Южная Корея! В ней уютно чувствует себя всяк, чья нога ступит на ее благословенную землю. Южная Корея! Всюду до твоего слуха доносится исключительно корейская речь. Однако через какое-то мгновение, не понимая языка, ты вдруг ощущаешь себя комфортно и безопасно. Южная Корея! Меня и сегодня не покидает чувство благодарности за каждый час пребывания там. О Южная Корея со своими утопающими в цвету азалий улицами и улочками, как мне хотелось бы еще вдохнуть твоей утренней свежести и всмотреться попристальнее «в суете городов и в потоки машин», а также в обаяние нереально стройных небоскребов! Помню, когда я еще только мечтала побывать в Южной Корее, говорила своему редактору: «И если б только выпал бы случай сделать шаг с самолета и оглядеться вокруг, и если б только мне выпала возможность вдохнуть воздуха, напоенного морем и дыханием Инчхона и улететь снова домой, я бы и в этом случае нашла о чем поведать читателю». Мне повезло больше. И журналистский форум, и поездка по стране, и дороги, дороги, о которых хочется говорить бесконечно. Эти серые ленты, то возносящие тебя вверх по мосту, то ныряющие с тобою куда-то в туннель…Однако все по порядку.
Эх, дороги! О дорогах у нас не говорит только ленивый. Порою кажется, что все человечество, поделившись на пешеходов и водителей, дает им оценку. В недовольстве этой, как справедливо говорят представители власти, кровеносной системой больших организмов – городов и селений, мы, как правило, всегда находим консенсус. С советских времен в нашем большом Советском Союзе по жизни на первом месте были жалобы на дороги и на враждебное отношение к тем, кто их делает, ремонтирует, ухаживает или не ухаживает за ними. О них, о дорогах, один из известных русских классиков (то ли Николай Васильевич Гоголь, то ли Салтыков-Щедрин, авторство фразы, ставшей крылатой, не установлено по сей день, прим Авт.) говорил, что у нас (а мы пользуемся этой фразой со времен Советского Союза) две беды – дураки и дороги. Увы, не можем и мы, казахстанцы, похвастать своими дорогами. Работая около четырех лет в пресс-службе акимата Алматы, могу воочию утверждать, что по количеству писем от горожан все время лидировали жалобы, касающиеся состояния всевозможных дорог, дорожек, тротуаров. Уверена, что и сейчас письма по магистралям разного километража и по организации дорожного движения в мегаполисах лидируют и возмущают население своим постоянством более других социальных проблем.
Дороги. Дороги? Дороги!
Останавливаясь в гостиницах разного уровня, за четыре дня пребывания в Корее мы исколесили около полутысячи километров дорог. Притом среди них (а наши километры легли от Сеула до границы с Северной Кореей) были и дороги в крупнейшем мегаполисе мира Сеуле, и межрегиональные, и совсем сельские (это когда в Казахстане прощается отсутствие дорог вообще, а наличие проселочных и грунтовых вселяет надежды на то, что доберешься без приключений до пункта следования), плохих дорог не было вообще. Выбитые тротуары за все время пребывания в Стране утренней свежести мне приходилось видеть лишь дважды – в Сеуле, у стечения дорог обедающих и ужинающих в столовых офисных работников, где ежедневно толпится тысячи людей, обслуживаемых в столовых и кафешках, напичканных одна на другую и успешно справляющихся со своими обязанностями вкусно накормить, поглядывающих на часы работников, да около рыбного рынка на побережье Восточного моря, где тысячи покупателей и туристов, где первые с интересом потребителя, а вторые с любопытством ребенка осматривают, то какую-нибудь осьминожку в сетке, то краба, важно двигающего своими клешнями. В Корее нет плохих дорог! Если б я не была в Корее, то в это не поверила бы. Но вот приблизительные цифры из всевозможных буклетов подтверждают мои наблюдения: протяженность автомобильных дорог в Южной Корее – около 106 тысяч километров. Из них с твердым покрытием – примерно 84 тысячи километров. Это вовсе не означает, что все остальные плохие. В Корее много дорог с бетонным покрытием. Рельеф, на котором расположен Корейский полуостров, в целом холмист. Поэтому бетоном заливаются крутые спуски и подъемы. В покрытии в этом случае есть множество горизонтальных углублений. Это сделано для того, чтобы машины не скользили в непогоды, а в некоторых местах, где много всевозможных учреждений для того, чтобы у водителей не было соблазна разогнаться.
