Об этом человеке ходят легенды не только по степям и полупустыням Прибалхашья. Его знают и ценят в корейском общественном движении за тонкий юмор, за широкую душу, за гостеприимство, да за то, что он просто очень искренний, откровенный, не боящийся сказать свое мнение человек. Этого удивительного человека знают все полеводы Прибалхашья, потому что от его мудрых действий, от его умения принять смелое решение в трудный час зависит судьба многих крестьянских хозяйств. Владимир Григорьевич Ким – директор ГУ «Отдела сельского хозяйства Балхашского района ГКП ВХ «Балхаширрагация». Много слышала историй об этом уникальном человеке, который по земле шагает по-хозяйски – с огромным желанием работать так, чтобы дети гордились таким отцом, а внуки знали, что труд на земле – дело тяжелое, очень ответственное и в то же время очень благодарное.
Давно хотела познакомиться с этим неординарным человеком из глубинки глубинок, как говорит он сам: «Уже приезжая сюда, чувствуешь себя на другом полюсе самой жизни». И вот такая возможность, благодаря давним друзьям Владимира Григорьевича – Герману Игнатьевичу Шегаю, Роберту Викторовичу Цою и Коме Константиновичу Киму – мне удалось это сделать. Ветераны труда и друзья прикипевшего к родной земле директора меня просто взяли с собою к нему в гости. Поездка с корифеями диаспоры, которые каждый в своем деле мастер, – уже неординарное событие. В общем, мне повезло с командировкой.
Когда лозунг «Вода – это жизнь!» звучит в буквальном смысле
Что у уважаемого руководителя Балхашского района есть говорящее прозвище, которым, кстати, можно гордиться, – «Водяной», Владимир Григорьевич, наверное, знает. Смысл этого короткого, почти что имени за глаза, велик. Да и без прозвища (в данном случае доброго, конечно) на селе не обойтись. Пока выговоришь Владимир Григорьевич, да еще с названием должности! А вот Водяной – согласитесь, звучит, емко и всеобъемлюще, лишь для официального представления не подходит. К тому же значимость Водяного для этих мест – просто жизненно важна. А когда колесишь по полупустыне, в которой то и дело взгляд останавливается на полях и пашнях с еще совсем недавно колосившимся рисом, отцветающим картофелем, да обильно зеленевшей люцерной, уложенной теперь в скирды сена для скота, этот смысл начинаешь постигать всем своим существом. Ведь без воды на этой «сковородке» ничему и никому не выжить. По большому счету – даже человеку. Конечно, не стоит преувеличивать значимость человека у должности. Но ведь если не будет справедливого распределения огромных потоков воды, в этой мирной, на первый взгляд, местности может начаться настоящая перепалка со всеми вытекающими негативными последствиями! Таких случаев история знает, увы, немало. В этом году живительная влага была в особенном дефиците и это видно невооруженным взглядом – обмелел Капшагай, Или не столь полноводна сегодня. И, по словам специалистов, наши хозяйства получили за лето лишь четвертую часть воды от требуемого объема.
Когда я задала вопрос в лоб Владимиру Григорьевичу: «Как же вы справились с таким дефицитом воды?! Были, наверное, большие проблемы…», он, покачивая головой, ответил: «Хоть были большие проблемы, справились. Как? Да, было непросто. Какими усилиями? Это известно только нам! Но конфликтов не было, урожай вырастили».
Более того, предметом гордости Владимира Григорьевича является то, что у его подразделения услуги за воду самые дешевые!
– Все время спрашивают, как Вам это удается? – с гордостью говорит Владимир Григорьевич. – Я не устаю отвечать: «Работать надо с головой!».
Что значит «работать с головой»? Это значит знать свое дело до тонкостей, а к этим тонкостям – постоянно учиться, становиться компетентным в других отраслях знаний, даже кажущихся далекими от основного дела. Например, нужно стать специалистом в области права и экономики – значит, надо добирать знаний, нужно понимать в бухгалтерии – придется и там разобраться. Но, а для того, чтобы быть хорошим специалистом, без всяких «но» – надо любить свое дело и понимать: ты поставлен на этот участок, ты выбрал в свое время эту профессию и теперь здесь работаешь для того, чтобы все вопросы решить по-человечески. Вот такая позиция у Владимира Григорьевича Кима – хозяйственника, семьянина, человека, для которого родная земля и родной дом – уже давно синонимы.
Жить надо так, чтобы окружающие не нуждались в самом элементарном
Он родился здесь – в селе Куйган Алматинской области. Здесь вырос, женился, реализовал и реализовывает свои самые честолюбивые планы. А планы у Владимира Григорьевича просты и понятны его семье, в которой понимающая, любящая его жена, дочь, сын и пятеро внуков, и его коллективу, в котором все, кто трудится – в почете.
– Как сегодня живется на селе? – задаю вопрос Владимиру Григорьевичу.
