шиповидный» белок) образуется в цитоплазме (жидкой части) клетки, а затем при помощи специальных ферментов перемещается на ее поверхность, где становится заметным для В- и Т-лимфоцитов и других звеньев иммунной системы, запуская иммунный ответ. При размножении клетки организма не передают плазмиды с вирусной ДНК другим поколениям, так как геном родительской клетки остается неизменным. Количество вакцинных векторных вирусных частиц составляет до 5*10^10 в 1 дозе. Но далеко не все они попадают внутрь наших клеток: многие сразу захватываются клетками иммунной системы (макрофагами), а другие вирусные частицы с кровотоком инфицируют те клетки организма, к которым они имеют наибольшее сродство. Для аденовируса это в первую очередь клетки слизистых оболочек органов дыхания, лимфоузлы, кишечник, печень и селезенка (здесь они тоже захватываются иммунными клетками). Таким образом происходит имитация заражения аденовирусной инфекцией (в быту это обычная простуда) с той лишь разницей, что в отличие от «дикой» инфекции, вирус в клетках хозяина размножаться не может. А «инфицированные» клетки с «шипиками» распознаются и уничтожаются иммунной системой организма в течение 1-2 недель. После «знакомства» с S-белком («шипиками») в организме остаются антитела и клетки иммунной памяти, которые будут хранить информацию о вирусе, и при новой встрече с ним иммунный ответ будет вырабатываться уже не в течение нескольких недель, а почти моментально, что позволит привитым либо не заболеть вообще, либо перенести болезнь в легкой форме.
– Скажите, если человек переболел ковидом, сдал анализы на антитела и они у него присутствуют, ему нужна прививка?
– Да, переболевшим COVID-19 нужна прививка, особенно если после болезни прошло 6 и более месяцев. Сейчас наблюдается рост числа повторных заражений во всем мире и в Казахстане в том числе. Исследования уже показали, что у 20-30% переболевших через 6 месяцев антитела теряют свою нейтрализующую активность, несмотря на то, что общий титр антител может оставаться высоким. Вакцинация «Спутником-V» рекомендуется как раз спустя 6 месяцев после выздоровления. Возможно, в будущем эти сроки будут пересмотрены в сторону уменьшения, как произошло с другими вакцинами.
Окончание в следующем номере
Тамара ТИН