Большой спорт постоянно сотрясают разнообразные допинговые скандалы. Достаточно вспомнить российскую фигуристку Камилу Валиеву, теннисистку Марину Шарапову или наших казахстанских тяжелоатлетов. В то же время продолжают успешно выступать пресловутые больные бронхиальной астмой норвежские лыжники и биатлонисты, которые совершенно законно принимают лекарства, являющиеся для всех остальных участников соревнований допингом.
Другой яркий пример двойных стандартов – прославленная американская теннисистка Серена Уильямс, которая совершенно легально применяет запрещенные стероидные гормоны и опиоидные наркотические анальгетики по поводу диагностированного у нее синдрома Шегренна – тяжелого аутоиммунного заболевания, которое поражает мышцы и суставы, вызывая сильные боли, слабость и инвалидность вследствие невозможности двигаться. Это стало известно благодаря хакерам, которые в 2016 году получили доступ к закрытым документам Всемирного антидопингового агентства (WADA) и опубликовали их для всеобщего обозрения.
Серена предпочла никак не комментировать эту информацию, зато ее младшая сестра – Винус Уильямс, которая тоже больна этим же самым, рассказала журналистам, что выступала и выигрывала престижные соревнования, превозмогая боль и слабость, благодаря лекарствам, которые по согласованию с WADA ей давали американские врачи. Что давали, ей было неинтересно, но все законно!!!
Допинг – это разнообразные методы воздействия на организм, которые потенциально способны улучшить спортивные результаты, что противоречит этике и самой концепции спорта. В то же время допинг может нанести необратимый вред здоровью спортсменов.
Вначале допинг применяли на скаковых лошадях путем введения им возбуждающих препаратов перед забегом. Искусственно улучшая резвость лошади на короткое время, эти препараты в последующем очень плохо влияли на ее здоровье и здоровье ее потомства. Поэтому в 1903 году скаковые общества Европы договорились бороться с этим уродливым явлением.
О человеческом допинге мир узнал во время Олимпийских игр в Риме в 1960 году. Во время велосипедной гонки на 100 км датчане Кнуд Йенсен и Юрген Йоргансен упали со своих велосипедов и потеряли сознание. Йенсен вскоре умер. Впоследствии в его крови обнаружили сильнодействующие возбуждающие вещества.
К допингу главным образом относят лекарственные препараты, которые применяют для лечения различных заболеваний. Это стимуляторы нервной системы, наркотические обезболивающие, стероидные гормоны, а также пептидные гормоны: инсулин, эритропоэтин, гормон роста и др.
Списки таких лекарств периодически обновляются. Так, например, в 2016 году в него включили мель-доний, который был разработан в СССР в 1970-х годах. Считается, что он улучшает работу сердца и якобы защищает его от перегрузок. Однако сейчас в официальной медицине мельдоний или милдронат считается «пустышкой», которая после клинических испытаний и многолетнего применения в ле чении инфарк т а миокарда и предынфарктных состояний не показала никакого лечебного эффекта даже в России и в странах СНГ. Поскольку он подобно инсулину улучшает метаболизм в сердечной мышце, то теоретически может улучшать выносливость и скорость восстановления после физической нагрузки. Поэтому он может быть рекомендован, например, пожилым или физически нетренированным лицам, которые вдруг собра лись жарким летом в пеший т ур по горам.
Следует понимать, что запрет мельдония вовсе не означает, что он действительно эффективен или вреден. Всемирное антидопинговое агентство считает допингом любое средство, которое теоретически может повлиять на результат атлета, доказательств этому не требуется.
Запрещены к применению все препараты, содержащие стероидные гормоны. Нельзя использовать новые лекарства, которые не прошли все стадии клинических исследований, даже если они не влияют на спортивные результаты.
В 2014 году в допинг-лист были включены также такие газы, как аргон и ксенон, с ингаляциями которых предположительно связано успешное выступление российских спортсменов на Олимпиаде в Сочи. Ингаляции смеси кислорода с ксеноном – это российская разработка, она улучшает выносливость спортсменов, способствует быстрому восстановлению после больших нагрузок, благотворно влияет на нервную систему. На человеческий организм, подвергающийся большим физическим и психическим перегрузкам, это оказывает хорошее терапевтическое действие, но под давлением экспертов из Германии было решено запретить использование аргона и ксенона.
