Море. Чего в избытке в Корее, так это воды. Только представьте себе! Три моря соседствуют у одного полуострова – на западе он омывается Желтым, на юге Восточно-китайским, на востоке Японским морями. В общем, практически вся Корея окружена водой – площадь страны составляет 100 210 квадратных километров, 290 из них занято водным изобилием. Эти цифры еще убедительнее звучат, если сказать, что Южная Корея имеет сухопутную границу лишь с одной страной – с Корейской Народно-Демократической Республикой, граница эта называется Демилитаризованной зоной. Кто был в Корее, согласится со мной, что южнокорейцы так любят все, что связано с водой, что не терпят даже городов без фонтанов, рукотворных речушек и водоемчиков. Им мало того, что кругом не одно море, а сразу три, им нужно, чтобы вода окружала их постоянно. Обилие крупных и мелких скульптур по всей стране, связанных с морской тематикой, красноречиво подтверждает это. К морскому богатству Страны утренней свежести, которое щедро подарила природа Корее, я бы отнесла реку Ханган с цветущими берегами, которая протекает прямо по Сеулу.
Это все осталось позади. По удивительной, необычной для нас дороге, которая, кажется, вся состоит из многокилометровых туннелей и то и дело мелькающих своим разноцветьем обочин вдоль холмистых гор с огромными соснами и лесенками на их склонах, мы ехали к Восточному морю. Его дыхание чувствовалось еще задолго до самой встречи. Ветер и солнце, солнце и ветер – они были неземными по своему характеру, а морскими. И вот уже прибрежная полоска и нас встречает улыбающаяся гид. Она так рассказывает о море, словно это ее вотчина, ее дом, ее пристань. Мои коллеги даже не могут улучить момент и задать вопрос. Она словно не рассказывает, а поет о море. Она читает стихи о море, переключая наше внимание то на северную сторону, то на южную. Искупаться не предлагает, но утверждает, что вода в море хоть и холодная, но ласковая и лечебная. Здесь на протяжении многих десятилетий лечат все, что только возможно. Но самое главное, многие, пообщавшись с морем, обретают душевное спокойствие и равновесие, ведь даже если ты просто часами будешь всматриваться в волны моря, тебе уже гарантирована первая помощь от излишней суетливости и душевного дискомфорта. Смотреть на самом побережье, кроме уходящей куда-то в вечность за линию горизонта водной глади моря, да кораблей, нашедших здесь пристань, больше нечего. Экскурсовод показала на холм у моря, с которого на нас смотрела сооруженная очень давно застекленная вышка высотою в три этажа.
– Кто поднимется туда, может загадать желание. Обязательно исполнится! – предложила экскурсовод.
Самые рьяные из нас кинулись наверх, а остальные пошли на морской базар, посмотреть на дары моря, которые неминуемо выставлены на продажу, и их, разумеется, можно купить. Мы с небольшой группой журналистов решили, что базар от нас никуда не денется и пошли сначала покорять полустеклянную высотку, чтобы и желание загадать, и на море посмотреть с высоты птичьего полета.
Рукотворный туристский объект
Умеют корейцы соблазнить туристов, что и говорить! Конечно, есть много в Южной Корее мест, которые на самом деле имеют и историческую ценность, и природную красоту, и магию национального колорита. Однако есть много мест, которые работающие в сфере туризма предприниматели создали почти на пустом месте, тонко и умело придавая им неповторимый облик, влекущий к себе гостей из других стран. Здесь, на берегу Восточного моря, так и случилось. Есть море, есть берег, а все остальное нужно сделать своими руками. В Корее таких прибрежных километров более 2 500 километров (так называемая прибрежная линия) и туриста одним только морем уже не заманишь. Что делать? Конечно, в местах скопления туристов создать объекты, которые бы заинтересовали любителей моря.
