С кукольником Сергеем Соном мы знакомы с тех самых пор, как я работаю в корейской газете. Его имя известно не только на пространстве СНГ и в Казахстане. О мужестве Сергея Михайловича, о его деятельной жизни, которую он не устает посвящать ребятишкам, показывая спектакли, где по-прежнему роли играют сделанные в разные годы его руками куклы, знают в Корее. Его любят алматинцы и по старой памяти звонят из детских садов, Дворца школьников, из многих других детских организаций, где до пандемии успешно выступал кукольный театр «Улыбка», и приглашают: «Может, в сегодняшних реалиях хотя бы онлайн…» . Кукольный театр Сона в прошлом году офлайн успел выступить со спектаклем «Колобок», где главный герой ушел от угрожающего ему коронавируса благодаря своему оптимизму и жизнелюбию. Вернее, коронавирус сам от него сбежал. Театр успел выступить дважды, и всякий раз собиралось на спектакль более ста человек. Сергей ликовал, Сергею это состояние дает силы жить, творить, быть в строю, несмотря на постоянные недомогания. С 27 лет он – инвалид. Получив травму позвоночника на производстве, Сергей больше не смог ходить (об этой трагедии его жизни есть достаточно много рассказов журналистов в интернете). Но руки, благодаря таланту художника, изготавливали куклы из всевозможных материалов, и куклы его …оживали и оживают на сцене по сей день.
Соблюдая все ограничительные меры, мы побывали у Сергея Сона в квартире. И решили разместить материал под рубрикой «Гость редакции». Нам просто очень захотелось снова поговорить с Сергеем, порасспросить его о жизни, о нем самом, о том, что помогает ему не раскисать в его почти 66- летнем возрасте, около 40 лет из которых Сергей не ходит. Более того, из-за травмы позвоночника в последние годы кукольника плохо слушают и его руки, правая почти отказала. Причиной нашей встречи стали и вопросы неравнодушных читателей, которые все чаще нас спрашивают: «А как там Сергей Сон, жив ли – в такое-то тяжелое для всех нас время?!».
К сказанному хочу добавить, что, будучи столько лет инвалидом физически, Сергей был всегда очень мобильным. Благодаря многолетней дружбе с известным фотожурналистом Виктором Аном, например, инвалидность не помешала ему совершить путешествие по Казахстану. Года не проходило, чтобы после создания кукольного театра «Улыбка» Сергей не побывал в том или другом городе Казахстана, не принял бы участие в конкурсе артистов, в театрах которых главный актер – кукла. О деятельности этого волевого, талантливого человека можно говорить часами. Зная его совсем немного, кажется, ты дружишь с ним всю жизнь и все в нем работает на укрепление этой дружбы. А при встрече Сергей никогда не говорит о том, как ему тяжело, как непросто дается жить прикованным к постели с деятельным сердцем и умелыми руками.
2 апреля Сергею Сону исполнится 66 лет. Когда с ним разговариваешь, удивляешься и восхищаешься многому, но особенно – одному факту: столько пережив, Сергей не то что не падает духом, от него невольно заражаешься оптимизмом сам, понимая, что многое в любом состоянии зависит от самого человека. И что все это не пустые слова, потому что рядом с нами живут вот такие люди, как Сергей. Когда я говорю ему совершенно искренне: «Сергей, Вы очень сильный человек! Откуда в Вас столько оптимизма?!», он отвечает:
– Вы ошибаетесь, я обычный человек. Просто меня всегда окружали сильные люди. Вот сегодня я вообще ничего не могу сам. К тому же так случилось, что родных у меня очень мало. Многие из них больны. Мне мои друзья помогают даже добраться до кухни (помните, я раньше, хоть мне стоило около получаса активных движений по времени, мог это делать сам), не говоря о решении других мелких бытовых проблем, которые мелкими были для меня раньше. Теперь я полностью зависим от тех, кто рядом. И я благодарен им, конечно, моим сильным друзьям, которые всегда для меня находят время. Ведь они очень занятые люди, но приходят. Они со мною всегда на связи, и у меня берутся силы не просто жить, а выдумывать новые сказки и готовиться к очередному спектаклю. Я не знаю, какими будут мои возможности завтра, но мои друзья из «Улыбки» эти возможности постоянно помогают мне расширять.
