На сцене театра имени Лермонтова четвертый год подряд бьет все рекорды популярности спектакль «Счастливые поют» режиссера-постановщика Галины Пьяновой, которую уже в театре называют театральным гением. За эти годы актеры с постановкой синдиката Музыки и Слова побывали с гастролями в разных уголках Казахстана. Успех музыкального спектакля был неизменным – всюду аншлаговые показы, начиная с премьерного в Алматы. В роли главных героев легендарных певцов прошлого столетия: Эдит Пиаф – джазовая певица, известный педагог Ирэн Аравина и актриса Айсулу Азимбаева; американского гения музыки Фрэнка Синатры – артист Чингиз Капин и солист эстрадно-симфонического оркестра Алматы и Биг-бенда города Алексей Тимофеев. Продюсер постановки – Анатолий Цой.
Признаться, давно планировала попасть на спектакль. И вот за месяц до показа приобрела-таки билет в Тикетоне. 15 декабря мне удалось быть среди тех счастливых зрителей, которые пришли в театр. Декабрьское выступление в преддверии Дня независимости Казахстана и Нового года было приурочено к дням рождения любимых героев спектакля Фрэнка Синатры и Эдиты Пиаф. Как известно, оба они, Эдит Пиаф во Франции, Фрэнк Синатра в Америке, родились в один месяц, в один год и четыре года назад мир отмечал 100 лет со дня рождения гениев.
Традиционно в декабре встречались алматинские поклонники талантов в театре Лермонтова для того, чтобы вместе с актерами бурными аплодисментами почтить память тех, кто всколыхнул этот мир своим талантом. Америка и Франция подарили миру радость на века, радость, которая способна сделать жизнь духовно богаче. Проходит время, но оно не властно над теми, кто однажды вышел на сцену и покорил мир, подарив ему свое пение.
В нынешнее 15 декабря была внесена интрига – все, кто купил билеты, автоматически становились участниками розыгрыша авиабилетов на двоих в Париж. Так что из зала двое молодых людей вышли обладателями билетов, где жила, где пела Эдит Пиаф, где не стало той, голос которой вдохновлял и будет вдохновлять еще не одно поколение планетян.
А в зале, в зале царила какая-то волшебная обстановка, словно в воздухе витал дух великих певцов мира, которые в жизни и не были знакомы друг с другом. Но они вместе покоряли сердца поклонников прекрасного – ради их музыки им давно уже все прощено в личной жизни. Как известно, после смерти Эдит Пиаф церковь отказалась её отпевать и совершать церемонию погребения, объяснив это тем, что вся жизнь Эдит Пиаф была сплошным грехом. Личная жизнь Фрэнка Синатры тоже не была безупречной.
Сцена роднила их, и сцена была тем местом, где они по-настоящему жили, были счастливы, творили, их любили современники, их любят дети современников, их внуки… И мы ведь не задумываемся о том, а счастливы ли они были в жизни? И из чего состояла их жизнь, не считая успехов, которых принесла им сцена.
Идея объединения линий жизни двух легенд мировой музыки, воплощенная в постановке «Счастливые поют», сама по себе уже уникальна. Судьбы Пиаф и Синатры всегда волновали историков, сценаристов, режиссеров, как в театре, так и в кино. Существует множество прекрасных спектаклей и кинокартин о каждом певце в отдельности, но… не вместе!
Зрители спешили войти в зал сразу же после первого звонка, потому что сцена манила, притягивала к себе взгляды зрителей и до спектакля, так как актеры и музыканты уже делали разминку. Музыканты настраивали инструменты, как если бы вы пришли, например, в оперный театр. Так что зритель понимал, что сейчас прозвенит третий звонок, и на сцене будет что-то невероятное, коль актеры так волнуются перед встречей, коль так важны для них каждое будущее движение, жест, деталь, которые должны быть так безупречно подготовлены.
