Тюгай Матвей Федорович, проходит в разных документах как Дю Гван Му, Тю Гван Му и Чу Матвей. (АВПРФ, фонд 179, опись 10в, дело 19, папка 1, лист 48). Сведений о нем, несмотря на его высокие должности, воинское звание генерал-лейтенанта, совершенно скудные. В книге Тян Хак Пона по невыясненным причинам нет очерка о Матвее Тюгае. В справочнике Брутта Кима он упомянут как Тю Гван Му, 1907 г.р. – замминистра внутренних дел (КНДР – прим. Г.Н. Ким ). В журнале «Единство» за номером 1/43, январь 2004 год, в рубрике «По зову исторической Родины» была опубликована статья Ли Дон Хва под названием «Матвей Федорович был военным комендантом Сеула».В ней пишется, что Тюгай Матвей Федорович родился 15 сентября 1908 года в семье крестьянина в деревне Лукьяновка Иманской волости Спасского уезда Приморского края. Это частично подтверждается архивными документам, согласно которым его дата и место рождения: 1908 г., Хабаровский край, д. Лукьяновка; № паспорта: О/г 61121; Место работы: начальник следственного отдела МВД; время прибытия в КНДР: 1947 г.; Родственники в КНДР: жена Тян Гын Сун, мать Хан Ен Хи, дочь Тю Зинаида, дочь Тю Вера; место жительства: Пхеньян (Список граждан СССР корейской национальности, постоянно проживающих в КНДР и состоящих на консульском учете в Посольстве СССР в КНДР по состоянию на 7 декабря 1955 года. (АВПРФ, фонд 0102, опись 11, дело 42, папка 64, лист 45).
После окончания сельской школы Матвей Тюгай поступил на курсы трактористов, которые завершил в сельхозартели. В 1921 году его приняли в ряды ВЛКСМ и вскоре он возглавил комсомольскую организацию сельхозартели. По направлению молодежной организации получил направление на учебу в институт, окончил его, получив специальность экономиста-плановика. Молодого специалиста отправили работать в плановую комиссию Черниговского района Дальневосточного края. Однако, по свидетельству Радмира Кана, согласно мерам по укреплению местных органов милиции, Тюгай Матвея отправили работать оперуполномоченным Черниговского района.
Как и все дальневосточные корейцы, он был депортирован в 1937 году с Дальнего Востока. Оказавшись в Узбекистане, молодой Матвей Тюгай поступил в Ташкентский транспортный институт. Как отличника учебы и активиста-общественника его перевели в качестве поощрения в Московский институт железнодорожного транспорта.
По окончании института Матвей Тюгай, получив направление в Среднюю Азию, работал в 1940-1947 годах заместителем и председателем колхоза имени Энгельса Средне-Чирчикского района Ташкентской области и одновременно возглавлял партийную организацию колхоза. В 1941 году он получил членский билет ВКП(б), что дало ему возможность учиться без отрыва от производства и закончить в 1947 году Ташкентскую партийную школу.
В 1947 году Матвей Федорович Тюгай был направлен в Северную Корею в составе «группы 37», самой известной из так называемых «учительских групп», в которую вошел Нам Ир. Условное название дали, чтобы завуалировать «специальные курсы» для советских корейцев Казахстана и Узбекистана, которых готовили для отправки в Северную Корею. ( Ланьков А.Н. Северная Корея: вчера и сегодня. М.: Восточная литература. 1995, с. 164).
По прибытии в Пхеньян М.Ф. Тюгай активно включился в процессы строительства будущей КНДР. Его партийный, профессиональный и жизненный опыт были направлены на обеспечение правопорядка в Северной Корее. С октября 1947 года до августа 1948 года он исполнял обязанности заместителя начальника административного отдела и начальника уголовного розыска Министерства внутренних дел КНДР. С августа 1948 по июль 1950 года он работал начальником Главного управления внутренних дел в провинциях Хванхе и Кёнги.
