В 2019 году в Алматы завершились съемки полнометражного фильма «Три» режиссера Руслан Пака. «Три» – картина, основанная на реальных событиях, повествующая о Николае Джумагалиеве, известном в СССР маньяке и каннибале, и расследовании его жутких преступлений, недавно победила в секции «Новые течения» пусанского международного кинофестиваля в Южной Корее. И совсем скоро «Три» увидят казахстанские зрители на больших экранах во всех кинотеатрах страны.
О чем фильм «Три» и почему зрителю будет интересно его посмотреть, режиссер Руслан Пак рассказал Media Saram и газете «Корё ильбо».
– Руслан, с чего началось увлечение режиссурой? В детстве любили кино?
– Ни мои родители, ни мое окружение не было связано с искусством, но в детстве отец часто рекомендовал книги, о которых увлеченно и очень захватывающе рассказывал. Этакие трейлеры книг, которые я потом с удовольствием читал. Также часто водил меня в кино.
Мой отец родом из Уштобе Талдыкорганской области, в молодости он поехал на учебу в Ташкент, где я и родился. Провел я все детство в Казахстане, а молодость – в Ташкенте.
Уже на 2-м курсе педагогического университета я понял, что у меня нет мечты. Очень переживал по этому поводу и даже просил Бога помочь мне. Это были тяжелые 90-е, и вот именно в этот период удивительным образом у меня появилась мечта – стать кинорежиссером. Я решил поехать на учебу в другую страну. Выбор стоял между российским ВГИКом и Корейским национальным университетом искусств. Остановился на втором варианте, о чем не жалею.
– Расскажите о фильме «Три». Почему возникла идея снимать фильм об этой истории? Как долго писался сценарий и сколько дней снимали картину?
– Еще в детстве я слышал про маньяка Джумагалиева. А некоторое время назад познакомился с человеком, который возглавлял операцию по его задержанию. Узнал от него много деталей, они заинтересовали меня и я начал писать сценарий.
Тогда, честно говоря, не знал, что дело дойдет до производства фильма. Сама история «кинематографична» и, самое главное, мне, как автору, захотелось что-то сказать через этот фильм. И посмотрев его, зритель поймет, что именно.
Сценарий писался 1,5 года, потом подготовительный период. Съемки длились чуть больше месяца, а всего было 24 съемочных дня.
– Кто принял участие в создании картины, и как подбирали актеров для фильма?
– Это, наверное, особенное отличие и достоинство нашей картины. Участвовали несколько специалистов из Кореи, которые руководили своими департаментами, состоявшими из казахстанских кинематографистов. Сам съемочный период был очень слаженным, обе группы сразу нашли общий язык, нашли даже образовательные моменты в данной копродукции и показали высокий уровень профессионализма. Также весь post-production осуществлялся в лучших студиях Кореи. Поэтому команду нашего фильма можно по праву назвать интернациональной.
Актеров подбирали прежде всего по типажу. Ни с одним из них ранее знаком не был. Кастинг-директор делал предложения, я выбирал. Помимо уже достаточно популярных актеров, таких как Аскар Ильясов, Самал Еслямова, Игорь Савочкин, я думаю, мы открыли и много новых талантов, игру которых зритель оценит по достоинству. Ну и, конечно, роль антагониста. Ее тоже сыграл знаменитый актер, имя которого я хочу сохранить пока в секрете.
– Какие награды уже завоевал фильм «Три»?
– Наш фестивальный релиз стартовал одновременно с мировой пандемией. Многие фестивали или работали в полоборота, либо не работали вообще. Но, несмотря на это, нам удалось получить несколько наград. Одну – на российском фестивале «Киношок», за реализацию сложной постановочной конструкции. А приз в категории New currents на международном кинофестивале нам вручили в Пусане.
Это главный приз крупнейшего кинофестиваля в Азии, и для меня – получить приз именно в Корее - было и остается очень символичным!
– Цель фильма: поучительная и назидательная или повествовательная?
– Ну, во-первых, для меня сам Джумагалиев неинтересен как человек. Неинтересна его философия и взгляды на жизнь. Это – больной человек, убийца, а интересоваться почему и как он осуществлял свои преступления, это совсем другое кино. Во-вторых, я не мог сделать протагонистом в своем фильме преступника. Ведь каждый зритель должен сопереживать и отождествлять себя с главным героем. Поэтому для меня персонаж сыщика намного ближе и интереснее.
Кино в первую очередь – повествовательное искусство. Конечно, есть назидательные моменты, но каждый зритель открывает их по-своему.
Это не социальный ролик, поэтому говорить о поучительной цели будет не совсем корректно.
– Где и как проходили съемки?
– Фильм снимали в Алматы и Алматинской области. Я общался непосредственно с людьми, которые возглавляли операцию по поимке преступника. Это все-таки 1979 год, и мы старались не отходить от реалий того времени. Нас консультировали специалисты из МВД и музея МВД. Мы старались максимально воссоздать эпохальную атмосферу, строили павильоны, фактурили транспорт и т.п. Зритель сможет прочувствовать атмосферу тех лет.
– Какие были сложные моменты и неожиданно простые?
– Съемочный процесс – это всегда большое приключение с массой непредвиденных ситуаций. Нужно быть к этому готовым и находить пути решения. Иногда коллективно, но чаще всего одному. Я прекрасно знаком с этим процессом, т.к. в кино уже не первый год. В этом году уже 21 год. Сказать, что это непростой процесс – да. Были ли неожиданно простые моменты – наверное, правильнее будет ответить - нам иногда везло. С погодой, например.
– Где и когда будет показана картина «Три»? Насколько я знаю, ее показали уже в Корее. Как встретили ее корейские зрители?
– Корейскому зрителю картина была показана лишь в рамках кинофестиваля в Пусане и еще один раз на закрытом показе. В широкий прокат фильм выходит 21 апреля после Казахстана. Зрителям же, которые смогли увидеть наш фильм, картина понравилась, и многие сравнивают её с фильмом «Воспоминания об убийстве» (Пон Джун Хо). Я, конечно, понимаю, что до Пон Джу Хо мне еще далеко, но все равно как минимум мне приятно.
Но самая главная премьера и прокат будет в Казахстане. С 31 марта фильм можно посмотреть во всех кинотеатрах страны.
– Бюджет фильма?
– После всех подсчетов, основанных на потенциале в кинопрокатном бизнесе Казахстана, стало ясно, что наш бюджет не должен превышать 500 000 долларов. Несмотря на высокую стоимость корейских специалистов и обслуживания в лучших студиях Кореи, мы этот бюджет не превысили.
– Почему казахстанским зрителям будет интересно увидеть фильм «Три»?
– Фильм состоит из трех глав, каждая из которых имеет свое название и испытание. И последнее испытание я предлагаю пройти самому зрителю. В первую очередь это первая полноценная копродукция между Казахстаном и Кореей, что уже говорит о новом и необычном кинематографичном взгляде и стиле повествования. Я хорошо знаком с отечественным кинематографом и часто слышу, что зритель устал от «тойских» комедий и хочет увидеть другое жанровое кино. Я также знаю историю корейского кинематографа. В Корее было то же самое. Раньше корейцы не ходили в кино на корейские фильмы. Говорили: «Денег жалко, оно того не стоит». Но начали появляться режиссеры, которые поверили в зрителя, и стали снимать другое жанровое кино. Все это привело к большому развитию и теперь уже во всем мире стало ясно, что корейцы кино снимать умеют.
Валерия ЛИ