Накануне праздников в Алматы состоялось крупное состязание среди более чем 50-ти танцевальных коллективов, представлявших самые разные культуры из Казахстана и Узбекистана под названием «Международный проект-конкурс «Искусство – наследие культур ART SILK WAY». И сам конкурс, и работа жюри проходили онлайн, то есть участники отправляли отснятый в специальной студии танец, а члены жюри, просматривая поданные на конкурс номера, оценивали их по номинациям, объясняя свои предпочтения. В ютубе можно было во время конкурса (да и сейчас в соцсетях) посмотреть танцы всех исполнителей и отдать свой голос в пользу понравившихся танцоров. Активное участие в конкурсе приняли все возрастные группы танцевального ансамбля «Бидульги» под руководством Народной артистки Республики Казахстан Риммы Ивановны Ким. Забегая вперед, скажем – и самые маленькие артисты, которым едва исполнилось 6 лет, и те, кому уже далеко за 60, а то и за 70 лет, выступавшие в возрастной группе «Сеньоры», вернулись с конкурса победителями.
– Честно говоря, мы уже давно не участвовали в конкурсах ни онлайн, ни офлайн, – рассказывает педагог и руководитель ансамбля Виктория Когай. – Наши с Ларисой Ким воспитанницы, признаться, несколько засиделись. Но у нас было основание. Как-то поучаствовали на конкурсе, получил мягкое такое замечание, мол, с кем вам тут состязаться, вы же по сравнению со всеми профи. Вроде по всем условиям конкурса проходили, но стало нам как-то неудобно участвовать там, где видят издалека, что за призовыми местами приехали. А тут наша самая возрастная группа бабушек под непосредственным руководством Риммы Ивановны просто настояла: «Подавайте заявку, и вперед!». Сейчас всё онлайн, все просто истосковались по сцене, и мы решились. Не пожалели, конечно. За нас все болели, у нас была такая поддержка! И результат – просто абсолютные лидеры престижного конкурса: три Гран-при и одно первое место.
– Первое место – это хорошо. Но при таком количестве абсолютных побед напрашивается вопрос...
– Там такие шероховатости были, которых при недостатке …лет просто не избежать. В самой младшей группе, где девочки танцевали с веерами, в одном месте, потом мне объяснили, веер не до конца развернулся.
– Но это только при пристальном рассмотрении, Виктория. А в целом именно выступление с веерами вызвало наибольшее количество зрительских симпатий, да и жюри тоже было потрясено «ранним развитием танцоров». Цитирую отзыв одного из членов жюри: «…девочки небольшого росточка с большими веерами! Как они справляются! Какой национальный колорит и как здорово, что вы передаете из поколения в поколение внутреннее состояние в танце – такое самобытное, такое свое! Очень перспективный коллектив. Наверное, когда все эти ограничения, связанные с карантином, пройдут, мы пригласим именно этот детский коллектив выступать в рамках наших бюджетных проектов в Турцию».
– Жюри правильно подметило. У этих маленьких девочек большое будущее. Они не только очень способные, но и трудолюбивые. Я сама в танце лет с пяти – бабушка привела в ансамбль и с тех пор танцую. Но хорошо помню, что ничего из того, что умеют сегодня наши с Ларисой воспитанницы, я в их возрасте не могла еще делать. А что касается танца с веером, мы со своими сверстницами в руках их точно не держали в эти годы. Здесь все сложилось: и сами девочки (в группе есть те, кто танцует с 4-х лет), и родители со своими детьми заодно, ну и мы, педагоги, уже имеем педагогический опыт для того, чтобы достичь успеха.
– Детские коллективы на этом конкурсе вообще на голову были выше. У Вас, Виктория, наверное, дар постановки корейского танца для детей. Когда танцевали ваши «зайцы» («Зимняя сказка» или «Танец зайчиков»), члены жюри не смогли сдержать эмоций. Запомнился один отзыв: «Это новый этап какой-то и вдохновение! Такой свежий номер и так все живо – лесная зимняя опушка, зайцы в новогоднем праздничном лесу… Все так прочиталось! Тут какая-то не вербальность есть, настроение передано в полной мере, радость – настоящая зимняя сказка. Хореограф такие номера ставит! Я поздравляю Вас от души, «Бидульги»! Было бы можно 20 баллов поставить, все 20 поставила бы!».