С ним в квартире из числа друзей постоянно находится сиделка со своим взрослым сыном, с ним уже много лет Людмила Киселева – между квартирами 4 остановки. А еще есть те, кто время от времени приходит просто с продуктами, необходимыми вещами. Он им тоже благодарен. Это представители церкви, городских общественных организаций, социальных служб. Людмила всех встречает, всем говорит спасибо, а Сергею это дает возможность осознавать, что о нем помнят.
– Это, можно сказать, моя сестра, – представляет Людмилу Сергей. – Она для меня всё. Все мои дела, все мои проблемы со здоровьем и лекарствами - в ее руках. Она меня кормит и привозит мне еду, и она просто очень душевный, дорогой мне человек, который всегда все понимает и разделяет со мной все мои беды и радости.
– А чего больше?
– Наверное, 50 на 50, – говорит Сергей. – Когда я могу работать – радость. Когда не могу – застой.
Признаюсь, мне трудно было набрать номер телефона Сергея. Долго не виделись. Что он ответит на просьбу дать интервью газете, как вообще он себя чувствует. Быть может, сам мой звонок его смутит. Я же помню, каким для Сергея выдался прошлый год. Он и в больнице лежал с переломом бедренной кости, и операцию пережил после этого, и восстановительный период у него был тяжелым. Столько напастей, да еще в его состоянии, которое и без того ухудшается с каждым месяцем, немного притормаживаясь только благодаря неимоверной силе воли, с какой встречает свой каждый день этот улыбчивый и добрый, вопреки всему, человек. Однако на том конце провода я услышала все тот же голос:
– Приезжай, конечно, Тамара! У меня до обеда обычно разные процедуры, а после обеда буду рад ответить на все твои вопросы. Вот только говорить мне много не разрешают пока, сразу три зуба удалили. Сказали, рана большая…
Понятно, что встречу пришлось отложить. Но он-то готов был «отвечать на мои вопросы»!
– Сережа у нас такой, – встречает меня Людмила. – Чуть легче стало, готов бежать, планы строит сразу. Бодрый такой сегодня! А каково ему бывает, когда он от болей ночами уснуть не может… Ну, не надо о грустном. Утром проснулся и пошел делать все свои упражнения – одно за другим, а потом посильная работа за компьютером. Я не перестаю восхищаться его легкости. Он не похож на других инвалидов, это точно.
– Заходи, заходи, – слышу его радостный голос. – Ну как ты доехала? Сегодня ограничения такие, говорят, и в городе не очень хорошо. А я вот видишь, так же – живу, работаю. Только все теперь так медленно получается, и без помощников я совсем ничего уже не могу. Руки не слушаются, а голова-то работает! Хочется еще так много сделать! Вот моя кровать – целый тренажерный зал, вот обеденный стол, а вот компьютер, тоже под мои руки приспособлен.
Вот так постепенно началась наша беседа. Сергей с пониманием и с какой-то грустью посмотрел на мой диктофон. Встретившись с ним взглядом, я спросила:
– Если Вы против, я записывать не буду.
– Нет-нет, как вам удобно! Все можно, все нормально.
Удивительный интервьюируемый Сергей! За время нашей беседы я, кажется, больше о себе ему рассказала, чем он. Вот так сидели за столиком-табуреткой и рассуждали про жизнь – он и мы с Людмилой. Только его рассуждения имели ценность, в которой были и великодушие, и понимание, и опыт прожитых лет, в которых работа, друзья, радость общения, умение выслушать. Это все его киты, на которых зиждется жизнь стойкого человека.
На всякий случай мы договорились с Сергеем, что вопросы будут разные…
– С чего начинается Ваш день, Сергей? Вижу по тренажерам, Вы так же делаете свои упражнения, как много десятилетий подряд?
– Конечно. Я просто знаю, что останавливаться нельзя. Благодаря движениям я еще чего-то стою. Встаю, правда, сейчас поздно, разленился немного, и начинаю разрабатывать руки, они последнее время слушаются меня плохо, но слушаются. Первый комплекс, потом второй. Перерыв. Я теперь быстрее устаю. Но духом не падаю. Мне ведь врачи все в один голос говорили, что с каждым годом состояние мое будет ухудшаться. Они оказались правы. Я, как могу, замедляю этот процесс. До какого-то времени мне даже удавалось делать это очень успешно. И учителя у меня были хорошие, например, известный тяжелоатлет Власов, которого считаю своим главным наставником, можно сказать, живу на его примере. А в последние годы тяжеловато было. Признаюсь даже, были минуты такого слабого состояния, что не знал, как выкарабкаюсь. Но – преодолел, принял и эти условия. Снова режим, снова те упражнения, которые я в силах выполнять и работа за компьютером. Сколько могу, держу спину, она ведь тоже перестала меня слушаться, заставляю пальцы, чтобы шевелились. Потом ужин и ночь.