Ожидания полностью оправданы. С первой сцены, с первого слова уже не оторвать взгляда от этого действа. Универсальность Чингиза Капина и Айсулу Азимбаевой, их пластичность, органичность в дуэте не перестают восхищать. Актеры живо, с юмором рассказывают, параллельно каждый, о своей истории успеха. В чем-то эти истории похожи, в чем-то они разнятся. Но восхищаешься неизменно одним свойством таланта – он настойчиво, преодолевая перипетии судьбы, даже ее преграды, шел к нам. Благодаря таланту, которому сопутствовали обстоятельства и люди, пробился, донесся до зрителя. И не было преград для состоявшейся сквозь годы встречи. Самые яркие и неоднозначные моменты из жизни легендарных вокалистов Чингиз и Айсулу исполнили с такой экспрессией и самоотдачей, что невольно зритель возвращался в простенький быт тяжелого детства своих героев и в кажущийся обычным мир, в котором и намека не было на то, что там растут гениальные певцы, полные надежд и ожидания чего-то необычного. Чингиз и Айсулу так вжились в свои роли, стремясь всеми средствами показать жизнь своих творческих героев! Они пели и танцевали, прыгали и кричали, плакали и смеялись, радовались и горевали... Это все происходило так, что вместе с ними и мы испытывали все те же чувства, мысленно обращаясь к ним, мысленно им сочувствуя, однако понимая при этом – как знать, возможно, без всего этого и не родилось бы гения, который готов из наших душ «развести огонь». Хотя речь не только о костре. Если мы говорим о певице большого полета, то речь идет еще и об искусстве, которое помогает, спасает, возвращает…
Как известно, Пиаф, а ее называют мученицей и грешницей в равной мере, внесла свою лепту в приближение победы во Второй мировой войне. Она выступала перед французскими военнопленными и фотографировалась вместе с ними после концертов. Из этих снимков потом делались фото для документов, с которыми пленные могли бежать из лагеря.
Бархатный голос Синатры в сочетании с элегантной подачей, вобравшей в себя традиции джаза, мюзиклов и гавайской музыки, покорил весь мир. В 1954 году Синатра даже получил «Оскара» за роль второго плана. Были и времена падений, когда от стресса певец потерял голос. Но в истории Синатра такой один. Через пятьдесят лет после ухода со сцены он сумел вернуть себе популярность и любовь публики.
На сцене театра, в далекой от Франции и Америки Алматы, шло живое повествование об уникальных личностях – историях придуманного (а что, если нет..?) переплетения судеб гениев, никогда не встречавшихся в реальной жизни. Здесь они умирают и возрождаются вместе, практически рука об руку. Все внимание зрителей сосредоточено на двух фигурах. И хотя театральные актеры не пели, а только играли и выступали в роли рассказчиков, зрители смогли услышать бессмертные хиты в живом исполнении. Голоса Синатры и Пиаф звучали в исполнении Ирэн Аравиной и Алексея Тимофеева. Они пели самые популярные песни, которым потихонечку даже подпевали в зале некоторые зрители, а некоторые, привстав со своих мест, вслушивались в каждое слово, словно перед ними и впрямь были ожившие легенды XX века.
Благодаря двум дуэтам, воплощавшим образы гениальных певцов, постановщикам спектакля удалось увлечь публику и показать, что музыка и театр неразрывно связаны друг с другом. А уж если они «за дело берутся» вместе, то такими мощными средствами вкупе можно и душу зрителя вывернуть наизнанку, вызвав бурю эмоций.
Что еще примечательно и играет на доверие актер-зритель, так это то, что на сцене не менялись декорации. Сцена условно была ограничена несколькими предметами: вешалками, стульями, микрофоном, но от этого повествование нисколько не выглядело скучным и однообразным. Просто передвигались предметы, стул служил часто импровизированной сценой, белое полотно – кроватью, а сами герои никуда не уходили со сцены, переодевались прямо здесь, и лишь свет и «дым» акцентировал внимание на том или ином предмете или одежде. Перед актерами стояла непростая задача. Им нужно было уместить в несколько часов сценического действия целый отрезок жизни своего героя. Им это с лихвой удалось. Синатра в исполнении Чингиза Капина и Алексея Тимофеева получился эмоционален и невероятно харизматичен. Этими качествами обладал и сам герой. Чингиз добавил к образу пластичности. Эдит Пиаф в исполнении Айсулу Азимбаевой и Ирэн Аравиной получилась очень женственной, утонченной, но в то же время надломленной, очень ранимой и противоречивой. Она естественна и непосредственна в проявлении своих чувств, искренняя по отношению к тем, кого любит.
Трудно в нескольких строчках передать происходящее на сцене. И смех, и радость, и грусть, и желание поразмышлять над нелегкими судьбами удивительных и талантливых героев. Здесь все на грани – миг от безудержного смеха до печальных размышлений, слово – от всепонимающей грусти до беспричинной радости… Бурю эмоций героев дополняет музыка в исполнении джазового ансамбля Jazz House. К музыкантам то и дело обращаются то взором, то жестом актеры. Они в ответ подыгрывают риторическим вопросам, невольно становясь в это самое время героями той жизни, в которой было столько всего! Которая нам подарила гениев.
Очень сильный финал спектакля. На сцене звучит песня Эдит Пиаф, а главные герои уходят вдаль, как будто куда-то в небо. С нами остаются их образы. Они в песне, они в голосе, они с их творчеством не умирают. А это, наверное, самое главное.
Тамара ТИН