Для выявления наличия в крови или моче спортсмена большинства запрещенных препаратов проводится ряд простых биохимических тестов. Раньше тестировали только мочу, теперь тестируют и кровь. Однако для обнаружения отдельных видов допинга требуется сложный технологический анализ и грамотный лицензированный эксперт. Тестирование на допинг проводится не только во время соревнований. Офицер WADA может в любое время приехать и взять пробы между соревнованиями, чтобы выяснить, не принимал ли спортсмен допинг во время тренировки.
Для выявления сложных органических молекул используется высокоточная технология жидкостной хроматографии совместно с масс-спектрометрией. Говоря простым языком, все имеющиеся в образце вещества можно «разогнать» на колонке жидкостной хроматографии и разделить на различные группы. При этом сразу будут видны группы «подозрительных» соединений. Далее, используя масс-спектрометрию, можно выделить отдельные вещества внутри групп и определить их количество.
Несмотря на достижения науки, до сих пор очень сложно и дорого проводить анализ некоторых органических веществ. Например, стероидные гормоны вырабатываются в организме человека естественным образом и образуют индивидуальные пики активности. Если спортсмен принимает синтетические стероиды, то это будет сразу видно при анализе, но некоторые принимают «дизайнерские» (сделанные под заказ) соединения, которые могут прятаться под повышенные пики естественных гормонов, вырабатываемых в человеческом организме. Таким образом, участники из стран, которые имеют более современные и совершенные научные лаборатории, получают определенное преимущество перед другими, что иногда превращает соревнования спортсменов в состязание ученых и технологов.
Как правило, на чемпионатах внутри страны для поиска допинга используют недорогие и не самые чувствительные методы, поэтому следы стероидов и некоторых других веществ не всегда обнаруживаются. Высокотехнологичные анализы стоят дорого и делаются в сертифицированной WADA-антидопинговой лаборатории в Алматы, единственной в Центрально-Азиатском регионе.
Но на соревнованиях мирового уровня используют еще более точные методы исследования и обнаруживают даже следы запрещенных веществ в таких микроскопических количествах, которые не могут повлиять на результат атлета, зато могут привести к его дисквалификации.
Возможно, что именно стремлением сэкономить объясняется допинговый провал некоторых наших известных тяжелоатлетов. В дешевых несертифицированных пищевых добавках, которые принимали спортсмены, могли содержаться запрещенные вещества в небольшом количестве. Не исключалось также попадание в организм спортсменов стероидов и гормона роста из мяса животных и птиц, что практикуют многие недобросовестные фермеры для быстрого набора веса молодняком.
Тем не менее WADA даже не интересуется, каким образом мог в организм попасть запрещенный препарат. Допинг является сознательным выбором и личной ответственностью самого спортсмена. Тренер естественно этого не одобряет, но по большому счету не всегда может на это повлиять.
Иногда о допинге мы узнаем через несколько лет после проведения чемпионатов. Так, например, одно время были популярны манипуляции с кровью, когда спортсмену перед выступлением вводили его собственную кровь, заготовленную заранее или кололи гормон эритропоэтин – увеличивающий количество эритроцитов и выносливость организма.
Эритропоэтин является одной из частых причин внезапной смерти спортсменов, вследствие того что он повышает вязкость крови и усиливает образование тромбов, которые в любой момент могут закупорить крупные кровеносные сосуды.
Технологии непрерывно развиваются и совершенствуются. Поэтому пробы мочи и крови чемпионов и призеров длительно хранятся и могут быть подвергнуты повторному исследованию через несколько лет. Возможно, в них выявится какой-то новый вид допинга, который пока неизвестен.
К большому сожалению, в современном спорте высокого уровня, когда борьба идет на пределе человеческих возможностей и результаты иногда разнятся в долях секунды, даже небольшое преимущество, которое обеспечивает допинг, может стать решающим для победы. Поэтому искоренить его в ближайшее время вряд ли удастся.
Ирина КИМ, кандидат медицинских наук