На прошедшей неделе все прогрессивное человечество отметило большой праздник – Международный день детской книги. О том, что этот праздник касается всех мирян, я не преувеличила, ведь все мы родом из детства, где под завывающий за окном ветерок, вьюжным вечером, когда даже кот дремал в теплом углу и все успокаивалось, бабушкин ласковый голос вещал нам вечные истории о борьбе добра со злом, мужества с трусостью…Мы потом читали сказки сами, и по жизни они были с нами рядом – добрые, веселые, страшные, немножко смешные. Мы, прошедшие в детстве эти похожие один на другой пути, придумывали потом свои сказки то про себя, то про друзей. Так мы продолжали жить в том мире, переживать те истории, сопереживать с героями их жизни, желая построить и свою жизнь в чем-то хотя бы чуть похожую на сказку. Так что же это было? Что осталось в повзрослевших нас от той сказки из далекого детства и почему те, кто вырос без сказок, а таких среди нас немало, нет-нет да и вздохнет украдкой: «Как жаль, что в детстве мне никто не читал на ночь сказок!».
Вы слушали на ночь сказки? Значит, вам крупно повезло. Сегодня все психологи заявляют в один голос, что каждый ребенок для того, чтобы в будущем стать полноценным, творчески мыслящим человеком, должен непременно слушать те незамысловатые истории, о которых так метко кто-то сказал: «В сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А если серьезно, то еще Эйнштейн сказал, что «воображение гораздо важнее знания. И если вы хотите, чтобы ваши дети были умнее, читайте им больше сказок. Сказка помогает пережить ребенку опыт широкого видения мира. Не только то, что ребенок увидел или услышал сам в прошлом, но и то, что может случиться в будущем и даже то, что не случится никогда. Это широкое видение и есть воображение. Именно оно – окно в мир науки и искусства».
Каждый может вспомнить свою историю, связанную с богатым миром сказок. Казалось бы, надо просвещать ребенка с пеленок, а не «потчевать» его «Колобком», «Теремком» и прочей обветшавшей и потерявшей свое практическое значение фантазией, которая только в сказке и возможна. Оказывается, нет. Известная сказочница Ирина Цхай выбирает в свои герои предметы быта, всяких букашечек, у нее оживают грибы и рассказывают о себе целый истории, после которых хочется каждой живой твари поклониться и задуматься о ее существовании… Наверное, этот опыт и в жизни будет чего-то стоить?
– Сказка развивает широкое видение, – говорит доктор психологических наук Алла Михайловна Ким. – Когда к психологам обращаются иногда родители повзрослевших детей и говорят: помогите, мол, сделать его творческим человеком. Это невозможно! Потому что человек формируется и мы, родители, шаг за шагом ведем его во взрослую жизнь. И от того, какой багаж будет у него за плечами, зависит от нас. Нужно успеть вложить в него не только знания, но и эмоциональную составляющую, благодаря которой он станет креативным человеком. А это как раз помогают сформировать сказки. Ребенок получает первый жизненный опыт, когда вместе со своими героями он ощущает страх, радость, торжество за победу. Вот в это самое время он учится действовать в разных жизненных ситуациях, которые только ждут его впереди. Ведь не всему можно научить, не все можно списать, подогнать под общие правила – жизнь многогранна и требует нестандартных решений. Можно сравнить отличников (не всех, конечно) с троечниками. Сначала отличники во всем превосходят, берут знаниями, а наступает какой-то жизненно важный момент и отличник становится троечником. Выход из положения находит посредственный, казалось бы, ученик. Просто не все решается при помощи знаний. Бывает очень часто, когда разум бессилен и решение возможно принять только благодаря личному подходу. И вот тогда роль играют не те знания, которые дал учитель, а внутренний мир человека, который сформировался с годами. Например, сегодня компьютер уже выигрывает в шахматы у человека, пишет музыку и так далее. Но на принятие жизненно важных, выдающихся решений способен только человеческий разум, выдающиеся произведения способен создать только человеческий гений. Это все оттуда – от истоков, из раннего детства, где жила рядом с ребенком сказка.
…Помню, я уже пошла в школу, когда мне подарили русские народные сказки. До сих пор помню, как выглядела та книга. Мне очень хотелось поделиться своей радостью – общением с книгой через слово, которое я уже сама могла прочитать. И вдруг после хождения по рукам моя книга ко мне не вернулась. Это было огромное горе, в котором меня никто не понимал. Родители упокаивали: «Ты же все эти сказки знаешь наизусть. Подарим тебе новую книгу, с другими сказками». Конечно, подарили, но те сказки, родные мои истории с узорами по краям страниц, с обтрепанной и потертой обложкой так и остались в памяти украденными навсегда. С возрастом понимаешь, какой ценностью становится сама книга, которая тебе подарила когда-то столько разных эмоций!
