Если бы не карантин, мое сообщение о победе на престижном международном конкурсе Art silk way» среди самодеятельных коллективов «прозвучало бы приблизительно так: «Ансамбль «Ёсон» под руководством Народной артистки Казахстана Риммы Ивановны Ким вернулся из Турции с международного конкурса с блестящей победой, оставив позади творческие коллективы из Узбекистана, России, Кыргызстана…». Да конечно, если бы не пандемия, и коллективов бы было больше, и зрители пришли бы посмотреть, что можно делать, когда душа поет, а сердце рвется на сцену. Однако в реалиях сегодняшнего дня наши самодеятельные артистки выступили на славу, что называется, не выезжая за пределы родного города Алматы и родной студии, где шла запись танцев. Видео было отправлено жюри, которое и сообщило совсем недавно о том, что наш коллектив стал первым с известным зажигательным корейским танцем «Согочум».
В этом уютном, небольшом, если говорить о помещении для репетиций по корейскому танцу, зале всегда царит обстановка сотворчества. Всегда здесь обсуждается нечто важное, если самодеятельные артисты общаются даже в неформальной обстановке, отмечая чей-то день рождения или какой-либо всеобщий календарный праздник. Эта женская половина разных возрастов у журналистов редакции всегда на виду. Когда мы видим спешащих к Римме Ивановне представителей разных поколений не только на репетицию, а ради того, чтобы услышать голос именитой наставницы, увидеть ее горящие глаза, когда она говорит о том или ином танце, мы мысленно входим в тот зал и восхищаемся действом, которое происходит там, где прописалось искусство.
К чему столь длинное вступление? К тому, что кузница побед всегда является составной частью любого успеха. Отсюда ёнсоновцы направляются на конкурсы, о которых Римма Ивановна зачастую слышит от самих участников.
– Еще в прошлом году мои подопечные, которым от 60-ти и старше (тех, кому нет 60-ти, мы называем молодежью), – рассказывает Римма Ивановна, – увидели где-то приглашение на международный конкурс, который проходил в Узбекистане, под названием «Танцуют все». Вы знаете, как я отношусь к сцене. И своим ученицам часто напоминаю: «Сцена любит молодых», вы танцуете в основном для себя. Но они меня убедили, а что такое подготовка танца на любой конкурс, вам объяснять не нужно. И мы приняли решение ехать. Съездили, и среди многочисленных коллективов не только получили Гран При. Мои танцовщицы были приглашены на конкурс, который должен был состояться в Турции.
Условия пандемии грубо вмешались не только в планы самодеятельных артистов. Пострадали многие профессионалы. Но бабушки из «Ёсона» настойчиво искали в соцсетях информацию о всевозможных конкурсах. Какова же была их радость, когда они увидели в соцсетях сообщение о том, что конкурс не отменяется, он только меняет форму!
– Трудностей с подготовкой было много, – рассказывает участница ансамбля «Ёсон» Флора Хадиевна Ким. – Они были связаны не только с выбором танцев (на конкурс нужно было представить два народных танца), но и с подготовкой, пошивом костюмов. Как известно, это самая затратная часть подготовки, тем более что спонсоров у нас нет, все делали сами. Многим помогали дети, внуки, ведь все стоит денег. Я уже не говорю о большой работе по быстрому разучиванию танцев, которая легла на плечи нашего руководителя, – поставить два танца на хорошем уровне за месяц совсем не просто.
– Когда меня поставили перед фактом, – говорит Римма Ивановна, – я только спросила: «А вы-то сами готовы к такой работе?». Получив смелый ответ «да», приступили к репетициям. А выбрали знаете что? Японский танец и корейский «Согочум». Кто в курсе, скажет, что «Согочум» не для нашего ансамбля точно. Он же очень подвижный, очень «прыгучий». В общем, там нужна молодость. С другой стороны, я подумала, что в любом танце нужна молодость. Пусть танцуют, если хотят. И поставили танец, упростив, конечно, кое-какие приемы и движения.
Что касается японского танца, то здесь все обстояло намного сложнее. Нужно было пошить кимоно, срочно найти детали к танцу и мелкие атрибуты к нему. Нужно было окунуться в культуру Японии и понять как можно быстрее хотя бы основные жесты, свойственные японским танцовщицам.
