Минул первый весенний месяц со своими волнующими, прекрасными праздниками – Днем благодарности, лирическим днем 8 марта, ликующим Наурызом и отмеченным большим событием в жизни страны, каким стало наречение столицы новым именем Нур-Султан. На этом фоне одна историческая дата осталась незамеченной, о ней напомнил лишь коротенький сюжет на отечественном телеканале. Эта дата – 65-летие казахстанской Целины, которая пишется в истории с заглавной буквы.
Что же произошло тогда на обширных степных просторах Казахской ССР, какова роль и значение этой союзной республики в жизни советской страны? О том грандиозном событии написано: «… Снега пятьдесят четвертого. Свирепая зима. Но всегда для замерзающего паренька у старожила-казаха находился тулуп и лисий малахай, а в горнице ждал самовар с горячим чаем. Аксакал, знающий свою землю вдоль и поперек, непременно укажет новоселу, где поля лучше, где поближе вода, раскроет характер степи. Старые аулы поначалу превращались в центральные усадьбы двух-трех совхозов, а в глиняных домиках размещались экспедиции, бухгалтерии, общежития новоселов. Хлебосольные и гостеприимные казахи каждому открывали свое сердце… Казахстанская степь встретила многие и многие тысячи людей как самая радушная, гостеприимная хозяйка». Этими строками начинается фотоповесть о земле целинной и её героях, названная «Хлеб». Сегодня она библиографическая редкость, выпущена в Москве издательством «Планета» и посвящена первому 20-летию со дня освоения целинных и залежных земель в вековой казахской степи. Тогда, в 1974 году, в Алма-Ате прошло торжественное заседание с участием кремлевских вождей, замечательную дату отметили в областных и районных центрах, во многих колхозах и совхозах. Праздничные события, но, прежде всего, трудовые будни ярко и впечатляюще отражены в широкоформатном фотофолианте «Хлеб».
Март 1954 года. Его, конечно, помнят старожилы нынешней столицы. В г. Акмолинск один за другим прибывали эшелоны из многих городов советской страны, он был эпицентром, с которого начинался путь в трудовую историю, названную впоследствии целинной эпопеей. На перрон выгружалась шумная, гомонящая молодежь, полная энтузиазма и романтики. Что ее встречало? Верно говорил аксакал, вспоминая снега, затяжную зиму. Климат в те времена был иной, чем сегодня, тогда в марте зачастую свирепствовали суровые бураны, крепкие морозы. А дальше комсомольцам-добровольцам предстояла дорога в дальние села и аулы, новая жизнь в неведомых местах. Сколько было их, новоселов-целинников? В повести приведена статистика: по комсомольским путевкам приехали 350 тысяч юношей и девушек, всего же в 50-е годы прибыло более 600 тысяч инженерно-технических работников, специалистов сельского хозяйства, механизаторов, строителей и т.д. В первые четыре года союзная промышленность поставила в Казахстан 109 тысяч тракторов, 70 тысяч комбайнов, более 22 тысяч грузовых автомобилей, энное количество другой техники и оборудования. А спустя неполную первую целинную пятилетку количество сельхозтехники удвоилось – в таком объеме возросла огромная работа в освоении вековых залежных земель. Великая Степь пробуждалась, раскрывала свои возможности для крылатого племени целинников. Конкретное же место Казахстана в огромной, масштабной программе по введению в севооборот новой пашни очевидно и впечатляюще – за сравнительно короткий срок в стране было освоено более 41 миллиона гектаров веками пустовавших плодородных земель, из них свыше 25 млн. га приходится на КазССР.
Та эпоха памятна многими образами, сравнениями, эпитетами. Так, руководитель Казахской ССР Кунаев Д.А. однажды очень искренне и благодарно отозвался о родной земле и народе: «Целина – второе название Казахстана». В памяти всплывает другой образ, планетарный, он в её судьбе. Августовская ночь 1974-го. В пригороде Целинограда на темном небосклоне вспыхнула яркая звездочка, она медленно стала снижаться над зреющей нивой. Её увидели хлеборобы, тогда жатва зерновых велась и в ночное время. То был экипаж космического корабля «Союз-15», приземлившийся над селом Новоишимкой. Космонавты Геннадий Сарафанов и Лев Дёмин пришли в восхищение при виде золотистой хлебной нивы. На этом целинном поле сегодня стоит памятный знак в виде ракеты. Спустя время другой корабль приземлился у кургальджинских озер, где расположен уникальный природный заповедник. О казахстанских красотах с восторгом говорил первый покоритель Вселенной Юрий Гагарин: «Целина из космоса видна!». Целина осталась в памяти того поколения. В песнях, стихах, кино, театральном искусстве. Многим известен лирический трудовой мотив: «Утро начинается с рассвета. Здравствуй, необъятная страна! У студентов есть своя планета – Это Целина». Она осталась не только у молодежи того поколения. В то время в общественный, идеологический и морально-нравственный обиход прочно вошел яркий лексический оборот, звучавший гимном новой общности советского народа: «Целина – планета ста языков».
