Тен Дон Хек родился 23 ноября 1910 года в семье крестьянина-бедняка в бухте Кангауз Шкотовского района Приморского края. Окончил 3 класса сельской школы. Учился в средней школе во Владивостоке. С 1925 года учился в Никольск-Уссурийском корейском педтехникуме и окончил его в 1930 году. После окончания учебы полгода преподавал корейский язык в своем педтехникуме.
С весны 1931 года трудился два года переводчиком, редактором в Дальневосточном краевом издательстве в г. Хабаровске. В 1933-1935 гг. прошел воинскую подготовку в Красной Армии в г. Нерчинске Читинской области. После службы в армии в 1936-1937 гг. набирался опыта журналиста и переводчика в редакции корейской газеты «Сэнбон» – органа Приморского крайкома ВКП(б) во Владивостоке, занимал какое-то время должность зав. отделом писем.
В 1937 году Тен Дон Хек был депортирован в Узбекистан и ему удалось сразу же поступить в Ташкентский пединститут на факультет русского языка и литературы. В документах значатся годы поступления и окончания: 9.1937 – 6.1941 гг., то есть он поступил на учебу в сентябре, когда эшелоны с депортированными корейцами стали прибывать к железнодорожным станциям назначения.
Получив диплом, он полтора года руководил средней школой №27 в колхозе им. Кирова Средне-Чирчикского района Ташкентской области. С мая 1943 до сентября 1944 год работал худруком областного корейского театра в Ташкенте. Затем до сентября 1945 года вновь занимал должность директора средней школой в Ташкентской области. В 1943 году Тен Дон Хек был принят в члены ВКП(б).
В сентябре 1945 года его призвали в Советскую Армию и отправили на Дальний Восток. Освоившись на месте, он вместе с частями 25-ой армии дошел через Маньчжурию до Пхеньяна. За время службы в армии работал в редакции газеты Советской Армии для корейского населения «Чосон синмун». После вывода Советской Армии из Северной Кореи, с января 1949 года работал переводчиком и курьером в советском посольстве в КНДР.
Деятельность Тен Дон Хека в Северной Корее оказалась связанной с пропагандой и агитацией политики Трудовой партии Кореи и правительства. Здесь ему пригодились знания корейского языка и опыт работы в дальневосточной корейской газете «Авангард» (Сэнбон). Должности его часто менялись, что было связано с быстрыми изменениями в государственном аппарате и управленческой работе.
В связи с прекращением полномочий советской гражданской администрации и в согласовании с советским посольством в Пхеньяне многие советские корейцы стали сотрудниками северокорейских государственных и партийных органов. В их числе, как следует из архивного документа, оказался Тен Дон Хек. В документе говорится: «Удовлетворить просьбу Правительства Корейской Народно-Демократической Республики о переходе на корейскую службу советских граждан: Цоя Дмитрия Ивановича, Тен Дон Хека и Ана Владимира Ивановича. (Протокол № 85 Решения Политбюро ЦК ВКП(б) за 11 декабря 1951 г. РЦХИДНИ. Ф.17. Оп.3. Д.1092. Л.106.).
С марта 1952 года Тен Дон Хек работал сначала заместителем начальника отдела агитации и пропаганды ЦК Трудовой партии Кореи, затем начальником управления по печати при кабинете Министров КНДР. Важную миссию выполнил он в качестве заместителя председателя Общества корейско-советской дружбы, советника и члена коллегии МИД КНДР. Тен Дон Хек внес значительный вклад в укрепление и расширение отношений между КНДР и Советским Союзом. (Автобиография Тен Дон Хека. Архив Ким Г.Н.).
В 1956 году, после победы Ким Ир Сена во фракционной борьбе, усиления режима его личной связи и постепенного ослабления «руки Москвы» перед советскими корейцами поставили условие принять гражданство КНДР. Ким Дон Хек занимал в это время должности референта в Кабинете министров КНДР и начальника управления информации при кабинете Министров КНДР. Он получил северокорейское гражданство по Указу ВНС КНДР №278 от 27 августа 1956 (Список лиц, состоящих в двугражданстве АВПРФ, фонд 179, опись 10в, дело 19, папка 1, л.21. 26 апреля 1958 года).
