15 июля 80-летний юбилей отметит Софья Алексеевна Кан, судьба которой сложилась так же непросто, как и жизнь многих корейцев, депортированных в Казахстан, но стала примером стойкости и жизнелюбия. Ее родители были из числа депортированных, а сама она родилась уже в Костанайской области.
– Отца я почти не помню. Мне было четыре года, когда он ушел из семьи, взяв собой старшую сестру Катю, – рассказывает Софья Алексеевна. – Время было тяжелое: война, мама работала в колхозе «5 декабря» в овощеводческой бригаде, а в свободное время ловила рыбу. Мы жили прямо у озера. В 1947 году в село приехала родственница, которая сообщила, что умер отец. Я сказала в сердцах: «Какой же он мне отец, ведь он бросил нас в трудную минуту!». И не поехала с мамой на похороны. А спустя время я пожалела об этом. Хотя бы помнила его в лицо. Потом вернулась к нам старшая сестра Катя и мы стали жить втроем. В 50-х годах мама вышла замуж за вдовца Тен Хан Гена. Это был хороший человек, добрый, заботливый. У него было четверо своих детей, и так наша семья стала большой, но дружной.
Свою семью Софья создала в 18 лет, выйдя замуж за парня, которого знала с детства: они жили в одном селе, а когда после школы разъехались на учебу, долго общались в письмах. В то время она уже работала на швейной фабрике «1 мая». А её муж Константин Кан, окончив Челябинский железнодорожный техникум, устроился осмотрщиком на костанайской железной дороге. В семье Канов родились трое детей, а теперь уже и четверо внуков. Софья Алексеевна проработала на швейной фабрике до самой пенсии.
– Хотела и дальше работать на фабрике, но как раз на тот момент мужа назначили директором пионерского лагеря «Энергетик» и я (куда иголка, туда и нитка) поехала вслед за мужем, – с улыбкой вспоминает Софья Алексеевна. – В «Энергетике» я была сторожем. Значит, так было надо. Я вообще считаю себя счастливым человеком. Во-первых, мне повезло с мужем: он был у меня золотой, обеспечивал семью всем, относился ко всем с большой заботой. Я жила за ним, как за каменной стеной. Наверное, сказалось то, что в родительской семье он был старшим из восьмерых детей и привык нести ответственность за младших. Ответственным Константин Кан был не только в своей семье, но и в общественных делах. В 1990 году он стал инициатором и организатором корейской общины в Костанае. Первому всегда тяжелее и, конечно, Константин Борисович переживал за начатое важное дело. Но моральная поддержка жены помогала справиться со всеми задачами.
– Он руководил корейской общиной два года, – говорит Софья Алексеевна. – В 1992 году передал руководство Валерию Алексеевичу Цхаю. Но очень приятно, что до сих пор его имя вспоминают каждый раз, когда говорят о создании корейской общины. И в книге П. Черныша и В.Хана «Корейцы Костанайской области» с теплом говорится о Константине Борисовиче. Более 50 лет прожили в любви и согласии супруги Кан. Но в 2011 году Софья Алексеевна овдовела. Сейчас она живёт с младшей дочерью Светланой. Своим большим счастьем считает Софья Кан детей и внуков – очень добрых и внимательных. Скоро вся семья соберётся, чтобы поздравить любимую маму и бабушку с юбилеем.
Федор МИН,
Костанай