Сценическое искусство многообразно и многолико. Театральное, эстрадное, вокальное, пантомима и т.д. В этом ряду хоровое пение, своим многоголосым, обширным репертуаром возвышающее душу, уносящее её в поднебесье и неведомые дали. Образно говоря, эту божественную магию музыки творит «командующий» хором – дирижер, имя которого объявляется перед началом выступления. Он, такой великолепный маэстро, к примеру, как Владимир Спиваков, весь на виду, как и представители тех жанров, что означены выше. Иное дело с танцевальными ансамблями. Имя руководителя-хореографа только называется перед началом концертного номера, зрителю неведомо, кто он, она (?). Но если танцевальное действо блестяще удалось, вызвало бурю оваций, поневоле возникает вопрос: кто сотворил такое сценическое волшебство, когда четырех-пятилетние дети так красиво, четко и, главное, трогательно и умилительно исполнили свой чудесный танец?
Другая картина в столице явилась совсем недавно, что вызвало удивление, одобрение и даже зависть, как говорится, «белую», когда конферансье огласил: на сцене ветераны корейского этнообъединения, и вслед ему на подмостки выплыли женщины далеко не «бальзаковского» возраста, в радужных шелковых одеяниях, подрумяненные, помолодевшие, их и узнать то было трудно. Этот коллектив в городе создан впервые, что явило своего рода прецедент, и стал составной частью известного в Нур-Султане ансамбля «Мисон». Под нежные корейские мелодии они, восточные мадонны почтенного возраста, танцевали мягко и грациозно, вальсировали «бережно» и очаровательно. И сорвали, что называется, бурные аплодисменты. Премьера состоялась на славу, под возгласы «браво, бис!». Да, одна извинительная при этом оговорка: ведущий перед их выходом с особым акцентом произнес: «Хореограф – Светлана Тен!». Но, как уже сказано, зал не зрел «командиршу», постановщика танцев, в отличие от дирижеров.
Это имя уже привычно слуху зрителя столицы и округи, оно звучало «за кадром» в минувшем марте в воинских частях, Доме дружбы, в других учреждениях, проводивших волнующие весенние торжества, приходящиеся на этот месяц. Самым ярким из них был новый казахстанский праздник – День благодарности. А ранее ансамбль «Мисон» показал свое яркое искусство в г. Кокшетау, центре Акмолинской области. Званым гостем был (и выступил) на северной широте страны, в городе Костанай. И всюду блестящий успех, горячие пожелания новых встреч.
Если в двух словах, хореограф Светлана Дмитриевна Тен - профессионал высокого уровня. И высочайшего душевного и духовного качества человек. Она в нашем городе сравнительно недавно, по житейским стечениям обстоятельств семья выбрала казахстанскую столицу, покинув жаркий Ташкент. Там Светлана Дмитриевна оставила о себе добрую память в Доме пионеров, Дворцах культуры, других учреждениях, где работала в разные годы и, наверняка, её не забудут многие питомцы, которых она поставила «на крыло», привила подлинную любовь и привязанность к танцам, такому нелегкому жанру сценического искусства.
Также вкратце о её профессиональных истоках, избранном пути и путеводной звезде, что вела пытливую, любознательную и целеустремленную девушку по дорогам жизни. Детство, юность пришлись на маленький южный городок Джизак. Большое влияние на будущность детей оказывала мама, простая, как говорится, женщина, но страстная поклонница музыки. Она привила любовь к музыке и юной Светлане, овладевшей таким звонким инструментом, как аккордеон. В те далекие времена он стоил серьезных денег, но затрата обернулась родительской радостью, когда из-под его клавиш в руках девочки зазвучали чудесные мелодии старинных вальсов, ритмичных фокстротов, веселые попурри из разных песен. Этому предшествовало постижение нотной грамоты, музыкальных азов.
Светлана могла стать изящным музыкантом, но внутренний зов души манил к иному призванию, каким стала хореография. И как же пригодились ей владение музыкальной грамотой и культурой, утонченный слух, так необходимые в танцевальном искусстве! И потому ей легко давались творческие науки, когда девушка из провинции стала прилежной и успешной студенткой Ташкентского хореографического училища. А в этом учебном заведении учили не только танцевальному мастерству, программа обучения была разносторонняя – изобразительное, музыкальное искусство, педагогика, эстетика, история во многих её проявлениях и т.д.