Учтены интересы всех участников движения: пешеходов, водителей, мотоциклистов, велосипедистов… Кстати, для любителей последнего в Корее просто рай. Мы видели не только отдельно выделенные полосы на дороге, но и многокилометровые велосипедные дороги с самостоятельной разметкой и своими правилами. Путешествуй на здоровье! Для любого руля, для любых предпочтений есть условия. А разнообразие средств передвижения впечатляет. Общественный транспорт в Корее никому и в голову не придет ругать, выбирай, какой хочешь. Есть автобусы очень комфортные, так называемые лимузины. Очень мягкие сиденья, само собой разумеется, они оснащены и кондиционерами и всеми другими спутниками комфорта. Есть автобусы со стоячими местами, есть без, есть типа маршруток, есть такси обычные, по вызову, есть люкс – более просторные с очень высоким уровнем обслуживания, есть международные, многоместные и так далее. Разница в цене. Самый дешевый транспорт – метро. Метро – и самый дешевый способ передвижения, и самый демократичный, то есть им можно пользоваться и туристам. Карты продаются всюду, а в гостиницах их можно взять бесплатно. Научиться пользоваться тоже не трудно – там все маршруты обозначены цветом. В общем, при таком обилии комфортных и быстрых средств передвижения по Корее нет смысла передвигаться на своем автомобиле. Пробки на дорогах, говорят, бывают, но мне их наблюдать не приходилось. Что касается правил дорожного движения. Они очень логичные и основных немного. Как-то мы ехали на частной машине с сыном моей подруги Стасом, который взял в аренду автомобиль, в связи со своей деятельностью – он туроператор. Когда я его спросила:
– Почему так мало звуков сигнала? Неужели не бывает повода для того, чтобы кого-то поторопить, поведением чьим-то недовольным?
На что Стас просто ответил:
– А зачем? Здесь все так продумано и логично. Нужно только следовать правилам и не нервничать, ни в коем случае не нарушать скоростной режим, который знают все – в городе, в любом населенном пункте – 50 километров в час, за городом 80 километров, на автомагистрали 110. Самым злостным нарушением правил считается именно нарушение скоростного режима. А так водители в Корее очень дисциплинированные и с пешеходами практически не вступают в конфликт. Поэтому пешеходы в свою очередь, как у нас в России, никогда не называют водителей козлами и другими неуважительными эпитетами.
– Полицейских совсем не видно,– продолжаю я подводить итоги своим наблюдениям…
– А зачем? Вся страна в видеокамерах. Если что не так, сообщат о нарушении, если нарушения правил превысят «лимит» можно и прав лишиться. Так что в Корее все под контролем.
Бросилось в глаза, что все улицы в больших городах, как в мультиках обозначены не только разметкой, но и другими цветными указателями и всевозможными символами. Среди них есть, например, знаки, предостерегающие пешеходов о том, чтобы они, не рисковали жизнью – переходя дорогу, не разговаривали по мобильным телефонам. Выехав за пределы Сеула, оставив за собой многоэтажный мегаполис с огромным количеством красивых мостов через разделяющую город реку-красавицу Ханган, любуемся издали тем, как продумана жизнь почти 11 миллионов сеулчан.
Корейцы не любят утомительных дорог
Выехали из Сеула до восхода солнца.
– Ну вот, посмотрите наш загород, – улыбаясь, сообщил сонсэним Ким Сан Ук – наш коллега журналист, который стал сподвижником интересной поездки по Корее, из которой журналисты корейский СМИ со всего света, уверена, вернулись с богатейшим материалом и с ценными фотографиями, многие из которых, думаю, уже опубликованы в СМИ мира. Кое-что читаю в соцсетях от тех, кто также как и я впервые побывал в Стране утренней свежести. Ни одного отрицательного отзыва. Корея словно создана для гостей разных предпочтений и возрастов. Но особенно, чего не скажешь о Казахстане и, наверное, других странах СНГ, колесят по Корее, кто во что горазд, люди преклонных лет, инвалиды. Все улыбаются и им всем улыбаются. Увиденному? Не только. Им просто хорошо здесь. Это видно по их просветленным лицам.
(Продолжение следует)
Тамара ТИН, Алматы–Сеул–Алматы
Продолжение. Начало в №17-19-22 «Коре Ильбо»