«Я не знаю где, старые могилы моих родных, и в Хансик мне идти к ним некуда», – как много корейцев могут так сказать. И это беспамятство, доставшееся в наследство после многих трагических страниц истории, может вызывать внутренний дискомфорт.
Но спасает ситуацию неравнодушие – то человеческое качество, которое очень часто опровергает убеждение о невозможности найти давно утраченное. Пример тому – три истории из жизни корё сарам, случившиеся в разных уголках России: Москве, Екатеринбурге и Таудеми.
История № 1
Спустя 81 год сын посетил захоронение отца, расстрелянного в 1937 году в Свердловске (ныне Екатеринбург). Все началось с череды случайностей. В сентябре 2013 года в магистратуре Уральского федерального университета учился выпускник Пусанского университета Лим Сан Джэ, который заметил корейские имена на плитах посещенного им Мемориала памяти жертв политических репрессий. Сопровождавшая его Александра Казаева позвонила Розалии Николаевне Ан из Екатеринбургской городской общественной организации «Национально-культурная автономия российских корейцев», чтобы сообщить об удивительной находке. И буквально на следующий день актив организации решил начать работу по составлению списка репрессированных и погребенных на Мемориале корейцев, а также поиску их родственников. Зинаида Сергеевна Ли, ветеран организации, проделала огромную работу в Государственном архиве административных органов Свердловской области (ГААОСО), выписывая всех корейцев из архивно-следственных дел 1930-х годов, составляя общий список. Важно отметить, что данный широкомасштабный поисковый проект длился с 2013 по 2017 год. Забегая вперед, скажу, что из всего обработанного объема дела №№ 44848 и 42564 оказались своего рода проводниками и привели к найденным потомкам одного из репрессированных.
Через 80 лет после 1937-го «расстрельного» года с наиболее массовыми репрессиями уральские корейцы решили почтить память захороненных на Мемориале корейцев и провели в октябре 2017 года мероприятие «Последний поклон до земли». Событие довольно широко освещалось в местных СМИ, в том числе и на сайте «Корё сарам», где разместили поименный список. Именно этот материал увидела сноха сына одного из расстрелянных – Льва Васильевича Кима (1913–1937). Семья связалась с уральскими корейцами, которые пригласили их приехать в Екатеринбург, где и случилась долгожданная встреча в 2018 году. Сын, уже будучи в почтенном возрасте, приехал на Урал почтить память репрессированного отца, его брата и сестры, которых он никогда не видел. Его мать Тян Екатерина Никифоровна была беременна им, когда отца арестовали. Она избежала трагичной участи жены «врага народа», срочно уехав из города по подсказке одного доброго человека. Она умерла в 85 лет, продолжая ждать мужа, так и не узнав его судьбу. Но сыну удалось найти и посетить захоронение отца благодаря усилиям неравнодушных уральцев.
История № 2
Через 86 лет внучка расстрелянного деда впервые посетила место его захоронения – спецобъект НКВД «Коммунарка» в Москве.
В 2013 году, будучи в гостях у родственников в Жезказгане, зашел разговор о родословных корнях. Двоюродный брат Лев Александрович Нигай показал юбилейную Энциклопедию корейцев России (2003) и поведал о знаменитом родственнике – участнике II конгресса Коминтерна Пак Дин Шуне (1897–1938). История имела продолжение.
В 2018 году, просматривая список борцов за освобождение Кореи на информационном портале корейцев СНГ АРИРАН.РУ, мне встретилось это же имя со статусом «родственники разыскиваются». В тот же день, связавшись с казахстанской родней, я сообщила им эту новость, которую они, в свою очередь, передали родственникам в Москве, где проживали его прямые потомки.
Благодаря неоценимой помощи Валентина Владимировича Цоя, президента Российской ассоциации «Потомки борцов за независимость Кореи», и множеству неравнодушных людей эта история закончилась вручением сыну Пак Дин Шуня ордена Республики Корея в 2020 году.
А в 2024-м произошла встреча родственного круга, среди которого часть родни увидела друг друга впервые. На следующий день после Хансика они посетили спецобъект НКВД «Коммунарка» – место захоронения 28 корейцев, в числе которых был и Пак Дин Шунь.
Проанализировав даты, выяснилось удивительное совпадение с юбилеями годовщин: первое событие в 2013 году произошло в 75-летие со дня его смерти, а в 2018-м была 80-летняя годовщина, и именно с этого года началась череда событий, приведших к встрече родственников на месте захоронения предка.
В статье использованы материалы сайтов:
https://koryo-saram.site
https://midural.ru
https://ok.ru/group53597969121388
Продолжение в следующем номере.
Виктория ХЕГАЙ, Челябинск, Россия