Каждый год по-своему исторически значим и памятен. Пример тому - наступивший 2019-й, он для казахстанских корейцев знаменателен особой поворотной вехой. Тридцать лет тому назад в их жизненном укладе произошло большое важное событие, поистине судьбоносное, и, как показало время, – необратимое. В том далеком уже, 1989 году, во многих регионах республики начался процесс создания, организации, рождения – как угодно тут сказать, корейских культурных центров. Пример тому - город Целиноград, областной центр, будущая столица Астана.
Вспомним, читатели, те времена. В советской стране начала давать неминуемые сбои пресловутая горбачевская перестройка, пошатнулась экономика, затрещали внешнеэкономические связи, возникла угроза продовольственного кризиса, в некоторых этнических группах наметились миграционные настроения. Кремлевские «товарищи» судорожно пытались спасти, выровнять положение. В мае созывается 19-я Всесоюзная партийная конференция, на которую вынесены все эти злободневные вопросы, но уже поздно. По выражению того же Генсека КПСС Горбачева, в начале Перестройки провозгласившего, что «процесс пошел, товарищи, он необратим» (наполненного тогда оптимистическим смыслом), но к концу 80-х этот процесс подводил к распаду, развалу страны, всей её системы.
К чему речь о той конференции? А к тому, что как раз в те майские дни 1989-го года в городе Кызыл - Орде масштабно и ярко праздновался республиканский Фестиваль корейской культуры. Впервые с 1937 года! Из многих областей съехались делегации со своей художественной самодеятельностью. Вначале была официальная часть, торжественное открытие, поздравления, выступления известных деятелей культуры и искусства, затем свои программы представили Корейский театр, самодеятельные артисты, выступали с концертными номерами коллективы из периферии. Вечером – банкет, но без спиртного (горбачевское табу), но коньяк и вина разливались из маленьких фарфоровых чайников, ведь их цвет не отличишь от чая. Этот фрагмент так, к слову о том, что «Каковы времена, таковы и нравы».
На второй фестивальный день участники разъехались по трем районам области, в места компактного заселения корейцев. Там состоялись теплые душевные встречи с местным населением, прошли яркие, звонкие концерты, сценические постановки. То были замечательные совместные смотры сохранившейся корейской культуры, благодаря бабушкам, дедушкам и заезжим самодеятельным артистам. Эти встречи памятны и незабываемы, о них напоминает, к примеру, медаль, специально выпущенная к этому фестивалю.
Главный итог того памятного события в том, что оно воодушевило народ, всколыхнуло дремавшие чувства национальной идентичности, в которых слышался зов предков – познать родной материнский язык, вернуть, обрести полузабытые обычаи, традиции, святые корейские ритуалы. Они то и звучали в музыке, песнях, обрядовых мелодиях, танцевальных номерах, доносивших дух и душу корейского народа. За полвека после депортации-37 многое из этой духовной кладези в какой-то мере было утрачено. Эти утраты, конечно, относятся к последующим поколениям корейцев. И не следует осуждать их за незнание духовного, морального уклада дедов и прадедов. Ведь та молодежь воспитывалась и формировалась в духе единой советской, партийной идеологии, в которой в отчужденном состоянии находились национальные вопросы – той же культуры, морали, нравственные критерии и т.д.
Помнится, с каким воодушевлением разъезжались участники фестиваля. Окрыленные, взволнованные, говорили, что теперь на местах надо начинать движение к своей национальной культуре, познавать свои духовные, культурные истоки. То было началом другого процесса, которое вылилось в создание корейских культурных центров. Между тем запомнилась и другая сторона того события. Фестиваль корейской культуры не получил должного освещения в республиканской прессе, на телевидении. Причина тому – та же 19-я партийная конференция, которой были заполнены все СМИ. И только наша газета «Ленин кичи» подробно рассказала о нем. По сути, корейский фестиваль 1989 года стал прорывным культурологическим проектом, успешно осуществленным благодаря идеям и усилиям наших национальных патриотов – известных ученых, артистов, общественных деятелей, участию Корейского театра, газеты «Ленин кичи» и т.д.
Вскоре после той замечательной поездки в Кызыл - Орду свои мысли, чувства, размышления на страницах газеты изложила участница того события Наталья Пак из Целинограда. Та её давняя статья в «Ленин кичи» озаглавлена ясно и целеустремленно: «К родному языку и культуре». Сегодня Наталья Павловна пенсионерка, член правления столичного этнообъединения корейцев (ЭКО). Вспоминая то памятное семейное турне, говорит, что оно незабываемо. Но главное, что кызыординское мероприятие, встреча со многими соплеменниками стала отправной точкой, с которой начался путь к созданию в нашем городе корейского культурного центра. В те годы она работала в строительном техникуме, была руководителем культурно-массового сектора, и, как говорится, сам Бог велел ей войти в группу по рождению этого центра. Рассказывает, что совсем не случайно тогда ей выпала честь представлять на фестивале Целиноград. С ней были сын и дочь, выступившие с корейскими номерами, и мама, она уроженка Корейской автономной провинции в КНР. Мама замечательно пела, знала все национальные обычаи и традиции, им учила Наталью и внуков. Сохранились фотографии о том празднике.
– Тогда, помню, – продолжала собеседница, – на второй день нас повезли в Кармакчинский район, где мы тоже выступили. Запомнились такие личности, как народный академик Пак Ир Петр Александрович, редактор газеты «Ленин кичи» Ян Вон Сик, их выступления перед многонациональным народом колхоза «Третий Интернационал».
Я, автор данного повествования, тоже был на том фестивале и подтверждаю всё, о чем вспоминала рассказчица. Они, мудрые люди, умудренные жизненным опытом, испытавшие на себе все тяготы идеологических извращений в национальной политике, говорили о том, как важно быть «настоящими корейцами», а для этого надо знать многое: историю нации, её моральные устои, нравственные идеалы, призывали неукоснительно следовать им и т.д. Уже тогда озвучивалась мысль о создании корейских сообществ, культурных центров, что надо объединяться, увлекать молодежь идеями национального возрождения. Сегодня, спустя три десятилетия, те добрые пожелания и напутствия успешно состоялись, стали нашим обыденным жизненным благом.
Вскоре после статьи Натальи Пак в газете «Ленин кичи» на эту же тему был опубликован материал Тимофея Кима, инженера из института «Целингорсельпроект». Название публикации тоже привлекательно смысловым наполнением – «Людей связующая нить». Речь в ней тоже шла о будущем корейском культурном центре. Автор рассуждал здраво и рационально, писал, что настало время (а надо бы и раньше, но мешали идеологические препоны) «зажигать очаги корейского возрождения», ведь мы, молодые, почти или совсем оторваны от всего того «родного природного, что было в наших отцах и дедах».
В газете того, 1989 года, всё чаще стали печататься материалы о таких родных очагах духовности и культуры, и по всему было видно, что начался активный организационный процесс во многих регионах республики. В городе Целинограде Корейский культурный центр был образован осенью того года. Ныне столичному ЭКО исполняется тридцать лет. У его истоков стояли люли, достойные светлой памяти и глубокой благодарности. О них и о том, каким был путь к национальному возрождению, в будущих публикациях…
Владимир СОН,
Астана