Холм, который нам предстояло преодолеть, достигая шаг за шагом вершины «стекляшки» с небольшой, открытой всем ветрам света площадкой наверху, представлял собой подобный туристский объект. На каждом повороте то чайная, то небольшая частная кафешка, то просто небольшая площадка с каким-нибудь цветущим растением. Если же площадка на повороте вверх слишком маленькая, то там непременно стоит ваза с каким-нибудь искусственным цветком. Маленькие аккуратненькие домики, как гнезда ласточек, – видно, что в них живут семьи корейцев, которые здесь работают. Маленькие оконца, низкие потолки. Корейцы и здесь корейцы. Если за пределами маленьких двориков (если их так можно назвать), есть хоть небольшой кусочек земли, независимо от того, какой крутизны сам склон, где этот кусочек присутствует, то там обязательно будет произрастать какой-нибудь овощ или пряность. Впрочем, если говорить о зеленых приправах, то за время пребывания в Корее я попробовала столько разных травок, что перестала уже спрашивать у своих коллег, какая из них для чего и как называется – просто корейцы едят разные травы. При этом, что меня удивляло, они не обязательно должны иметь вкус. По мере приема их в пищу травки таинственным образом обретают вкус и становятся очень привлекательными, необходимыми и полезными. Так вот здесь, помимо лука, джусая и других знакомых нам приправ жильцы туристской деревни выращивают всевозможные растения, многие из которых наверняка попадут на стол туристов.
На пути к своеобразной вершине сегодняшнего дня под придуманным нами на ходу названием «Стекляшка» мы встречали и фотовыставки, на которых были изображены и основатели туристского бизнеса у моря, и виды моря прошлых лет, и строительство самой деревни и бесхитростных объектов, вроде стрелок, которые указывают путь к той или иной скульптуре. Встретила я здесь и памятник игре из моего детства, которую, уверена, практически никто из современных мальчишек не знает – круговой осел, есть памятник женщине с тремя маленькими детьми (видимо, собирательный образ), которая ждет мужа-рыбака. Море уже давно его поглотило своими волнами, времени уже прошло слишком много, но женщина, проглядев все глаза, все ждет и ждет кормильца семьи, оставшись в истории символом верности, надежды и вечной памяти о тех, кого поглотило море.
И вот мы наверху. Мало нас, кто поднялся на стекляшку. Многие остались у подножия и стали фотографироваться у разных скульптур. Особенно приглянулась всем скульптура, посвященная семье, впрочем, таких в Корее много. По легенде, надо встать рядом с этими милыми людьми и тогда тебе гарантировано простое человеческое семейное счастье. Здесь очередь на фото. Видно, не много человеку нужно (а может, много) – простого человеческого счастья.
Милые и беспомощные дары моря
Кто-то поломал свои каблучки, кто-то набил мозоли. А мне хорошо, я лишь стерла подошвы от своих кроссовок на спуске, получив массу удовольствия от морского ветра, которому солнце не указ. Внизу же нас ждал базар, где в сетках и просто так, сероватые, черные и вызывающе оранжевые, барахтались крабы разной величины с изумленными глазами и неуклюжими клешнями, которыми двигай не двигай, попался ты, братец, хищнику-человеку в руки, теперь не видать тебе синего моря и не поранить никого своим, данным самой природой, оружием. Сколько стоят эти беспомощные дары моря, мы даже не спрашивали: «Дорого!» – коротко говорили нам продавцы, видя издалека, что мы не покупатели, а туристы, однако охотно рассказывая о том, что можно приготовить из этого, пока еще шевелящего своими клешнями, огромного паука под названием краб.
По базару можно ходить как по музею. Кругом не просто дары моря, а морская флора и фауна – прямо перед тобой в образе осьминогов, всевозможных ракушек, королевских и некоролевских креветок, рыб самой разной величины и окрасов смотрит на тебя Море. Однако сам базар, его атмосфера ничем не отличаются от наших примитивных рынков. Под ногами избиты асфальт и плитка. Разве что чистота и отсутствие посторонних запахов. Ну, это уже оттого, что продукция этого морского базара не терпит отсутствия воды, а ветер делает свое дело по просушке территории, которая тоже имеет ограничение только со стороны моря.
Нас уже ждал автобус, а все никак не получалось просто подойти вплотную к морю и пощупать рукой биение его волн.
– Да, успеете еще, – успокаивали нас организаторы. – Гостиница же на берегу моря.
Да, апрель, конечно, не сезон для пляжного отдыха…И наши коллеги-журналисты из Южной Кореи никак не могли понять, что значит пощупать море руками, и почему это так важно для некоторых из нас. Трудно же объяснить, что когда речь идет о настоящем море с его реальными волнами, то человеку, выросшему вне моря, очень важно и таким образом прикоснуться к его стихии.
Продолжение следует
Тамара ТИН, Алматы–Сеул–Алматы
Начало в №17-19-22- 24-32