Материалы о Тен Гук Ноке сохранились в архивах, о нем написали воспоминания его жена Ким Наталья Александровна; дети Федор, Галина и Полина опубликовали в 2003 году в журнале «Единство» очерк под названием «Мы гордимся, что у нас такой отец», в книгах Тян Хак Пона и Николая Федоровича Бугая есть биографические сведения о Тен Гук Ноке, записанные со слов его супруги и детей. Нет сомнений, что жизнь и трудовая деятельность яркого представителя советских корейцев, отслужившего по заданию партии и правительства 16 лет в Северной Корее, достойна отдельной книги. Газетная статья, ограниченная в объеме, отражает лишь основные вехи его биографии.
Дети Тен Гук Нока в воспоминаниях об отце пишут его фамилию через «э», то есть Тэн, что в русскоязычной антропонимии означает другую фамилию. («Мы гордимся, что у нас такой отец». «Единство», ноябрь 2003, с. 19-20). На этом привычные для советских корейцев, отправленных в Северную Корею, разночтения имен заканчиваются. Однако в имеющихся под рукой источниках указаны разные должности, которые он занимал в Северной Корее. В названии очерка упомянуты лишь главные виды профессиональной деятельности, которыми ему довелось заниматься в течение полутора десятилетий, прожитых в КНДР.
Тен Гук Нок родился 29 ноября 1916 г. в Корее в уездном городке Мёнчхон провинции Северный Хамген, в семье крестьянина-бедняка. Дата его переселения в Россию спорная. В одних называется весна 1920 года, когда ему исполнилось четыре года. Однако более точным представляется 1923 год, указанный в воспоминаниях его жены Натальи Ким. В семилетнем возрасте, после кончины его матери, он вместе с бабушкой отправился в Россию в поисках отца и деда, ушедших на заработки по другую сторону реки Туманган – в российское Приморье.
Вскоре семья воссоединилась в районном городке Иман Приморского края, где Тен Гук Нок закончил в 1928 году корейскую неполную среднюю школу. В 1931 году он поступил в корейский педагогический колледж в Никольск-Уссурийске. После окончания техникума в 1934 году стал обучать детей в корейской школе города Хабаровска. Его учительство продолжалось два года, но он страстно желал продолжить свое образование и овладеть в совершенстве языком Пушкина и Лермонтова. Поэтому в 1936 году Тен Гук Нок поступил на факультет русского языка и литературы в Корейский педагогический институт во Владивостоке. Однако учебу окончил он уже в Казахстане в городе Кызыл-Орде, куда в 1937 г. насильственно вывезли студентов и преподавателей Корейского пединститута. После получения диплома учителя он переехал в Узбекистан. Весной 1944 года Тен Гук Нок вступил в члены рядов ВКП(б), что дало ему возможность учиться на вечернем отделении Института марксизма-ленинизма и одновременно работать директором 12-й корейской средней школы им. В.И. Ленина Янгиюльского района Ташкентской области.
В ноябре 1945 году его призвали на воинскую службу и отправили с группой советских корейцев в Северную Корею. В Пхеньян он прибыл 8 декабря (Список корейцев-граждан СССР, работающих в учреждениях Корейской Народно-демократической Республики по состоянию на 1.1.1952. АВПРФ, фонд 0102, опись 8, дело 51, папка 39, лист 16.) В Корее он сначала работал в комендатуре гражданской администрации 25-й армии. С июня 1946 г. преподавал в Центральной политической школе руководящих кадров при правительстве КНДР.
С февраля 1950 г. вплоть до начала Корейской войны Тен Гук Нок работал в редакции газеты «Советский Вестник» («Сорен синбо»). Его активное разъяснение советской политики среди корейского населения и помощь в становлении северокорейской журналистики было отмечено государственной наградой Северной Кореи (Список работников советских учреждений в Корейской Народно-Демократической Республике, представляемых правительством КНДР к награждению корейскими орденами и медалями. РЦХИДНИ, Ф.17, Оп. 3, Д.1090, Л.274-281).
