Как известно, народ Северной Кореи прошел уже однажды «трудный поход» («конан-ый хянгкун»), продолжавшийся с 1995 по 1999 год. В эти годы при правлении Ким Чен Ира от голода и истощения умерли сотни тысяч людей, некоторые эксперты называют миллионные цифры. Пхеньян не мог отрицать голодомора и массового бегства своих граждан в поисках спасения в приграничный Китай, поэтому обозначил символическое число жертв – иль ман, то есть 10 тысяч человек. Но эти жертвы, по утверждению северокорейского руководства, на счету «американских империалистов и их приспешников» по вине которых Северная Корея оказалась в экономической блокаде из-за санкций, введенных против нее Советом безопасности ООН. Сегодня население Северной Кореи вновь оказалось на пороге массового голода и готовится к трудному походу. Лидер страны призывает партийно-государственное руководство потуже затянуть пояса и готовиться к трудностям и испытаниям.
В этом году исполняется 10 лет с момента смены Кима № 2 на третьего из северокорейской династии Кимов. Из малоизвестной, поэтому загадочной личности Ким Чен Ын превратился в известную фигуру в мировой политике, с которым считались лидеры держав, прежде всего США. В прошедшем водовороте планетарных событий и развития Северной Кореи молодой лидер КНДР обрел всю полноту власти с непререкаемым авторитетом. Он – председатель Трудовой партии Кореи (ТПК), председатель Госсовета Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР), Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами КНДР, высший руководитель партии, государства и вооруженных сил. Таким образом, партия, правительство, армия – полностью подчинены воле нового северокорейского вождя. Его особая значимость, если верить южнокорейским источникам, на которые ссылаются зарубежные информационные агентства, закреплена в святая святых – Уставе Трудовой партии Кореи. Источники указывают, что из преамбулы новой версии основного документа правящей и руководящей партии убрали упоминания о важности наследия отца-основателя КНДР Ким Ир Сена и его сына Ким Чен Ира, о приоритетности политики «сонгун», инициированной и проводившейся Ким Чен Иром, который ставил армию на первое место, решающую главную роль в управлении государством и распределении национальных ресурсов. Более того, если верить сведениям, в уставе меньше упоминается учение «чучхе» – политики опоры на собственные силы, провозглашенной Ким Ир Сеном. В преамбуле впервые указывается на первоочередность значения интересов народных масс. Все эти изменения отражают самостоятельность нынешнего Ким Чен Ына, решающего единолично, по какому пути должна продвигаться его страна и его народ.
5 января 2021 года в Пхеньяне прошел VIII съезд ТПК, на открытии которого Ким Чен Ын говорил не только о «блестящих успехах», достигнутых партией и народом, но и о недостатках в выполнении пятилетнего плана развития экономики страны. Он назвал трудности, с которыми сегодня сталкивается КНДР, «худшими из когда-либо существовавших» и «беспрецедентными». Признавая провал в выполнении поставленных задач, он ссылался на происки империалистов, международные санкции, природные катаклизмы и короновирусную пандемию. Однако признание ошибок и недостатков в исполнении решений партии и правительства, как считает один их научных сотрудников Корейского исследовательского института национальной стратегии в Сеуле, это своеобразный ход к укреплению имиджа человека от народа и человека, живущего заботами народа.
Возможно, нынешний вид сильно похудевшего Ким Чен Ына говорит не только о проблемах с его здоровьем, чем так любят спекулировать некоторые «аналитики», измышления которых бурно подхватывают любители «сенсационных новостей». Некоторые южнокорейские эксперты скрупулезно изучали снимки запястья северокорейского лидера и указывали на ремешок наручных часов: что он затянут на несколько делений туже, чем раньше. И сделали величайшее открытие. На самом деле на фотографиях последних недель невооруженным взглядом видно сильно похудевшее тело и лицо северокорейского вождя. Понятно, что это не от недоедания, скорее всего, по настоянию врачей он принял решение соблюдать диету. Но, на мой взгляд, Ким Чен Ын, призывая партийных руководителей всех уровней «потуже затягивать пояса перед трудным походом», сам решил показать пример всему народу. Но это лишь мое предположение, оно, возможно ошибочно.
