В последнее время публикуется много очень разных научных работ, посвященных COVID-19. С результатами некоторых из них я решила вкратце ознакомить наших читателей.
Известно, что ожирение является фактором риска тяжелого течения COVID-19. Это может быть связано с имеющимися в организме полных людей хроническим воспалением и нарушением функции легких. Вдобавок, избыточному весу часто сопутствуют сахарный диабет 2 типа, ишемическая болезнь сердца, некоторые виды рака и др.
Как именно влияет ожирение и другие отклонения от нормального веса на частоту госпитализации в отделения реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ), проведение искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и смертность показали результаты масштабного исследования, проведенного в США с марта по декабрь 2020 года, в рамках которого было проанализировано 150 тысяч медицинских карт пациентов с диагностированным ковидом.
Наличие у человека нормального веса, ожирения или наоборот дефицита веса позволяет определение Индекса массы тела (ИМТ). ИМТ рассчитывается следующим образом: массу тела в кг разделить на рост в м, возведенный в квадрат.
Например, если при весе 77 кг рост составляет 1,70 м, то ИМТ = 77 : (1,70 х 1,70) = 26,64 кг/м2. Данный результат говорит о наличии у данного человека лишних 4-5 кг.
Нормальный ИМТ находится в пределах 18-25. Показатель ниже 18 свидетельствует о дефиците веса, выше 25 – об избытке.
Обнаружили, что ожирение в молодом возрасте является очень серьезным отягощающим фактором. Пациенты в возрасте моложе 65 лет с ИМТ выше 30 попадают в ОРИТ в 2 раза чаще, чем те, у которых ИМТ ниже 30. Вероятность смертельного исхода при ИМТ более 40 (очень сильное ожирение) выше в 5 раз по сравнению с пациентами с нормальным или даже небольшим избыточным весом.
Однако и недостаток веса тоже оказался фактором риска развития тяжелого течения. Пациенты с недостатком веса имели на 20% выше риск госпитализации в ОРИТ. Причем это касалось больше молодого возраста. Так пациенты младше 65 лет с недостатком веса имели риск госпитализации на 40% выше людей с нормальным весом, а пациенты в возрасте старше 65 лет – выше только на 7%.
У людей с нормальной массой тела, причем близкой к верхней границе нормы - ИМТ 24-25, были самые незначительные риски попасть в реанимацию, на ИВЛ и умереть. Данные этого исследования наглядно показывают необходимость приведения своего веса к норме.
Ревматические заболевания также значительно усиливают риск смерти. Согласно данным «Глобального Ревматологического Альянса COVID-19» пациенты с ревматическими заболеваниями с умеренной и выраженной активностью умирают на 87% чаще тех, кто имеет ремиссию или низкую активность заболевания. Хотя смертность от COVID-19 среди ревматических больных превышает 10%, что намного больше средней в популяции, авторы полагают, что на тяжесть заболевания в большей степени влияет возраст, так как с возрастом ревматических больных становится значительно больше. К примеру, в группе 66-75 лет больные умирали в 3 раза чаще, чем в группе до 65 лет.
Специалисты Стэнфордского университета при анализе данных 5596 пациентов с астмой, перенесших COVID-19, определили, что, вопреки ожиданиям, астма не влияет на частоту госпитализации в отделения ОРИТ и не влияет на степень поражения легких. А диагноз аллергической астмы фактически обладает защитным действием, снижая риск госпитализации примерно в 2 раза. Возможно, что аллергическое воспаление носоглотки приводит к снижению числа АСЕ2 рецепторов, являющихся входными воротами для коронавируса, что снижает риск заражения и тяжелого течения COVID-19.
Подобный защитный эффект был отмечен у заядлых курильщиков, которые, по некоторым данным, болеют ковидом в 4 раза реже некурящих. До того подобный эффект был статистически верифицирован только для болезни Паркинсона, которой курильщики болеют редко.
Это не означает, что нужно срочно начать курить. Во-первых, вопрос требует более подробного изучения; во-вторых, курение является мощнейшим фактором развития инфарктов, инсультов и других сосудистых катастроф, которые в отличие от коронавируса никогда и никуда не исчезнут; в третьих, чтобы убить АСЕ2 рецепторы, нужно интенсивно смолить не один год.
Глава РосПотребНадзора А. Попова отметила, что переболевшие COVID-19 люди могут стать переносчиками этой инфекции, следовательно, они должны обязательно носить маски в общественных местах. «Человек, переболевший COVID-19и имеющий иммунитет к нему, может быть заразен для окружающих, так как это РНК-овый вирус. РНК-вирусы, к которым относится, например, вирус герпеса, характеризуются нестерильным иммунитетом, и они могут долго жить на слизистых оболочках человека, который сам не заболевает, так как у него имеется иммунитет, но при этом он может заражать других людей». Думается, что ношение маски в общественных местах – это необходимая предосторожность, которую нужно соблюдать всем.
Существует гипотеза, согласно которой родственные вирусы борются между собой за тело человека. Длительно живущие в организме «домашние» вирусы герпеса и цитомегаловируса могут увеличивать выработку естественных факторов защиты от «чужаков» и, соответственно, подавлять вторжение коронавирусов. На практике многие врачи заметили, что больные с герпесом в стадии обострения вообще не заражаются COVID-19.
Интерес представляют данные нового исследования, которое показывает, что присутствие большого числа определенных микробов в носоглотке защищает организм от проникновения коронавируса. К таким микробам относят как непатогенные для человека Коринебактерии и Превотеллы, так и условно патогенный гемолитический Стафилококк, который почти бессимптомно живет в носоглотке здоровых людей, но при случае может вызвать ангину, гайморит и другие инфекционно-воспалительные и гнойно-деструктивные процессы. Полагают, что здесь также имеет место конкурентное взаимодействие, направленное на изгнание «чужаков».
На тяжесть течения болезни значительно влияет состав микрофлоры кишечника, который в норме содержит не только полезные лакто- и бифидо-бактерии, но и определенный процент условно-патогенных стафилококков и стрептококков, которые при случае сами могут вызвать воспаление, но при этом все вместе они создают среду, которую не выносит большинство болезнетворных микробов. Поэтому очень важно поддерживать нормальную микрофлору кишечника, которая дистанционно может усиливать защиту дыхательных путей от вирусов.
Уже доказано, что исследование испражнений или содержимого прямой кишки является более точным анализом на наличие COVID-19, чем взятие мазков из носоглотки. Китай сделал обязательным анальный тест на новый коронавирус для всех въезжающих в страну.
Роль микрофлоры кишечника в развитии ковидной инфекции еще предстоит исследовать, но уже очевидно, что ее изменения коррелируют с тяжестью течения заболевания и, возможно, на основе подобных исследований удастся создать препарат для лечения и профилактики COVID-19.
Пока же для профилактики заражения любыми вирусами с уверенностью можно рекомендовать больше употреблять в пищу натуральных кисло-молочных и ферментированных продуктов. Особенно полезно употребление квашеной капусты, а также таких ферментированных продуктов национальной корейской кухни, как кимчхи, соевый творог (тофу), соевая паста (тяй).
Непрерывно обновляющиеся данные о COVID-19 помогают понять не только особенности данного коронавируса, но и вносят большой вклад в общую вирусологию и эпидемиологию, позволяют разрабатывать более эффективные профилактические меры.
Ирина КИМ,
Кандидат медицинских наук