– Что касается характера японского танца, то, наверное, нас всех выручил прежний интерес к Японии, – продолжает рассказ Флора Хадиевна. – Помните, в советское время был бум японской культуры. Нам все было интересно в этой таинственной стране. Мы слушали музыку, смотрели японские фильмы. Что касается японских танцев, то во многом нам помогли специалисты из Японского образовательного центра, куда мы незамедлительно обратились за консультациями. К нашей всеобщей радости, откликнулись на нашу просьбу, я бы сказала, с готовностью. Мы сразу же нашли швею, которая знает толк в пошиве кимоно, и таким образом, оставалось только ткань выбрать. Но здесь случился небольшой прокол. Хотели одинаковые костюмы пошить, но желаемой расцветки в таком количестве не нашли. Но – ничего. Говорят, что смотрелся танец все равно неплохо.
Что касается записи в студии, то хоть ансамбль «Ёсон» и не имел такой практики прежде, перед камерами опытные и влюбленные в сцену артистки не оробели. Участие во многих праздничных мероприятиях города и Ассоциации корейцев Казахстана, видимо, сыграло свою роль.
– Наверное, многие из ваших 14-ти членов «Ёсона» прежде танцевали? – задаю вопрос самодеятельным артисткам.
Оказалось, что нет. Всех любителей корейского танца привели сюда разные дороги. Кто-то просто хотел приобщиться к корейской культуре через танец, кому-то хотелось поправить свое здоровье, кто-то сказал откровенно, что танец помогает продлить свои активные годы, мол, хобби помогает справиться с плохим настроением, которое неминуемо бывает, в связи с возрастом.
Флора Хадиевна по жизни очень любила петь и пела хорошо, но всегда засматривалась на танцующих на сцене артистов. Более всего ее притягивал национальный корейский танец, где так важны и пластика, и грациозность движений.
– Я знаю о себе, что у меня нет внешних данных, но душа просит, поэтому я напросилась к Римме Ивановне, – говорит она. – Но я твердо знаю и еще одно – я не могу учиться больше ни у кого. Мне важна личность преподавателя. А наша Римма Ивановна единственная в Казахстане Народная артистка, к тому же она моя близкая подруга и хорошо меня понимает. Мы, по большому счету, не для сцены танцуем. Я, например, чувствую себя лучше, когда общаюсь с высоким искусством танца… К тому же заметила, что мои ровесницы часто бывают напрасно обидчивы, они склонны впадать в депрессию. Мы, бабушки танцующие, всегда в позитиве. Нас восхищает все прекрасное, и мы во всем находим плюсы. Выполнили то, что сказала Римма Ивановна, и счастливы. Значит, на что-то еще способны. В общем, мы, наверное, в молодости не дотанцевали, наверстываем сейчас.
Думаю, есть и другие причины, связанные с любовью к искусству под названием «Танец». И у каждого есть своя мотивация, которую поймет не каждый. Да и надо ли каждому понимать? Глядя на них, спешащих на репетиции, вдруг понимаешь: да это же целый мир эмоций, настроений, желаний наполнить свою жизнь возвышенным над бесконечным бытом танцем. Понять все это дано продолжающим. Ведь не случайно многие из этого самого возрастного коллектива привели сюда своих дочерей и внучек. Например, дочь Татьяны Валентиновны Цой Даша тоже посещает танцы в Корейском доме, Клара Николаевна Ни привела сюда свою внучку Нику, Элина Санчуновна мечтает, чтобы ее Сашенька овладела искусством двигаться на сцене. Ведь смотреть, как девчонки владеют сценой – одно удовольствие! Помимо всего этого, корейский танец – это на всю жизнь. Римма Ивановна часто говорит, что девочки преображаются уже через месяц занятий, вся угловатость и неуверенность в движениях проходит; когда ребенок знает о себе, что его научили даже танцевать, что говорить о простой уже ходьбе! Занятия танцами у преемниц Риммы Ивановны - Виктории Ко, Юны Шегай, Ларисы Ким - дают свои плоды в любом возрасте. В том, что бабушки из «Ёсона» настоятельно рекомендуют всем девчонкам приобщиться к танцу, наверное, тоже есть заслуга возрастных самодеятельных танцовщиц. Не ради сцены, но ради себя. А уж когда компетентное жюри ставит свои положительные оценки, говоря спасибо не только за участие, а и за достижения каких-то результатов – это дорогого стоит.
Тамара ТИН