В апреле Казахстан с государственным визитом посетил Президент Республики Корея Мун Чжэ Ин. В рамках своей поездки, кроме Нур-Султана, он также побывал в Алматы, где встретился с казахстанскими корейцами. С просьбой посетить Южную столицу, так как здесь проживает большая часть казахстанских корейцев, к Главе Республики Корея обратилась Ассоциация корейцев Казахстана, а помогало ей во всем южнокорейское Генеральное консульство. Благодаря согласованной и слаженной совместной работе неформальная встреча Мун Чжэ Ина с казахстанскими соплеменниками стала возможной.
О том, какую роль играют местные корейцы в развитии отношений между Казахстаном и Южной Кореей, как они могут содействовать в решении межкорейского вопроса, а также о том, как развитие искусственного интеллекта повлияет на количество трудовых мигрантов, мы поговорили с Генеральным консулом Республики Корея в Казахстане Ким Хынг Су.
– Вы работаете в Казахстане полгода. Какие впечатления у Вы получили за это время?
– Я нахожусь на дипломатической службе около 30 лет, из них около десяти лет я работал в странах СНГ, в том числе в России, Узбекистане, Таджикистане. Когда передо мной встал выбор, где дальше продолжать работу, я сам отдал предпочтение Казахстану. Также учитывался мой предыдущий опыт работы в постсоветских странах. Мне комфортно здесь находиться, так как культуры казахского и корейского народов очень близки. Кроме того, здесь проживает многочисленная корейская диаспора, поэтому я чувствую себя как дома.
– С детства мечтали стать дипломатом?
– В детстве я просто мечтал путешествовать по миру, побывать в разных странах. Повзрослев, стал интересоваться политикой, международными отношениями. Так, благодаря своим увлечениям, я связал свою судьбу с дипломатической службой.
Сейчас мне очень нравится работать в Алматы. Здесь прекрасная природа, разнообразная национальная кухня и, конечно, особенно радует и приятно удивляет то, как дружно здесь живут представители самых разных народов. Это отметил во время своего визита в Казахстан и Президент Республики Корея Мун Чжэ Ин.
– Сразу же после вступления в должность Генерального консула Вы стали уделять особое внимание казахстанским корейцам, тесно работать с Ассоциацией корейцев Казахстана, с Корейским театром, с газетой «Коре ильбо». Это является приоритетом в Вашей деятельности?
– Я знаю, что у казахстанских корейцев очень непростая, трагическая судьба, но преодолев все трудности, они смогли выжить, стать достойными гражданами, многие добились успеха. Кроме того, сегодня они играют роль связующего звена между нашими странами. Стотысячная корейская диаспора вносит большой вклад в укрепление и развитие двусторонних отношений. И это не простые слова. По крайней мере я уверен, что проживающие здесь корейцы – это важный фактор повышенного интереса Южной Кореи к Казахстану. А то, что казахстанские корейцы смогли сохранить здесь свои национальные театр и газету, действительно заслуживает большого уважения.
– У постсоветских корейцев, в том числе и у казахстанских, судьба не похожа на тех, кто по своей воле иммигрировал из Кореи и в настоящее время проживает в других странах. Наверное, поэтому они отличаются друг от друга?
– В более позднее время люди иммигрировали из Кореи тоже в поисках лучшей доли. Многие поехали в США, Европу, Японию. Конечно, в отличие от коресарам, они владеют родным языком, у них остались тесные связи с Кореей. И именно то обстоятельство, что большинство постсоветских корейцев не знает корейского языка, создает сложности в налаживании эффективных коммуникаций. Это историческая данность, в этом никто не виноват, и поэтому правительство Республики Корея проводит большую работу для того, чтобы корейцы СНГ изучали родной язык. Вообще, Южная Корея реализует множество программ по поддержке соплеменников. В частности, если говорить конкретно о Казахстане, то здесь осуществляются проекты в образовательной, культурной, гуманитарной сферах.
