Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что из всех советских корейцев, отправленных в Северную Корею, именно этот человек стал сегодня самым известным. Произошло это не в силу высоких должностей в партии и правительстве КНДР, и не потому, что он особо отличился в Корейской войне, и не потому, что был репрессирован и казнен. Тян Хак Пон обрел признание как автор книги под названием «Воспоминания советского корейца, строившего Северную Корею», изданной в Сеуле в 2006 году. В ней опубликованы биографические очерки о 80 корейцах из Казахстана и Узбекистана, оказавшихся по заданию партии и зову сердца в Северной Корее и сыгравших важную, если не сказать решающую роль в становлении КНДР. В отличие от всех других очерков, состоящих из нескольких страниц, в редких случаях превышающих десяток или дюжину, о себе Тян Хак Пон написал 52 страницы, которые могли бы лечь в основу небольшой книжицы, дополненной фотографиями, копиями документов, наградных книжек и т.д.
С именем Тян Хак Пона не все так просто, впрочем, это касается имен практически всех других советских корейцев, оказавшихся в Северной Корее. Оно пишется в разных источниках и документах в вариациях: Чан Хак Бон, Чан Хак Пон, Чхан Хак Понг и пр., однако чаще всего как Тян Хак Пон, так как на это имя оформлены все его прижизненные документы последних десятилетий. День, год и место рождения Тян Хак Пона в источниках указываются по-разному. Согласно одним, он родился 6 июня 1919 года в г. Краскино, согласно другим – 6 апреля 1917 года в г. Хабаровске. (Архив внешней политики Российской Федерации (АВПРФ), фонд 0102, опись 10, дело 19, папка 1, л.20; Ким Брутт. Корейцы Узбекистана. Кто есть кто. Ташкент, 1997, с. 105). Надо полагать, даты, отмеченные в автобиографическом очерке, опубликованном в его книге, наиболее точны – 6 апреля 1919 года. Его отец был рабочим на железнодорожной станции Хабаровска. Дед по имени Тян Кон Бан (Чан Гонг Банг), переселившись вместе со своими братьями в Посьетский район Приморского края, хлебопашествовал в селе Новокиевка. С малого детства Тян Хак Пона приобщили к грамоте. С 1926 года он стал учиться в школе и закончил 9 классов с корейским языком обучения. В 1937 году его семью, как и все корейское население Дальнего Востока, подвергли насильственному, тотальному и форсированному переселению в Среднюю Азию, определяемому зачастую одним словом – депортация. В результате этой акции сталинского режима Тян Хак Пон с родителями оказался, по одним сведениям, в Актюбинске, где закончил полную среднюю школу и работал учителем, а по другим – его семья была переселена в Узбекистан и осела в Ташкенте. Тян Хак Пон пишет, что он хотел учиться в Узбекском государственном университете, но его документы как депортированного лица не приняли к рассмотрению. Поэтому в 1940 году он поступил в Центрально-азиатский госуниверситет (ныне ТашНУ им. Низами), где, проучившись два года, был вынужден по семейным обстоятельствам сменить студенческую скамью на работу учителя колхозной школы. Причем в одних источниках речь идет о колхозе им. Молотова, а в других о колхозе – «Полярная звезда». После непродолжительного учительства от стал, по его словам, заведующим колхозным клубом, а Брутт Ким пишет – простым работником культуры. В сентябре 1945 года Тян Хак Пон восстановился в университете на 3-ий курс, но проучился меньше месяца.
