Нынешний, 2020 год, знаменован 75-летием Победы в Великой Отечественной войне. Книга посвящена тем, кто освобождал Корею и оказал содействие в строительстве нового государства.
Работа раскрывает одну из самых малоисследованных тем в истории корё сарам, которая долгое время считалась закрытой и недоступной для широкой читательской общественности. Этот пробел исследовал профессор Герман Ким, проделав огромную, титаническую научную работу. Именно по его личной инициативе появилась эта замечательная и весьма полезная книга о советских корейцах, работавших в Пхеньяне в 50-60 гг. прошлого века. Я не умаляю заслуги и других составителей: доктора исторических наук, профессора Селиванова И.Н., Кана Г.П., Нама Т.А., которые активно и добросовестно включились в это дело.
Вероятно, впервые за многие годы читатели смогут узнать много нового для себя о жизни и деятельности советских корейцев в КНДР. Во многом придает вес работе то, что автор базируется, прежде всего, на официальных архивных источниках. Работа демонстрирует высокую компетентность авторов. Наиболее удачным является умелое изложение фактического материала. Многие биографии персонажей интересны с познавательной точки зрения.
Новые интересные сведения содержат персоналии, посвящённые политическим деятелям, таким, как Хо Гаи, Пак Чан Ок, Пак Ыван и др. Среди них встречаются воины - освободители Кореи: это Тен Юрий Данилович и Цой Тихон Лукич, преподаватели вузов, дипломаты, генералы, министры, герои КНДР и др.
До этого такие исследования проводил в политическом контексте ученый из Сеула Бэк Чжун Ки в работе «Становление политической системы в КНДР и роль СССР» (после Корейской войны). Изд. МГУ: 1997; и Тян Хак Бон в работе «Корейцы, обустроившие Северную Корею». – Сеул: 2006. 775 с. (на кор. яз.).
Советские корейцы пребывали на исторической родине около полутора десятка лет (1946-1961 гг.). Но они внесли значительный вклад в строительство социализма и в защиту независимости КНДР в Корейской войне в 1950-1953 гг. Это было время, когда между СССР и КНДР царила только мир и дружба. Тогда освобождение от японской аннексии не воспринималось со стороны СССР как проявление великодержавия, а со стороны Северной Кореи – национализма.
Было время, когда корейский народ, получив свободу и независимость, считал СССР своим старшим братом. Но, к сожалению, этот факт в настоящее время опровергается. Я был очевидцем всех этих событий, тогда вместе с родителями жил в Пхеньяне, с 1948 по 1957 гг. С тех пор прошло более 60 лет, а вспоминается, как будто это было вчера. Перелистываю каждую страницу книги и узнаю, чей это папа, кем он был в Корее. Многое уже, конечно, память не сохранила, но, прочитав чью-то биографию, начинаю вспоминать об этом. Больше мне знакомы отцы моих друзей, так как мы тесно общались и делились своими новостями.
В 1995 г. автор этих строк и Герман Николаевич выпустили книгу «История и культура корейцев Казахстана», где из архивных источников выявили список корейцев из Казахстана и Узбекистана для отправки на работу в Северную Корею. В данной книге эти специалисты уже проявили себя в Северной Корее как руководители крупных промышленных предприятий, партийных работников, ректоров вузов, дипломатов, военачальников.
Это было время, когда по заданию партии было отправлено около 400 советских корейцев в Северную Корею. Отбор был строгий: чтоб кандидат был членом КПСС, имел высшее образование и обязательно знал корейский язык. Большинство отобранных на длительную командировку составляли выпускники Корейского Кзыл-Ординского педагогического института им. Н.В. Гоголя. Среди них были учителя, инженеры, врачи, юристы и представители многих других специальностей, в которых остро нуждалась молодая Корея.
Советским корейцам было оказано большое уважение со стороны правительства и населения. Ведь они воспринимались ими как носители знаний и культуры. В течение 35 лет господства на Корейском полуострове Япония стремилась уничтожить у корейцев национальную идентичность, язык, культуру. Поэтому перед корейцами Севера стояла задача возродить всё разрушенное. Им пришли на помощь корейцы из СССР.
Если внимательно прочитать биографию каждого персонажа, можно заметить, что никто из них не заканчивал военную академию, высшую партийную школу, МГИМО или другие престижные вузы. Всё приходилось «делать на марше», учиться самому и учить других. В начале их использовали как переводчиков, затем они направлялись в высшие партийные органы, правительства, избирались депутатами Верховного Народного Собрания (парламент).
Всё это длилось до середины 50-х годов, затем ХХ съезд КПСС, критика культа личности Сталина, прохладное отношение между КПСС и ТПК, СССР и КНДР, создание официальной теории Чучхе. Это отразилось на положении советских корейцев в Северной Корее. Они всюду выдавливались со служебной работы, подвергались необоснованной критике, преследовались, их подвергали арестам, репрессиям и пр.
В книге всё документально и объективно описано, читатель может вспомнить аналогичные репрессии в 1937 г. в Союзе. В этой книге читатель найдёт много интересного и поучительного для себя.
Мне в 2019 г. повезло посетить с группой туристов из Казахстана Северную Корею. Прошло более 60 лет, как покинул эту страну 16-летним подростком. Вновь в памяти всплыли мои родные детские места, Пхеньян – совершенно другой, город изменился до неузнаваемости: небоскрёбы, культурные заведения всюду, народ, как везде, спешит, дети в пионерских галстуках - в школу, студенты - на лекцию. Знакомое место – только Центральный стадион и мост через реку Дедон. Конечно, перед вылетом много проштудировал, изучал через Интернет про КНДР, но лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Многое для меня стало откровением.
Перед вылетом на Родину я спросил у зам.отдела по зарубежным корейцам при ТПК товарища Чхе Чил Хо, знает ли он, что в 50-60 гг. здесь работали корейцы из СССР? Он ответил, что не знает, даже удивился. Ему было около 50 лет, значит, не в его время все это было.
Рассматривая рецензированную работу, можно со всей определенностью сказать, что она в целом, несомненно, будет способствовать существенному пополнение знаний у всех читателей и прежде всего коре сарам. Работа не окончена, завершён только 1 том, где только более 50 персоналий, впереди нас ждут ещё интересные документы.
Дмитрий МЕН, д.п.н., профессор