В своей речи Ким Чен Ын подчеркнул важность укрепления руководящей роли партии в улучшении экономической ситуации и условий жизни народа. Однако в реальности положение с обеспечением населения продовольствием обострилось до предела. По сообщениям Human Rights Watch (HRW) в Северную Корею перестали ввозить продукты питания из Китая. Цена за килограмм кукурузы – основной еды простых людей, постоянно росла и в настоящее время превысила размер среднемесячной заработной платы.
Чтобы как-то свести концы с концами и выжить, жители приграничных с Китаем районов занимались контрабандой, однако власти ужесточили наказания за нелегальное передвижение продуктов питания. С одной стороны, контрабанда считается противозаконным уголовно наказуемым преступлением. С другой стороны любые контакты с внешним миром из-за пандемии коронавируса представляют, по мнению официального Пхеньяна, угрозу национальной безопасности.
Эксперты оценивают серьезную опасность нынешнего продовольственного кризиса, который может привести к массовому недоеданию и голоду. Пока сведений о случаях голодной смерти не поступало, однако все дипломаты и сотрудники иностранных представительств в Пхеньяне отмечают перебои с поставками продуктов питания и их дороговизну. При этом столица Северной Кореи – витрина страны, на которую выкладывается все лучшее и желательно в изобилии. В глубинках ситуация несравненно хуже, чем в Пхеньяне.
Острый дефицит товаров и предметов первой необходимости (в понимании иностранцев) в северокорейской столице вынудил дипломатов и представителей иностранных представительство покинуть страну. Посол России в Северной Корее Александр Мацегора в интервью российским СМИ рассказывал, что сейчас в Пхеньяне «стало сложнейшей проблемой купить муку, сахар, растительное масло и другие базовые продовольственные товары и что российские дипломаты вынуждены организовывать обмен детской одежды для своих детей по цепочке – от более старших к более младшим».
Официально КНДР имеет дипломатические отношения со 161 страной мира, но даже в относительно благополучные годы в Пхеньяне действовали около 30 посольств стран, имеющих какие-либо торгово-экономические отношения. В настоящее время, по свидетельствам СМИ, большинство из них закрыто и ограниченный штат, переведенный на пассивное пребывание в стране, остался лишь в 10 посольствах. «Бегство» иностранных дипломатов из Северной Кореи отражает углубление экономических трудностей в стране.
Шумиху в западной прессе сотворили сообщения южнокорейских и японских новостных служб живописавших историю выезда из Северной Кореи семьи третьего секретаря российского посольства Владислава Сорокина, который был вынужден покинуть страну и срочно вывезти семью в Россию по медицинским соображениям. Часть пути он и его семья преодолевали на ручной дрезине, так как из-за строжайшей изоляции все международные наземные, воздушные и морские рейсы были прерваны.
Несмотря на грядущий голод и провалы в экономике, Северная Корея продолжает активно обогащать свой военный арсенал. Страна готова во всеоружии дать отпор любой попытке агрессии и обновляет устрашающие виды современной военной техники. Баллистические ракеты и ядерные заряды уже никого не удивляют. С ними уже свыклись. Беспокойство вызывают новые средства доставки ядерных боеголовок ракет до континентальной Америки.
По данным южнокорейских и американских разведывательных служб, Северная Корея готовится ввести в строй новую 3000-тонную ядерную подводную лодку. Субмарина будет нести три баллистические ракеты «Пуккыксон», которые можно будет запускать с подводного положения. Есть разные мнения насчет реальной опасности новой подлодки, способной проплыть около 9500 километров, то есть до берегов Калифорнии. Однако военные эксперты утверждают, что лодка может быть легко обнаружена в любом месте океана, так как шум ее винтов легко определяется сонарами. Соответственно, при малейшей опасности она будет уничтожена. Тем не менее новая субмарина так или иначе демонстрирует жизнеспособность нынешнего северокорейского режима, который, находясь у начала «трудного похода», продолжает играть военными мускулами. Прошедший январский съезд и апрельская партийная конференция еще раз подтвердили дееспособность северокорейского вождя, в руках которого сосредоточена вся полнота власти. Все прогнозы о возможной скорой его кончине или коллапсе северокорейской экономики, новом массовом голоде, который в совокупности с коронавирусом унесет большую часть населения – все это, на мой взгляд, никак нельзя назвать серьезными прогнозами. Скорее в таких случаях мы имеем дело с гаданием на кофейной гуще или высасыванием из пальца туманных предсказаний.
Герман КИМ, профессор, д.и.н.,
директор Института Азиатских исследований КазНУ им. аль-Фараби.