Между тем, так как Казахстан является страной с высоким уровнем ВВП на душу населения и крупнейшей экономикой в Центральной Азии, то целенаправленной экономической помощи для местной диаспоры, например, как для узбекских корейцев, не предусмотрено.
Что касается отличия корейцев СНГ от тех, кто проживает в развитых странах, то последние вначале тоже испытывали большие трудности, самоутверждались на новом месте. Но со временем они смогли добиться успехов, развить свой бизнес, и сегодня уже не Корея помогает им, а они Корее. Они привлекают в Корею инвестиции, укрепляют имидж своей исторической родины на международной арене. Мы надеемся, что в будущем постсоветские корейцы тоже будут принимать в этом участие.
– Какие направления будут приоритетными в Вашей работе в качестве Генерального консула в Казахстане?
– В рамках той работы, которой непосредственно занимается Генеральное консульство, мы намерены уделять особое внимание развитию экономических отношений, так как Алматы является финансовым центром Казахстана. В частности, недавно был подписан меморандум о сотрудничестве между Ассоциацией корейцев Казахстана и южнокорейской организацией по содействию торговле «КОТРА», который открывает новые возможности для взаимодействия. Также мы будем проводить активную работу с казахстанскими корейцами. На сегодняшний день мы на регулярной основе реализуем совместные проекты, проводим мероприятия.
– В настоящее время поток трудовых мигрантов из стран СНГ растет. Как Вы считаете, Корея еще долго будет принимать дешевую рабочую силу?
– Сейчас молодежь в Корее не хочет работать на заводах и фабриках, большинство предпочитает сидеть в офисах. Поэтому наблюдается наплыв трудовых мигрантов из СНГ, развивающихся стран азиатско-тихоокеанского региона. Но общемировая тенденция такова, что в скором времени многие профессии, в том числе и тяжелый ручной труд, просто исчезнут. Сейчас в Южной Корее идет активное внедрение искусственного интеллекта, роботизация. Например, на автосборочном заводе Hyundai на конвейере люди почти не задействованы. И это не фантастика, а недалекое будущее. Поэтому, я думаю в целом в мире скоро высвободится множество рабочей силы и нам надо думать, где мы сможем себя реализовать. Это глобальная тенденция. Ну а если говорить о дне сегодняшнем, то количество граждан Казахстана, получающих рабочую визу в Корею, растет. Кстати, выдача рабочих виз корейцам, проживающим в других странах, тоже является одной из форм поддержки соплеменников южнокорейским правительством.
– В последнее время много говорится о роли зарубежных корейцев в процессе урегулирования ситуации на Корейском полуострове. Какое участие, по Вашему мнению, в решении этого вопроса могут принять казахстанские корейцы?
– Самое главное, по моему мнению, зарубежные корейцы не должны быть равнодушны к судьбе своей этнической родины. На самом деле есть много способов участвовать в процессе объединения Кореи. Например, постсоветские корейцы, как известно, в основном выходцы с Севера и сегодня они могли бы содействовать идеологическому сближению разделенного народа, так как хорошо знают особенности и северокорейцев, и южнокорейцев. То есть, одна из задач, которую бы могли решать зарубежные соплеменники – это посредническая деятельность. Несмотря на то, что Север и Юг разделены уже почти 70 лет, у нас общие язык, культура, исторические корни, и через это тоже должно идти сближение наших народов.
С приходом на пост Президента Мун Чжэ Ина Южная Корея предпринимает конкретные шаги, направленные на мирное решение межкорейского вопроса. Но, к сожалению, на пути к сближению возникают самые разные проблемы. И это неудивительно, ведь в наших странах действуют два противоположных режима. В Южной Корее – демократия, рыночная экономика. Страна входит в число 13 самых развитых государств мира. Президент у нас избирается народом. В то же время в Северной Корее власть передается по наследству, страна закрытая, уровень жизни там очень низкий. Поэтому объединение Кореи – это очень длительный и сложный процесс и важно участие в нем всех корейцев, в том числе и зарубежных.
– Спасибо за интервью!
Константин КИМ