В своих воспоминаниях Тян Хак Пон пишет, что он, как и другие его сверстники-корейцы, рвался на фронт бороться с немецкими оккупантами или выполнять разведывательные операции против японцев. Однако все попытки оказались безуспешными. Лишь в ноябре 1945 года он вместе Ли Чхун Бяком и другими советскими корейцами был направлен в Пхеньян и зачислен переводчиком политотдела 25-ой армии. С января 1946 года он, выполняя обязанности переводчика советской военной администрации в провинции Хванхэ, сотрудничал с военно-гражданским комитетом по вопросам земельной реформы и развития промышленности. Затем его перевели в Пхеньян, где он работал преподавателем и директором центральной школы подготовки административных руководителей. С началом Корейской войны 25 июня 1950 года он был призван в действующую армию и с первого августа приступил к обязанностям начальника политотдела Инчхонской бригады. Военное соединение в Инчхоне – важном портовом городе, находящемся в непосредственной близости от Сеула, обороняло стратегически важный плацдарм. Инчхонская бригада, состоявшая только из двух артиллерийских батальонов и одной охранной роты, не могла противостоять мощи десантируемых американских войск. В результате массированного наступления противника Северная Корея оказалась на грани поражения и только вступление в боевые сражения китайской армии и советская военно-техническая помощь спасли режим Ким Ир Сена. Небо Северной Кореи, как теперь хорошо известно, охраняли истребители МИГи, на которых северокорейские летчики летать не умели, поэтому воздушные сражения вели советские асы. Тян Хак Пона назначили начальником политотдела 1-ой авиационной дивизии, состоявшей из двух авиационных полков по 30 истребителей в каждом, двух учебных самолетов и нескольких Як-18. Кроме этого в состав дивизии входил один технический батальон, который занимался ремонтом боевых машин, обеспечением боеприпасами и топливом, следил за техническим состоянием пушек и пулеметов, установленных на истребителях.
После окончания войны Тян Хак Пона направили преподавателем в военно-политическое училище им. Ким Чака, затем утвердили в качестве его начальника. Это училище было создано в 1947 году и располагалось в горах Мёхансан между двумя важными городами – Пхеньяном и Напхо. На начальном этапе формирования Корейской Народной армии это училище стало кузницей подготовки ее офицерского состава. Тян Хак Пон стал 7-ым по счету начальником, и это означает, что все его предшественники недолго задерживались на этой должности.
Во время своего руководства военным учебным заведением с марта 1953 года по август 1955 года Тян Хак Пон смог проявить свои способности организатора, при нем существенно повысился общий уровень образования, расширилась программа обучения, в которую, кроме военной подготовки, включили такие предметы, как военная наука, всемирная история, история войн, история Коммунистической партии Советского Союза и т.д. Училище развивалась по канонам советских военных учебных заведений и этому уделялось пристальное внимание специалистов из Москвы, двое из которых работали советниками и постоянно находились в училище. Эта должность была самой значимой для Тян Хак Пона, и ее он указывает в своих автобиографиях, она отмечена также в архивных документах о деятельности и занимаемых должностях советских корейцев в Северной Корее (АВПРФ, фонд 0102, оп. 11, д.42, п. 64, л. 46).
За время его руководства училищем Верховный главнокомандующий Ким Ир Сен дважды посетил учебное заведение, подчеркивая каждый раз важность подготовки лучших офицерских кадров для КНА. В ходе его визитов планировалось открытие в училище историко-революционного музея и строительство дачи для самого Ким Ир Сена. В училище побывали и другие высокопоставленные лица из Пхеньяна, такие как председатель Трудовой партии Кореи (ТПК) Ким Ду Бонг и Пак Ден Ай – на тот момент член Президиума ВНС КНДР и секретарь ЦК ТПК, одна из самых влиятельных персон в северокорейской партийно-государственной элите, которая при рождении и жизни в Советском Союзе носила привычное для коре сарам имя – Вера Цой. Вскоре после смерти Сталина влияние Москвы на Пхеньян стало существенно ослабляться, а Ким Ир Сен, укрепивший режим личной власти, приступил к чистке в ТПК, правительстве и госорганах, устраняя неугодных ему лиц и своих противников. Репрессии начались среди советских корейцев, поползли слухи о расправах, убийствах и подозрительных несчастных случаях со смертельным исходом. Тян Хак Пон также попал под проверки и критику со стороны руководства военного ведомства, был освобожден от руководящей должности и переведен в Пхеньян в качестве члена Военного Совета ВВС с сохранением воинского звания полковника КНА.