Светлана Тен была отличницей по всем предметам, но её отличал от сокурсников особый склад характера, в котором, как божья заповедь, на первом месте искренность, честность, справедливость, эти принципы в ней пожизненны, унаследованные от добропорядочных, достойных родителей. И особое качество, природный дар – скромность. Вот и сегодня, когда её имя широко на слуху, а живое общение с людьми очень тесное, дружеское и горячее, принесшее ей непререкаемый авторитет, Светлана Дмитриевна, при случае, порывисто и категорично утверждает:
– Я совершенно не нуждаюсь в пиаре, мне чужда какая либо самореклама, я просто честно служу своему делу. Мне помогает одна простая народная поговорка: «Без волнения и заботы не жди радости от работы». Таков мой каждодневный будничный трудовой зов. А волнений и забот у руководителя танцевального ансамбля «Мисон», что называется, по горло. В его составе более полусотни мальчиков и девочек, юношей и девушек, плюс к ним коллектив тех «восточных мадонн», удивляющих и очаровывающих зрительные залы. Под началом Светланы Дмитриевны и другая, так сказать, ударная, группа – самульнористы, их двадцать. Их бой, трепетный и призывный, оглашает пролог каждого концерта столичного этнообъединения корейцев. Она и здесь ведущая, так хорошо и удачно сложилось в этом творческом секторе. Светлана Тен, стало быть, специалист и в жанре самульнори? – Нет, это итог профессионального умения овладевать тем или иным видом искусства, если того требует дело. Но вот о главном, о хореографии, она говорит:
– Как бы ни было нелегко, даже трудно работать с разновозрастным людом, меня всегда влечет к новизне, совершенству. Поясняю: зритель, тем более столичный, в отличие от регионального, который реже видит всякие развлечения, всегда ждет нового зрелища, невиданной ранее красоты телодвижений, грации, полета танца. Это как в певческом творчестве: любимая песня всегда волнует, но новая, если она вызывает трепетные чувства, становится ожидаемой и желанной. Так и у нас. Зрительный зал всегда в восхищении, ведь в который раз, например, на сценах блещут танцы с веерами, «Бабочки» (младшая группа) и они, как говорится, не приедаются. Таких ярких номеров около двадцати, но я желаю большего. Имею в виду не количество, а жизнь, поэзию, лирику, вложенные в суть нового танца. Без ложной скромности скажу, это удается. Недавно разучили танец «Цветы деревни», название говорит само за себя. Но постановка потребовала немалых раздумий и усилий. Получилось, что очень греет душу. Сейчас бьюсь, иначе не могу сказать, над другой задумкой, чтобы сотворить «Танец с рукавами». Звучит необычно, но если вдуматься, то как в жизни много в этих движениях: чувства, мысли, эмоции. Словом, «будем посмотреть», как выразилась однажды корейская бабушка. Столица всегда в волнении, когда выступают Народный хор «Ченрю» и танцевальный ансамбль «Мисон», тем и славится наша диаспора, которая на юбилейном торжестве в честь её 25-летия получила высокую оценку из уст градоначальника – «Ваше этнообъединение есть достойный корейский бренд!». На хорошем счету ЭКО и в Ассамблее народа Казахстана. Есть в этих признаниях вклад каждого члена, участника самодеятельных творческих коллективов.
О Светлане Дмитриевне особое слово. Она не только успешный и блестящий постановщик восточных танцев, но и разносторонняя интеллектуальная личность. В этой связи такое явление. В разумную жизнь современного социума вошло новое понятие - «эмоциональный интеллект», и как говорит источник, это западное поветрие. Смысл же его в том, что та или иная личность отличается исключительной способностью распознать, уловить скрытые эмоции, чаяния другого человека и привлечь его к своим делам, сделать из него верного сторонника. И, дословно, «это больше, чем харизма». Пример тому - наша уважаемая героиня, и вот как она выглядит в рассказе Ольги Алексеевны Ким: «Я с недавних пор пенсионерка. Когда стала «свободной», меня поневоле потянуло к родным корейским людям. Прежняя работа была такая, что я все время находилась в стороне, в поездках в качестве проводника на железной дороге. Без раздумий пошла на корейские танцы, где «царицей бала» была моя дочь Настя, это мое шутливое выражение.. Но если серьезно, она со временем стала примой в «Мисоне», а два года назад на конкурсе «Мисс Астана» стала ею. То есть всё вышло наоборот – я пошла по её стопам. Поначалу у нас учителем была хореограф из Южной Кореи, их танцы отличны от наших, они традиционные, своеобразные и для нас сложноватые. Потом появилась Светлана Дмитриевна, и все женщины переметнулись к ней. Она же хореограф советской школы, кроме ташкентского училища училась в московском ГИТИСе. Чем она подкупает, покоряет нас, детей, родителей, бабушек, дедушек? Вот тем самым эмоциональным интеллектом. Но самое главное в ней – глубокое уважение к нам, пенсионерам. Сколько в ней терпеливости, такта, благожелательности, ведь ей трудно с нами, людьми преклонного возраста. Мы в шутку говорим, что легче обучить танцам обезьяну. А наша учительница по тридцать раз выгибается, приседает, показывает всякие там пируэты и т.д., пока не достигнет желаемого в нашей учебе».
Да, Светлана Дмитриевна непререкаемый авторитет среди людей в столичном сообществе. «Она наше национальное достояние, гордость и слава, и это не просто высокие слова, а истинное признание заслуг нашей соотечественницы», – говорила зампредседателя ЭКО Роза Пак. Её высокий интеллект видится во многом, в знании мировых видов искусства, литературы, поэзии. Кстати, о словотворчестве. Согласна ли она с афоризмом английского писателя Д. Драйдена: «Танец – это поэзия ног»? – на что последовал незамедлительный ответ – абсолютно. Такой разговор состоялся недавно, перед началом очередных уроков танца. Поводом была «Новая книга афоризмов» (ЭКСМО. Москва. 2010). В ней есть и такое откровение, высказанное знаменитой танцовщицей Айседорой Дункан: «Единственными моими учителями танца были Жан Жак Руссо, Уолт Уитмен и Фридрих Ницше». Конечно, непосвященный человек нуждается в определенном объяснении, как и с чем они связаны. Краткий комментарий Светланы Дмитриевны был таков: парижский философ, писатель Руссо был сентименталистом (от франц. – чувство), Уитмен – американец с многогранным поэтическим видением мира и гармонии; немецкий философ Ницше проповедовал романтический идеал «человека будущего».
Выделим из них знаковые слова – чувство, гармония, романтика. В них и заложено таинство такого вида искусства, как хореография. Оно раскрывается и расцветает в том случае, если над ним священнодействует фанатично одержимый человек, всецело посвятивший свою жизнь раз и навсегда избранной профессии. Этот человек - наша замечательная соотечественница Светлана Тен, её животворный исток жизненной стези начался сызмальства, в ранней юности…
Владимир СОН,
Нур-Султан