После выступления младшей группы танцевальный ансамбль «Бидульги» обращал на себя внимание по всем возрастам. «Гармония», «Ёсон» – все коллективы неизменно лидировали со своими танцами. Отмечалась высокая культура исполнения, национальный колорит танца, передача его характера и корейской сдержанности – всех тех черт, которые так грациозно и с чувством особого ритма могут передать носители корейской культуры, вернее, носительницы. И как это замечательно, когда есть ансамбль, где с младых ногтей происходит впитывание этой культуры танца, где его очарование, мягкость поступи и обворожительность движений рук девочки улавливают интуитивно, своей внутренней готовностью принять и усвоить на всю жизнь то, что связано с духом танца. Помню как-то в разговоре с Риммой Ивановной услышала от нее:
– Совсем не обязательно стать артистом, танцором, то есть обучаться у нас ради будущей профессии. Корейский танец угловатую девочку сделает женственной, чересчур стеснительную, которая скована в общении, уверенной в себе. Все это происходит по одной причине – в танце девочки невольно начинают красиво двигаться, обретать красивую походку, держат осанку. А это сегодня очень важно. Да и всегда было важно.
– Виктория, а как Вы сами считаете, с какого возраста лучше всего танцевать?
– Мы в ансамбль берем с 6 лет. Но я считаю, чем раньше начать, тем лучше. От ребенка же еще зависит. У нас есть девочка, которая в Корею поехала в 9 лет и танцевала наравне с 13-14-летними. Сейчас подросла – может и с теми, кто постарше танцевать. То есть приходит время, когда не годы играют роль, а рост, умение. Но однозначно, что танцевать нужно начинать пораньше, взрослым уже тяжелее входить в мир танца. Хорошо, когда ребенок буквально с годиков впитывает его культуру, поначалу даже просто созерцая прекрасное.
На конкурсе в адрес ансамбля «Бидульги» просто сыпались один за другим комплименты. Но самым главным из них была очень лаконичная оценка: «Профессионально, колоритно, не заезженно, не стандартно». Понятно, почему. Во-первых, со дня создания ансамблем (а коллективу «Бидульги» уже больше 30-ти лет) руководит единственная из представителей хореографов-корейцев, да и актеров тоже, Народная артистка Казахстана Римма Ивановна Ким. Во-вторых, с детьми работают те, кто прошел ее школу мастерства, – педагоги Лариса Ким и внучка Риммы Ивановны Виктория Когай. Основное место работы Виктории – Корейский театр, где она продолжает набираться мастерства и опыта. Но в основном успешному выступлению коллективов способствует тот факт, что здесь ничего не пропадает: преемственность поколений налицо и еще – у этого уникального коллектива практически в каждом уголке мира есть «свои люди».
– Если у нас есть проблема что-то приобрести в Китае, там у нас бабушкины ученики. Они даже в Америке есть. Я уже не говорю о Южной Корее. Недавно повспоминали и призадумались: «Можно же и там открыть филиал «Бидульги».
Это, конечно, шутка. А если всерьез, то творческие силы неугасимы. Когда приезжают ставшие студентами бывшие танцоры из «Бидульги», они с удовольствием одевают костюмы и вместе со своими последователями выходят на сцену. Римма Ивановна такие рвения только приветствует.
– Такое впечатление, Виктория, словно ограничительные меры не очень-то повлияли на вас.
– Месяц мы все отдохнули. Но потом стали придумывать, как начать заниматься. Роликов несколько записали и разместили в фейсбуке. Римма Ивановна цикл занятий подготовила для всех, и все выполняли ее уроки онлайн и отправляли ей. Продумали методику усвоения базовых движений и предоставили возможность каждому скомбинировать их в собственном танце. Получилась некая комбинация движений, владеть которой необходимо каждому, кто танцует на сцене, да и просто в кругу семьи. Для этого мы разместили в соцсетях видеоролики с танцами-импровизациями разных лет. Так и прошел этот сложный для всех год испытаний.
– Что было самым сложным в организации занятий?
– Отсутствие сцены. Мы хоть маленькие, но все же актеры! А вообще, честно говоря, творческому человеку ничего не страшно. Он всегда найдет для себя занятие!
– А где черпать вдохновение?
– Вот этот конкурс, например, в нас вдохнул какое-то неистовое желание заниматься. Ведь скоро придет время и мы снова нужны будем на сцене.
– Когда Вашим воспитанникам грустно, как Вы думаете, Виктория, что они делают?
– Танцуют. У меня иногда такое впечатление складывается, что они всегда танцуют, даже если находятся в покое.
Тамара ТИН