– Кто хорошо трудится, тот хорошо живет, коротко отвечает он. – Без своего подсобного хозяйства на селе не выживешь. Если хозяйство крепкое, трудишься, жизнь в селе более стабильная. Особенно сегодня. Все в твоих руках!
– Надежда лишь на себя и жизнь – сплошные будни…
– Я бы так не сказал. У нас взаимопомощь – не пустое слово. А праздники? Их тоже много. У нас столько мероприятий проходит! Гости приезжают с концертами. Но на первом месте – урожай. Вот закончилась страда – настало время перевести дыхание.
Поговорили и о материальном.
– Слышала, что все мероприятия Вы за свой счет проводите, помогаете старикам, малоимущим, тем, у кого пошатнулось здоровье. Откуда средства? Неужели свой фонд есть?!
– Есть, конечно, и свой фонд. У нас хозяйство прибыльное. Да и что греха таить, бывают случаи, когда и свои деньги отдаю. Я же теперь и пенсию неплохую получаю!
– А семья?
– Все уже самостоятельные. Раньше жена по-доброму ворчала: мол, лето, а мы так никуда не съездили. Но она понимает меня – работа такая, с водой летом большие хлопоты. За ней глаз да глаз нужен. От ее распределения зависит наше благополучие. Я это никому не объясняю. Просто работаю. И на работе, и дома до конца лета все мои знают: я полностью принадлежу работе.
– Так Вы нигде, кроме своих угодий и не были… И семья…
– Почему нигде не был? В связи с делами бываю в командировках, в основном зимой. Зимой ежегодно в Есентуках бывал, чтобы поправить здоровье. А жена со своими коллегами и подругами где только не бывала. Я счастлив, когда она приезжает и рассказывает, как там в мире, показывает фотографии всяких достопримечательностей.
Владимир Григорьевич из тех людей, кто и над собой не прочь посмеяться.
– На днях едем мимо канала, – смеется он. – Прошу водителя: останавливай, пойдем, наконец, искупаемся! За все лето так и не нашел времени, работая рядом с водой, хотя бы раз окунуться в воду. А в ответ слышу: «Поехали, Григорьевич, сентябрь уж на дворе!».
Хочешь быть хозяином своей судьбы – выбирай тернистый путь, там никогда у тебя не будет конкурентов
Многие его друзья и родные давно перебрались в город. Владимир Григорьевич за свою трудовую биографию много чего попробовал. И должности его не обходили стороной, и слава. Был он в свое время и первым заместителем директора управления БАКа имени Д. Кунаева, и начальником Балхашского управления водохозяйственных систем. Словом, стал большим специалистом в своем деле, лучше которого сегодня, пожалуй, никто не знает многотысячные гектары Прибалхашья с мощной системой орошения, благодаря которой мы получаем на свои столы экологически чистый рис и овощи. Его принципиальная позиция – хозяин на своей земле. И дело не в том, что он руководствуется правилом «где родился, там и пригодился», у него правило другое – получая от работы удовольствие, с одной стороны, оставаться востребованным в своем деле всю свою трудовую жизнь, с другой – ты становишься самодостаточным и твердо стоящим на земле человеком, в тебе нет неудовлетворенности от прожитых дней, прожитых лет.
– Владимир Григорьевич, скажите честно, без обид. Вы уже на пенсии. Неужели никто не мечтает о месте директора? Мне известно много случаев, когда место уже караулят и кандидатура готова – ждут не дождутся, когда начальнику стукнет 63.
– Была пара предложений. Я не против уступить, если найдется компетентный человек, – отвечает он. – Но я много раз и будучи моложе, пробовал оставить после себя человека, обучить его. Обучаться-то рады, а вот так принадлежать делу, увы, никто не хочет. Было, правда, одно дельное предложение – не буду называть кандидата. Но он серьезно так мне говорит: «У меня там, в акимате, уже все согласовано. Давай, я вступлю в должность, только ты будешь моим заместителем. Посмеялись, на этом и закончились все разговоры и предложения. В общем, на пенсию я пока уходить не готов.
Много о чем мы еще говорили с по-житейски мудрым Владимиром Григорьевичем Кимом. А перед самой дорогой он вдруг остановил нас, сказав, что должен сделать срочно один телефонный звонок. Когда мы вышли во двор, в багажник нашей машины уже погрузили нам по мешку риса.
– Отведайте нового урожая! – попрощался с нами Владимир Григорьевич. – Думаю, рис неплохой! Насчет предпочтений не знаю, но вот за то, какую он воду пил, ручаюсь – чистую воду, напоенную степным солнцем, да ветром со степи.
Мы ехали домой, глядя уже другими глазами на эту степь, на оросительные каналы вдалеке, на «Корейскую долину», названную в честь трудолюбия земледельцев, на залитую солнцем дорогу с пожухлой по обочинам травой. Действительно – другой полюс жизни, с другими ценностями – от самой природы, от самого труда.
Тамара ТИН,
Алматы – Бахбахты – Алматы