Тревога и страх охватили многих советских корейцев, в особенности тех, кто сменил советское гражданство на северокорейское, ибо они не имели за собой защиты Москвы. Советское руководство, получавшее из посольства в Пхеньяне донесения о ситуации в КНДР, также продумывало планы возвращения группы советских корейцев, выполнявших задание Компартии и правительства СССР. Тян Хак Пон находился в Северной Корее со своей семьей: женой Цой Татьяной, 1921 года рождения (АВПРФ, фонд. 0102, опись 8, дело 51, папка 39, лист 17), а также с родными дочерями Томой, Тосей, Нелли и приемной дочерью О Чен Ю, поэтому он был втройне обеспокоен судьбой своих детей.
По воспоминаниям Тян Хак Пона, он обратился за помощью к Ли Хе Сун, исполнительному секретарю ЦК ТПК, с просьбой дать ему ходатайство для подачи заявления в Верховный Совет СССР о восстановлении гражданства. Поддержка была оказана и вопрос о возвращении в Советский Союз решился очень скоро, в течение одного месяца. Позже он с прискорбием узнал о том, что его спасительница также попала под каток репрессий.
14 июля 1958 года, через 13 лет пребывания в Северной Корее, Тян Хак Пон приехал в Москву, как он пишет, со слезами на глазах по погибшим своим товарищам, захороненным в земле своей исторической родины. В Москве, по его воспоминаниям он оставил в городском комитете КПСС подробный отчет о своей деятельности в КНДР. В отчете содержалась также критика в адрес Ким Ир Сена, его методов руководства страной и ТПК. После необходимой проверки изложенных сведений Тян Хак Пона отправили в Ташкент.
В 1962 году Тян Хак Пон окончил Ташкентскую высшую партшколу и получил должность директора кожгалантерейной фабрики министерства легкой промышленности Узбекской ССР. Позже эта фабрика была перепрофилирована на производство спорттоваров, и Тян Хак Пон успешно руководил ею до 1997 года, то есть целых 35 лет. На работе его звали на русский лад Софрон Иванович. Он пользовался большим уважением в коллективе и у руководства отраслью. Будучи пенсионером, он продолжал трудиться и за производственные успехи предприятия неоднократно награждался медалями и благодарностями. Советские трудовые награды добавились к уже полученным им в Северной Корее орденам «Государственного знамени II степени», «За свободу и независимость», другим воинским и боевым наградам КНДР и СССР.
В 1990 году по приглашению теле-радио корпорации MBC Тян Хак Пон в составе делегации советских корейцев впервые побывал в Южной Корее, в том числе в Сеуле и Инчхоне. Таким образом, через 40 лет ему удалось вновь побывать в тех краях, где началась его северокорейская эпопея.
В марте 1992 года он вновь оказался в Сеуле по приглашению ежедневной газеты «Чунгъанг ильбо». В результате поездок в Южную Корею и активной жизненной позиции он стал одним из руководителей Ассоциации милосердия ветеранов Корейской войны. В этот период он активно вел записи воспоминаний на корейском языке о своих соратниках и боевых товарищах из числа советских корейцев, оказавшихся, как и он, в Северной Корее и причастных к появлению на карте мира государства под сокращенным названием КНДР.
Тян Хак Пон, прожив 90 лет и четыре месяца, скончался 12 июля 2009 года в своем родном городе и похоронен на старом Бекметирском кладбище Ташкента.
Герман Ким, д.и.н.,профессор,
директор Центра корееведения КазНУ им.аль-Фараби, директор Центра сотрудничества и исследования
Центральной Азии университета Конгук (Сеул)