«Словно бабочка»/«Навиллера» – вышедшая в 2021 году южнокорейская дорама. Это история о мужчине, который, несмотря на возраст и жизненные испытания, решает вернуться к своей детской мечте – балету.
Сериал следует всем правилам хорошего кино: монтаж, камера, сценарий – все, что бы герои не сказали, обязательно обернется смыслом.
Первые полчаса «Навиллера» оправдывает ожидания: пока другие дорамы гоняются за молодыми героями с идеальными прическами, она выкатывает на сцену 70-летнего мужчину с непоколебимой решимостью и больной спиной. История о том, как человек решает осуществить мечту, прекрасна по своей задумке, но почему-то её снова и снова подают, как вчерашний суп. Хоть «Навиллера» и добавляет балет как изюминку, этого недостаточно, чтобы полностью освежить старый концепт. Режиссер Хан Дон Хва вступает на зыбкую территорию, делая балет двигателем сюжета, ведь от этого теряется суть. Настолько, что если бы дедушка решил заняться гольфом, смысл остался бы тем же. Если вы ожидали увидеть глубокое погружение в мир танца – его технику, психологические и физические жертвы, то здесь их нет. Балет в «Навиллере» – это скорее красивый реквизит.
Док Чхуль (Пак Ин Хван) – главный герой, и не просто дедушка. Он не боится бороться с возрастом, болью и всеми остальными неудобствами жизни, потому что у него есть цель – танцевать балет. Он добрый, дружелюбный, теплый и заботливый, но не проявляет терпимости к своей слабости. Его стремление к балету в возрасте, когда тело уже не может выдержать такие нагрузки, – неуместная настойчивость, хоть он и добивается своей мечты.
Минус «Навиллеры» в том, что она пытается быть трогательной и глубокой, но от этого попадает в ловушку клише и мелодраматичности. Она красива внешне, но пустовата внутри. Это как танцевать балет в кроссовках: вроде бы что-то необычное, но исполнение хромает. Дорама слишком активно играет на эмоциях зрителя, почти навязывая слёзы и грусть. Некоторые сцены кажутся чрезмерно драматичными и искусственно растянутыми, для того чтобы выдавить реакцию. Вместо естественного сопереживания персонажам, каждая сцена будто кричит: «Ну заплачь же! Ты должен плакать!»
Остаётся лёгкое раздражение от этой наждачки для чувств: сначала просто царапает, а потом ты сидишь и думаешь, почему у тебя на щеках мокро. Тут тебе и старость, и упущенные мечты, и молодость, которая не понимает, как ей повезло. Манипуляция? Конечно.
Зато в течение первого часа дорама выкатывает свой главный козырь – Сон Кана (Хон Сын Хи за козырь считать не будем). На самом деле главный плюс этой дорамы для меня – его персонаж. Че Рок – молодой талант, полный амбиций, но при этом эмоционально закрытый и немного высокомерный. Он уверен в своих силах, но его холодность и отстраненность от окружающих создают вокруг него барьер. Он не готов открыться и довериться людям, считая, что его успех в балете – это единственное, что имеет значение. С развитием сюжета Че Рок сталкивается с внутренними проблемами и одиночеством. Он начинает осознавать, что его жизнь не ограничивается только танцем, и что эмоциональная изоляция не приносит счастья.
Вопрос: кого-то напоминает? Ответ: меня. Я будто смотрела на свою копию, только в мужской версии, и решила, что на остальное в этой дораме можно (но необязательно нужно) закрывать глаза.
Взаимодействие между старым мужчиной и молодым танцором – это главный двигатель сюжета. Один со своим: «Я прожил жизнь и знаю, как надо», другой: «Я молодой и знаю, как точно не надо». В итоге они учатся друг у друга и меняются. Мы видим, как дедушка становится смелее и решительнее, в то время как молодой человек постепенно раскрывается с другой стороны – становится мягче и добрее, оставляя за собой холодность и отчужденность. Его отношения с другими персонажами, особенно с дедушкой, начинают менять его восприятие жизни. Че Рок всё больше открывается и становится более человечным. Он учится ценить тех, кто рядом с ним, и понимать, что быть сильным – не значит быть холодным. Так, например, здесь здорово работает линия дружбы: найти друга, несмотря на возраст, и делиться едой, отдавать все свое время, быть обычной семьей, хоть и не по крови, плакать от счастья за другого. Наблюдая за тем, как Ли Че Рок (Сон Кан) из ледяной скалы превращается в теплого человека, начинаю млеть и я.
Основная линия сюжета – это стремление к мечте, и каждый персонаж в какой-то момент достигает своих целей. У кого-то это мечта увидеть Месси, у кого-то – поступить в университет (в 40 лет), а у кого-то – начать работать (после жизни домохозяйки). Но второстепенные персонажи существуют скорее как декорации, их роли поверхностны и не несут особого смысла. Особенно обидно за членов семьи главного героя, которые могли бы добавить конфликтов или глубины сюжету, но вместо этого просто служат фоном. Семья главного героя – это ходячие штампы: беспокоящийся сын, разочарованная жена и внуки, недовольные решением дедушки заниматься балетом. Их конфликты и реакции настолько поверхностны, что они появляются, говорят пару фраз и уходят.
Ын Хо (Хон Сын Хи) – внучка главного героя, скорее пресная и ничем не выделяющаяся. Кто-то воспринимает это в штыки и пишет о том, как аляповато она поправляет свою челку, кто-то остается доволен типажом скромной девчонки с соседней парты. Ын Хо поменяет специальность, устроится куда-то на работу, но так ничего и не снимет. По сути, она и не должна. Каноничные приписывания ей «вечных поисков себя» стопорятся, но дело даже не в этом – просто ей стало удобно не допускать мысли о том, что она может быть какому-то делу по-настоящему предана.
Мораль – прямым текстом в лоб, одновременно минус и плюс этой дорамы. «Живи сейчас», «никогда не поздно», «не бойся начинать» – банально, но зато работает. После просмотра «Навиллеры» хочется достать тот список целей, который пылится с Нового года. Здесь важно, что через преодоление препятствий обретаешь себя. Важно, что время здесь на втором плане. Важно, что ничего ты не боишься сам по себе. Важно, что все это – как следование за мечтой, когда делаешь все до конца и заветные желания сбываются. Несмотря на очевидные минусы. «Навиллера» – теплая и памятная дорама, которая: а) продолжает всеми любимые корейские вайбы; б) помогает двигаться дальше.
Определенно после этого я обязана вернуться в балет.
Элина СОН