Во время Корейской войны редакция газеты эвакуировалась на северо-восток Китая. В феврале 1951 г., после возвращения в Пхеньян, несмотря на тяжелую болезнь – сыпной тиф, его назначили главным редактором газеты «Минчжу Чосон» («Демократическая Корея»). В тяжелых материальных условиях, несмотря на организационные и бытовые проблемы, Тен Гук Нок сумел со своим коллективом наладить бесперебойное издание газеты и улучшить ее качество. За время работы в газете журналистом и главным редактором он был награжден правительственными наградами: орденом Труда (1953), орденом Труда Монгольской Народной Республики (1953), орденом Государственного Знамени III степени (1957). («Мы гордимся, что у нас такой отец». «Единство», ноябрь 2003, с. 19 ). За службу в Советской Армии был награжден медалями «За освобождение Кореи», «За победу над Японией», «30 лет Советской Армии».
После войны Тен Гук Нок был переведён на другую работу и в январе 1954 года его назначили заместителем министра просвещения, но в этой должности он проработал недолго – до декабря того же года. После смерти Сталина партийно-государственное руководство Северной Кореи стало меняться. Первоначально оно состояло из местных коммунистов-подпольщиков, партизан, боровшихся против японцев в Маньчжурии и советских корейцев. После окончания Корейской войны власть Ким Ир Сена стала укрепляться. На оппозиционно настроенных деятелей навешивались различные ярлыки – левых оппортунистов, фракционеров и центристов, затем их устраняли.
В такой обстановке в январе 1955 года Тен Гук Нока вновь призвали на воинскую службу и назначили членом Военной Комиссии по перемирию в Корее в чине генерал-майора, а в июле он возглавил корейско-китайскую делегацию этой комиссии. Объем работы в комиссии заметно возрастал: согласование позиций с участниками комиссии, представляющих интересы других государств, выработка положений соглашения по итогам войны, определение перспективных направлений для развития Северной Кореи и др. Опыт и знания педагога, организатора пригодились как никогда. Тэн Гук Нок имел многие контакты с соответствующими службами организации, всегда был в курсе происходящего, вносил необходимые коррективы. (Бугай Н.Ф. «Корейцы Камчатского края: всегда достойны и уважаемы...». Москва, 2019, с. 394)
Его опыт дипломатических переговоров, умение общаться с зарубежными коллегами, знание теории и практики международных отношений и внешней политики стали основанием для его назначения на должность советника Министерства иностранных дел КНДР. В главном внешнеполитическом ведомстве Северной Кореи он проработал с февраля 1958 до января 1961 года. Ему, как немногим другим, были известны детали охлаждения отношений между Москвой и Пхеньяном. Он стал свидетелем начавшейся идеологической чистки среди северокорейской номенклатуры, напрямую касавшейся и советских посланцев, выполнивших к концу 1950 годов свою миссию в становлении КНДР.
В марте 1961 года Тен Гук Нок с женой вернулись в СССР и воссоединились со своими детьми в Москве, уехавшими ранее для продолжения учебы. Многие годы, вплоть до выхода на заслуженный отдых, он проработал на Гостелерадио СССР переводчиком высшей категории. Ему была назначена персональная пенсия союзного значения. Скончался Тен Гук Нок в Москве в 1988 году незадолго до развала Советского Союза, которому верно и беззаветно служил всю свою сознательную жизнь. («Рассказы о советских корейцах, создававших Северную Корею», 2006, с. 624-628. Тян Хак Пон.)
По воспоминаниям детей, Тен Гук Нок обладал литературным даром. Он с удовольствием переводил Пушкина и Лермонтова, сам писал стихи под псевдонимом Тэн Мин, неоднократно публиковался в газете «Ленин кичи». Любил домашние посиделки в кругу друзей, на которых много шутили, пели, делили пищу и, вероятно, вспоминали годы, проведенные в Северной Корее. Находясь в Москве, они могли обсуждать былое с высоты пройденного времени и без страха быть наказанным за речи, несовместимые с идеями и политикой Чучхе.
Герман КИМ, д.и.н., профессор,
директор Центра корееведения КазНУ им. аль-Фараби,
профессор-исследователь Института Юго-Восточной Азии
университета Киото (Япония)