В июне 1950 года началась Корейская война, и с первых дней войны М.Ф. Тюгай оказался на передовых боевых позициях. После освобождения Сеула в конце июня 1950 г. Тюгай М.Ф. был назначен военным комендантом и начальником Главного управления внутренних дел г. Сеула, где провел огромную работу по наведению правопорядка в прифронтовом городе и по организации работ городских служб. В записях Радмира Кана говорится, что М.Ф. Тюгай по своим должностным обязанностям обеспечивал охрану и сохранность золотого запаса КНДР во время отступления КНА.
В марте 1951 года Тю Гван Му( М.Ф. Тюгай) был переведен в центральный аппарат Министерства внутренних дел КНДР и до возвращения в СССР в 1961 году был заместителем министра внутренних дел в чине генерал-лейтенанта, одновременно возглавляя Главное управление МВД.
В упомянутом выше очерке в журнале «Единство» говорится, что Тю Гван Му по роду своей деятельности неоднократно встречался с Ким Ир Сеном, он был знаком с Чжоу Энь Лаем. В составе правительственной делегации КНДР имел встречи с Мао Цзе Дуном. Он в совершенстве владел своим родным корейским языком, а также русским, китайским.
После политического кризиса 1956 года для советских корейцев в Северной Корее создалась сложная обстановка. После разбора дел Кан Сан Хо, Нам Чен Себа, Ли Ен Бара, возвратившихся в Советский Союз, на партийных собраниях стали высказываться критические замечания в его адрес и других советских корейцев, к примеру, Ли Дoн Су и Эм Ира. В беседе М.Ф. Тюгая с Б. Захарьиным – зав консульским отделом советского посольства в Пхеяньне - он отметил, что северокорейские власти усматривают в его работе догматизм и отмечают семейственность. Тюгай говорил, что на одном из партийных собраний ему был задан такой вопрос: чьи интересы он защищает – Компартии Советского Союза или ТПК? После того как он ответил, что стоит на позициях марксистско-ленинской партии, некоторые члены ТПК в своих выступлениях осудили этот вопрос как неправильный. (Запись беседы Б. Захарьина, зав консульским отделом, с Тюгаем М.Ф. 11 ноября 1959, АВП, ф.0541, оп.10, д.9, п.81). Отмечается, что из «группы 37», в составе которой он прибыл в Корею в 1946 году, к 1959 в КНДР осталось 12 человек, в т.ч. Нам Ир, Пан Хак Се и три человека, занимающие посты зам. министра.
Несмотря на то что М.Ф. Тюгай сменил советское гражданство на гражданство КНДР, он смог получить разрешение на возврат в Советский Союз. В 1961 году Тюгай М. Ф. вышел в отставку и вернулся в город Ташкент Узбекской ССР, где до последних дней своей жизни активно участвовал в общественно-политической жизни ветеранов войны и труда.
Боевые заслуги Матвея Федоровича, а также самоотверженный труд в мирном строительстве КНДР отмечены высокими правительственными наградами КНДР – орденами Государственного Знамени 2-й и 3-й степени. Есть свидетельство, что М.Ф. Тюгай имел медаль или орден Монголии, однако пока не удалось установить какую именно, за что и когда ему вручили монгольскую награду.
(Приложение к Протоколу № 83 Решения Политбюро ЦК ВКП(б) за 31 июля – октября 1951 г. Решение Политбюро ЦК: от 14.VIII.51 г. Список советских граждан корейской национальности, находящихся на корейской службе и представляемых Правительством КНДР к награждению корейскими орденами. РЦХИДНИ. Ф.17. Оп.3. Д.1090. Л.163-170).
Самоотверженный труд и боевые заслуги в СССР отмечены орденом боевого Красного Знамени, орденом Отечественной войны, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.».
Тюгай М. Ф. слыл начитанным, эрудированным человеком, приятным собеседником. Несмотря на суровую профессию, в семье был любящим и заботливым мужем и отцом. Очень большое внимание уделял воспитанию детей. Рядом с ним всю его жизнь делила трудности, невзгоды и радости его жена Антонина Макаровна. Вместе они воспитали троих детей: дочерей Зинаиду и Веру, сына Валерия.
Герман КИМ, д. и. н., профессор,
директор Института азиатских исследований КазНУ им. аль-Фараби