Весь мир замер в ожидании исторической встречи между Дональдом Трампом и Ким Чен Ыном, путь к которой оказался таким непростым, что порой казался непроходимым.Но все в конце концов определилось: место, дата, время встречи и круг обсуждаемых проблем. Центральный и главный вопрос повестки дня – полная, контролируемая и невозвратная денуклеаризация (ПКНД) Северной Кореи, что переводится с английского – «Complete, Verifiable, Irreversible Denuclearization» (CVID), требования к Пхеньяну, сформулированные Вашингтоном. Лидеры двух стран, олицетворяющих две противоположные общественно-политические системы, прилетели в понедельник в Сингапур. Саммит, вопреки всем опасениям, состоялся, обе стороны довели встречу до конца, подписали совместный документ и разошлись, пожав друг другу руки.
Историческая встреча прошла, но состоялась ли ожидавшаяся сделка века? Судя по всему, саммит в Сингапуре должен стать первой в серии встреч в верхах между США и КНДР, чтобы довести начатое до конца. При этом придется учитывать позиции Южной Кореи, Китая, Японии и России. Трампу придется еще убеждать Сенат, Конгресс, Пентагон и даже своих однопартийцев, что принятый им курс в отношениях с Северной Кореей верен и отвечает интересам Америки и ее союзникам.
Местом проведения Сингапурского саммита между американским президентом Дональдом Трампом и лидером Северной Корем Ким Чен Ыном стал отель Capella на курортном острове Сентос. Начало встречи назначили на 10.00 местного времени во вторник 12 июня. Слухи о том, что Мун Чже Ин может присоединиться к встрече не подтвердились, хотя следует отметить его выдающуюся роль в том, что саммит в Сингапуре состоялся.
Ким и Трамп пожали руки на фоне флагов двух государств, сфотографировались и отправились на закрытую встречу, прошедшую в формате «тет-а-тет» в присутствии только двух переводчиков. Ранее Трамп отметил, что от этой личной беседы зависит успех всего саммита. О деталях этого разговора предстоит еще узнать, причем скорее от Трампа, нежели от его собеседника.
По ее окончании Трамп отметил, что встреча с Кимом «один на один» была «очень-очень хорошей» и что между ними сложились «отличные отношения», что позволит им «решить большую проблему, большую дилемму».
Ким ответил, что «путь сюда оказался нелегким. Старые предрассудки и прошлое стали препятствиями на нашем пути вперед, но мы все преодолели, и мы здесь сегодня». «Я хочу выразить благодарность президенту Трампу за то, что эта встреча произошла», - заключил Ким Чен Ын.
Официальные переговоры в расширенном составе продлились почти два часа. За столом переговоров рядом с Трампом сидели госсекретарь США Майкл Помпео, помощник президента по национальной безопасности Джон Болтон и глава аппарата Белого дома Джон Келли. Рядом с Ким Чен Ыном расположились глава МИД КНДР Ли Ён Хо и заместитель председателя ЦК Трудовой партии Кореи Ким Ён Чхоль.
По итогам саммита в Сингапуре президент США Дональд Трамп и лидер Северной Кореи Ким Чен Ын подписали совместный документ (Joint Statement), который стали называть «Совместным соглашением», хотя, на мой взгляд, это скорее «совместное коммюнике», но никак не декларация или договор.
Телеканалы и все крупные мировые СМИ опубликовали текст этого подписанного документа, он виден на фотографиях, сделанных в ходе церемонии его подписания. Снимки были сделаны в момент, когда Трамп, расписавшись на нем, показал его журналистам. В коротком тексте, который занимает чуть более одной страницы, закреплены стремление к устойчивому миру и стабильности, твёрдая приверженность КНДР идее отказа от ядерного оружия, готовность США предоставить надежные гарантии безопасности.
В соглашении закреплены четыре основных пункта:
- Стороны заявляют о готовности к «новым отношениям» между США и КНДР.
- США и КНДР объединяют усилия для установления прочного мирного режима на Корейском полуострове.
- Вновь подтверждая Декларацию от 27 апреля 2018 года, подписанную в Панмунджоне (между лидерами КНДР и Южной Кореи, - ред.), КНДР обязуется приложить усилия для полной денуклеаризации Корейского полуострова.
- Соединенные Штаты и КНДР обязуются проводить работы по поиску останков военнопленных, включая немедленную репатриацию тех, кого уже идентифицировали.
«США и КНДР обязуются провести последующие переговоры во главе с госсекретарем США Майком Помпео и соответствующим высокопоставленным чиновником из КНДР в ближайшую из возможных дат, чтобы претворить в жизнь итоги саммита США – КНДР», - говорится в тексте документа.