…Вечеринка была в самом разгаре, и вдруг моя подруга, тогда молодая мама, быстро засобиралась домой. Ее стали все уговаривать: «8 марта, корпоратив, отдохни от семьи. Женский праздник все-таки…». Когда я у нее спросила, что за спешка, она ответила: «Понимаю, для некоторых, может, смешно, но муж не может уложить спать малыша, он просит, чтобы я рассказала до конца вчерашнюю сказку». Действительно, можно же было найти выход из положения и без мамы, подумает кто-то. Хотя, как знать, возможно, что ответственное отношение мамы к тому, что ребенок ждал продолжение сказки и дождался, в будущем сыграет важную роль и уже в отношении к людям, к жизни самого ребенка. Мы ведь не знаем, чем отзовется в будущем то, что происходит сегодня. Тем более, что речь идет о внутреннем мире ребенка, человека.
…Многодетная мама Елена Ким не представляет себе ребенка без сказки.
– Старшим я сказки читала в обязательном порядке, а теперь уже наблюдаю за ними. Мои девочки подбегают к младшему братику и наперебой предлагают ему почитать сказку, – рассказывает она. – Но он своенравный. На ночь показывает по картинкам, какую сказку хотел бы услышать сегодня. Повинуемся и читаем.
Как в Южной Корее относятся к сказкам?
Анастасия Ким, бывающая в семьях друзей из Южной Кореи, интересующаяся культурой детского чтения, рассказывает:
– Если говорить в целом, то маленьким детям взрослые читают много и маленькие дети там читают гораздо больше, чем взрослые. Книг красочных, ориентированных на детей, выпускается очень много. Но читают в основном не сказки, а больше рассказы, что-то более серьезное, как они считают. Книжные магазины там совершенно замечательные. Там отводятся зоны не только для продаж, но и для того, чтобы можно было изучить книгу, почитать ее прямо в магазине. И ты можешь не спешить, сиди себе и читай хоть до вечера. Что касается содержания детских рассказов, мне оценить качество по одному прочитанному сложно. Но я не поняла, к чему этот рассказик, прочитанный мною на ходу, когда я была в гостях у молодой семьи. Сюжет такой. Девочка не любила своего младшего братика и решила от него избавиться, закрыв где-то под кроватью. Мама пришла и, не найдя сына, начала рыдать. Тогда девочка показала маме, куда спрятала братика. И конфликт разрешился. Что воспитывают этим рассказом, я так и не поняла.
Психологи говорят, что слово, посеянное в детскую душу, непременно отзовется спустя годы. В далеком детстве бабушка рассказала мне сказку про Серую звездочку, так звали жабу. Я, как все дети, с брезгливостью относилась к ней. А сказка была о том, что такая же девочка, как я, выгнала жабу с клумбы, где произрастали прекрасные розы, и розы сразу начали чахнуть. Оказывается, это благодаря тому, что Серая звездочка поедала вредных насекомых, благоухали розы! Потом я написала выпускное сочинение на эту тему и получила высшую оценку комиссии. Обычно такие сочинения только проверялись и проставлялись оценки за них, а мне сказали, что это очень близко к публицистике. Но не в этом дело! А дело в том, что сказка будоражит душу и даже может произвести переворот в кое-каких представлениях и о законах природы, и о законах общества, и о национальных ценностях.
Алла Михайловна рассказала историю и из своей жизни.
– Получилось так, что когда моя дочь Наташа была совсем маленькой, меня не было рядом, я уехала на учебу, а бабушкиного арсенала явно было недостаточно, чтобы ребенку читать все новые и новые сказки. Тогда я накупила грампластинок, где с выражением рассказывались сказки, и попросила, чтобы бабушка ставила их перед сном Наташе. Так вышли из положения. Удивительно, что когда дочка пошла в школу, учителя не могли понять, откуда у ребенка такое чувство слова – она с выражением читала любое предложение. Я поняла, что это от того, что она слушала сказки в исполнении актеров. Так что читайте сказки своим детям, если хотите вырастить духовно богатого, творческого, понимающего и сочувствующего, любящего и влюбленного в жизнь и природу человека. Приобщайте ребенка к книгам. Они помогают формированию его духовного и интеллектуального уровня. Наверное, ради всего этого порою стоит отложить и самые важные свои взрослые дела и заботы. И хочу закончить материал воспоминанием восприятий сказки Аллой Михайловной Ким, замечательным человеком и психологом, изучающим сегодня такие направления в психотерапии, как сказкотерапия, выросшим на китайских сказках.
– Помню корейскую сказку о Нольбу (богатом и жадном брате) и Хынбу – добром и бедном. Больше всего поразило описание богатств, которые бедный брат получил как благодарность от ласточки со сломанной лапкой, которую пожалел и вылечил. Она принесла семена тыквы, которые выросли такие огромные! Их открывали и перед взором появлялись необыкновенные диковинные вещи: шелковые палочки для чистки ушей, 100 сортов рисовой бумаги, что-то еще из очень рафинированной и незнакомой мне тогда культуры. Во взрослой жизни я, конечно, ничего подобного не встретила, но детский образ иной культуры сохраняется в душе и по сей день, и ощущение того, что мир шире, чем то, что я лично видела и слышала, живет во мне в этих образах.
Тамара ТИН