Не тогда ли закладывались основы межэтнического единения, подлинного интернационального единства и братства народов на благословенной казахской земле, любви к ней и безмерной благодарности? – это даже не вопрос. И всё это видится в сегодняшнем дне, в плодах и благодатных итогах деятельности Ассамблеи народа Казахстана, в деяниях потомков первопроходцев-целинников. Они, ветераны Целины, прибыли на степные казахстанские просторы из разных мест и осваивая вековые земли, называли рожденные совхозы именами городов, с которыми расстались, как показала жизнь, навсегда. Это совхозы «Московский». «Ленинградский», «Днепропетровский» и т.д. География обширная. В Костанайской области был совхоз «Харьковский», прославившийся не только своими урожаями и первоцелинниками, но и одной знаменитой личностью. О ней недавно рассказывал ветеран местных СМИ, фотокор Ким Зон Хун. С печалью поведал, что год назад ушла из жизни Камшат Доненбаева, Герой социалистического труда, депутат Верховного Совета СССР. Она была механизатором широкого профиля, еще девушкой влилась в трудовой коллектив харьковчан-первоцелинников. «А помнишь, друг, как мы брали у неё интервью, я снимал её на фото и потом материал был на первой полосе вашей газеты «Ленин кичи?» – спрашивал коллега. Конечно, такие выдающиеся труженицы земли целинной не предаются забвению.
На Костанайщине в памяти старожилов еще одна замечательная личность, напомнил Ким Зон Хун. В годы целины здесь прославился директор крупнейшего совхоза «Кустанайский» Алексей Андреевич Пак. Он был страстным новатором в сельскохозяйственном производстве. Тогда в отсталом некогда хозяйстве, которое отстроилась современная по тем временам инфраструктура, в селе были городские блага, многоотраслевое хозяйство, гостей и «высокое» руководство удивляло многим, например, рыбными прудами, птицеводством, хотя главным был его величество Хлеб, урожаи зерновых. Совхоз выращивал его на 50 тысячах гектаров. За доблестный труд А.А. Паку был достойно присвоено звание Героя социалистического труда.
Да, еще один эпизод. В свое время в «Кустанайском» как-то побывал главный тогда человек в стране Хрущев Н.С., Директор совхоза очень впечатлил его. Что за этим следовало? К концу правления Хрущева в стране наметилась угроза продовольственного кризиса, и её можно было отвести развитием скороспелой птицеводческой отрасли, но поручить это дело надо было ответственейшему товарищу. И тогда глава правительства вспомнил Пака А.А., назначив его начальником Главптицепрома СССР на правах министра. Алексей Андреевич с честью справился с этой серьезной государственной задачей, в стране появились сотни высокопродуктивных птицефабрик, в одной только Каз.ССР их было 64. «Голодная» перспектива была устранена. Этим успехом главный птицевод страны был обязан целинному характеру, бытовал в той эпохе такой речевой оборот.
Еще одна личность названа в фотолетописи «Хлеб». Об этом человеке написано: следует рассказать о главном энтузиасте технического прогресса на селе, руководителе сельхозартели «18 лет Казахстана». Корейца-председателя Кан Де Хана в колхозе все зовут на русский манер – Дмитрий Хасенович. Сорок лет он возглавляет хозяйство. Человек строгий, требовательный и удивительно скромный. Страна наградила его Звездой Героя социалистического труда. В глазах – настоящая целинная молодость. Так дословно изложено в этой характеристике. При этом упущен один существенный факт. А он в том, что столь высокое трудовое признание пришло к нему уже на третий год с начала освоения целинных и залежных земель, в 1957 году. Данный факт своего рода прецедент, ведь в Северном Казахстане Кан Де Хан был первый герой-кореец. Он оставил большое трудовое наследие, большую школу воспитания кадров, у него было много последователей. Жизнь неутомимого целинного труженика отражена в книге «След на земле», она издана в год его 95-летия. Плеяда целинных героев труда немалая. Но у Целины был не только звездный час. В памяти и книжной летописи есть зловещий темный период, когда прежняя обработка земли привела к губительной ветровой эрозии. На её ликвидацию выступила наука во главе с академиком Бараевым А.И. Он в корне изменил пахотную систему земледелия, когда пласт переворачивался плугами, и разработал другую, безотвальную технологию обработки почвы. За этот труд, коренной переворот в агрономической науке ученый был удостоен Ленинской премии.
Сегодня в Нур-Султане есть улица имени Бараева. Целина напоминает о себе и названием микрорайона, прежде безлико значившемся под №1. Прошлое название – Целиноград - город получил в 1961 году, тогда он официально был территориально-административной столицей Целинного края. Но какими бы ни были времена и поветрия, та знаменательная эпоха свершений и созидания в Великой Степи неизгладима в истории нашей суверенной страны, в людской памяти. Целина была и остается символом великого труда казахстанского народа.
Владимир СОН,
Нур-Султан