Текст совместного заявления краткий, но весьма обтекаемый, он составлен в рамках возможного на сегодняшний день консенсуса, поэтому каждое слово и буква в нем требовало согласования сторон. Минимальный по объему текст получился общим и расплывчатым, а из формулировки «полная, контролируемая и невозвратная денуклеаризация» (ПКНД), осталось лишь одно определение – «полная». Вопросы контроля за полным и невозвратным ядерным разоружением остались, таким образом, еще открытыми.
В 5 часов вечера во вторник Дональд Трамп, согласно плану, выступил на пресс-конференции и ответил на многочисленные вопросы представителей СМИ. Свое выступление американский президент начал с благодарностей своим коллегам, и первым в списке оказался премьер-министр Сингапура Ли Сяньлун. Затем Трамп отметил «упорный труд» южнокорейского президента Мун Чже Ина, большой вклад Синдзо Абэ и Син Цзиньпиня.
Итоговая пресс-конференция после сингапурского саммита стала второй по продолжительности за время его президентства. Корреспондент телеканала CBS Марк Ноллер подсчитал, что Трамп отвечал на вопросы в течение 1 часа и 5 минут. Но не длительность пресс-конференции, а содержание выступления Трампа и его ответы на поступившие вопросы стали предметом бурного обсуждения в СМИ, подверглись острой критике в лагере оппозиционеров и вызвали молчаливую настороженность в Сеуле и Токио. В прозвучавших оценках саммита слышны голоса о том, что обещанный win-win не случился, а выигравшим в этом саммите оказался только Ким.
Трамп не считает, что сделал какие-то уступки в отношении КНДР. «Мы ничем не поступились», - сказал он, комментируя итоги встречи. Он еще раз отметил, что многие люди говорят, что президент пожертвовал очень многим на переговорах, однако он сам считает, что «не пожертвовал ничем». Напротив, Трамп заявил о «большом прогрессе» по итогам встречи, добавив, что она прошла «лучше, чем кто-либо мог предположить».
Наиболее спорными и подверженными острой критике стали высказывания Трампа о возможности отмены санкций в отношении КНДР, прекращеним ежегодных совместных военных учений с Южной Кореей, частичном выводе американских войск и противоракетных систем THAAD, из-за которых обострились отношения между Пекином, Сеулом и Вашингтоном. Раннее президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин опроверг предположение, что американский контингент будет выведен из страны после заключения мирного договора с КНДР. По его мнению, размещение войск США на Юге Кореи – это вопрос альянса Сеула и Вашингтона, который не затрагивает Пхеньян.
Трамп обещал, что США прекратят военные учения в районе Корейского полуострова в случае, если дальнейший переговорный процесс с КНДР будет идти должным образом. «Мы приостановим военные учения, что сохранит нам огромную сумму денег, до тех пор, пока мы не увидим, что будущие переговоры идут не так, как должно», – сказал Трамп. Он подчеркнул, что проведение учений – дорогостоящее мероприятие, которое в КНДР расценивают как провокационные.
Отвечая на вопрос журналиста о том, согласился ли Ким Чен Ын на денуклеаризацию, Трамп заявил, что «мы начнем этот процесс очень скоро, очень, очень скоро». Трамп добавил, что с нетерпением ожидает этого момента, а предположения о том, что денуклеаризация КНДР может занять до 15 лет, назвал сказкой: «Я не знаю, что вы имеете в виду, говоря о длинном сроке. Мы сделаем это настолько быстро, насколько это возможно технически...».
Президент США сообщил также о готовности пригласить Ким Чен Ына в Белый дом и назвал его талантливым человеком, сумевшем управлять страной, несмотря на свою молодость. «Он взял на себя руководство в 26 лет. И он сумел управлять страной, и делал это жестко», – такую оценку дал Трамп лидеру Северной Кореи, не касаясь политического режима, репрессий и нарушений прав человека в стране.
Готовность Трампа прекратить совместные военные учения США и Южной Кореи, вывести часть американского военного контингента, свернуть противоракетные системы, отменить санкции и пр. остается пока не более чем устными обещаниями и пожеланиями. Поэтому, как отметил президент США в заключении своей пресс-конференции, к нему осталось еще много дополнительных вопросов, на которые он готов дать ответы. Но помимо вопросов от СМИ, остались еще не озвученными вопросы от его оппонентов-противников и партнеров-союзников. Меня же, автора, интересует вопрос: кто и что выиграл в этой начальной сделке? Кому достался джек-пот, а какая сторона потерпит убыток или выйдет по нулям после этого саммита? Вот об этом будет мой следующий очерк.
Герман Ким
Доктор исторических наук,
профессор КазНУ им. аль-Фараби,
профессор кафедры истории университета Конгук (Сеул).