Советские корейцы, получившие паспорта КНДР, оказались в период идеологической чистки под прицелом комиссий по проверке преданности правящему режиму и исполнительности его политики. Органы северокорейских спецслужб «выдавливали» из подозреваемых признания в совершении «преступлений» и допущении ошибок в работе. В стандартный набор обвинений входили разжигание фракционной борьбы, просоветская позиция в вопросах проводимой в стране политики, пренебрежительное отношение к северокорейским коллегам и недостойное поведение в быту. От попавших под идеологическую чистку требовали также показаний против своих знакомых и друзей.
В такой гнетущей атмосфере Тен Дон Хек обратился в советское посольство с ходатайством отправить его и семью в Советский Союз. Вместе с ним в Корее находилась его жена – Югай Нина Николаевна (1914 г.р).Сведений о датах их женитьбы и рождения детей пока нет. В паспорте у Нины Николаевны были внесены сын – Тен Борис и дочь – Тен Светлана. (Список граждан СССР корейской национальности, постоянно проживающих в КНДР и состоящих на консульском учете в Посольстве СССР в КНДР по состоянию на 7 декабря 1955 года. АВПРФ, фонд 0102, опись 11, дело 42, папка 64, лист 55). По всей видимости, старшая дочь – Тен Эра раннее выехала из Северной Кореи на учебу в Советский Союз. Вместе с Тен Дон Хеком в Корее находился его родной брат – Тэн Георгий Иванович, о котором будет следующий очерк. Поскольку на русском языке их фамилии пишутся по-разному, приходится доказывать их кровное родство.
Судя по датам, Тен Дон Хек оказался в числе первой волны «возвращенцев» и уже в сентябре 1959 года прибыл в Москву. В орготделе ЦК КПСС, приняв от него отчеты о проделанной работе в Северной Корее и текущем положении в стране, решили отправить Тен Дон Хека в Кзыл-Орду, где на тот момент находилась редакция корейской газеты «Ленин кичи».
В газете он проработал до марта 1971 года заведующим отделом литературы и заместителем редактора. Затем до выхода на пенсию в течение трех лет – до 1974 года – исполнял обязанности главного цензора областной печати, занимая должность редактора Кзыл-Ординского Облито – Управления по делам литературы и издательств.
Здесь, в Казахстане, проявились его творческие способности. Тен Дон Хек переводил с корейского на русский, написал и опубликовал на литературной странице «Ленин кичи» свои стихи, тексты песен и поэмы. Им были опубликованы рассказы: «Перебежчик», «На рыбалке», «Ножик с костяной ручкой» и другие. Его перу принадлежит сценарий пьесы «Моранбон», поставленной на сцене Корейского театра. Тен Дон Хек перевел с русского на корейский сборник «Советские поэты», пьесы «Машенька» Александра Афиногенова, «Нашествие» Леонида Леонова, «Полковник Фостер раскаивается» Роже Вайяна, рассказы «Трубка коммунара» Ильи Эренбурга и другие литературные произведения советских и зарубежных авторов.
Тен Дон Хек стоял у истоков создания секции корейской литературы Правления советских писателей Казахстана, входил в состав бюро секции и отвечал за публикации художественных произведений на корейском языке. Он являлся членом Союза писателей Каз.ССР. По свидетельствам его дочери Тен Эры Яковлевны, Тен Дон Хек был принят в члены Союза писателей СССР в 1962 г. (Протокол заседания союза писателей Казахстана от 15 июня 1962 года, копия в личном архиве Тен Эры).
Тен Дон Хек имеет советские награды: медали «За освобождение Кореи», «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне», «За победу над Японией», «30 лет Советской Армии». Северная Корея наградила его орденом «Государственного Знамени» II и III степеней. На его счету также почетные советские и северокорейские почетные грамоты.
Выйдя на пенсию, последние десять с лишним лет Тен Дон Хек и его супруга Нина Николаевна жили в Москве, рядом с ними росли их внуки.
Скончался Тэн Дон Хек в 1985 году, прожив 75 лет, его прах покоится на Лианозовском кладбище г. Москвы, там же похоронена его жена.
Герман КИМ, д.и.н, профессор,
директор Института азиатских исследований КазНУ им. аль-Фараби