– Вам ведь приходится преодолевать боль даже тогда, когда делаете свои упражнения... А Вы говорите, что Вы человек слабый.
– Знаете, я ведь спортсмен в прошлом. В детстве и в юности любил вольную борьбу и тренер у меня был хороший. Он мне много мудрых советов дал, которые я помню по сей день. Так вот, когда мне бывает не по себе и приходится преодолевать свои состояния, я до сих пор вспоминаю его слова: «Спортсмену не больно, спортсмену приятно». Вот и все объяснение.
– Скажите, Сергей, при Вашем образе жизни вес неминуемо должен накапливаться. А Вы не меняетесь, и тот же блеск в глазах. Как Вам удается не поправляться? Про мышцы спрашивать не буду. Видно, что они у Вас в полном порядке. И если я сделаю портрет, то никому и в голову не придет, что перед ними инвалид с таким большим стажем.
– Я очень люблю хорошо поесть, это правда. Притом пищу люблю разную. И калорийную тоже люблю. Но питаюсь всю жизнь умеренно, никогда не переедаю. Во второй половине дня стараюсь обходиться без быстрых углеводов, всевозможных сладостей. И этих правил по жизни не нарушаю. Опять же в этом мне помогает мое окружение. И это по жизни, с самого детства. Мои родители очень меня любили. Отсюда и моя жизнерадостность. Я теперь их часто вижу во сне. Они со мною в том возрасте, когда были моложе. Как из параллельного мира вижу во сне их лица так явно, будто они и сегодня мне помогают своим присутствием. Что интересно, начав смотреть один сон в эту ночь, я в следующую вижу его продолжение… Когда со мною случилась беда, мой папа, будучи уже пенсионером, таскал меня на своих плечах. Это он приобщил меня к тренажерам, и мы с ним без устали занимались вместе целыми днями. Он ездил в Москву и добился, чтобы меня посмотрели сначала в Институте нейрохирургии Бурденко, а потом и в Центре Дикуля. В общем, родители меня показали всем специалистам и использовали все возможности, чтобы поставить меня на ноги. Если бы не самоотверженность моих дорогих папы и мамы, даже не знаю, что со мной бы стало. Вторым решающим моментом моей биографии стал кукольный наш театр, который вдохнул в меня жизнь и с тех самых пор, больше 30 лет, я живу его идеями. Театр нас довел до Сеула, театр помог мне почувствовать радость, которую испытывают артисты. А совсем недавно, в 2019 году, я отправил видео с нарезками выступлений на конкурс Российского посольства, посвященный 250-летию Ивана Крылова. И мы там взяли первое место. Только наш «Колобок» (у меня вариантов пять было) к сожалению, приостановился. Думаю разместить постановку где-нибудь в соцсетях.
– В таком состоянии, наверное, было не просто поставить на сцене «Колобка», работать уже во время самого кукольного представления.
– Там мои коллеги усадили меня в коляску и я только аплодисменты получал! Какая же это радость - видеть смеющихся детей, видеть их реакцию от встречи с куклами! В таком состоянии и боль притупляется и забываешь вообще обо всем плохом.
– Сергей, а какая публика Вам наиболее симпатична? Где особенно рады были Вашим куклам?
– Знаете, я не помню, чтобы нас плохо встречали. Аудитории бывали в разные времена разные. Мы и в церквях выступали, и во дворе, и в гараже, и в парке, и в детских домах (там дети особенно эмоциональные). И количество зрителей у нас было от десяти до 500 детишек. Первыми ведь зрителями театра были мои племянники и их друзья. В Сеуле нам хлопали в ладошки залы, где собиралось больше 500 зрителей. Меня зажигает любая работа, где дети ждут встречу со сказкой и нам удается создать что-то очень близкое к этому ожиданию.
– Что Вы помните из своего детства?
– Если вы о раннем детстве, то оно у меня вспышками – сугробы, много-много белого-белого снега, пароход, туман, гудки, очень много людей… Это Дальний Восток. Детство у меня было хорошее. Помню, очень любил рисовать. Из меня должен был получиться художник. А я не поступил и зачем-то пошел в Политех. А потом уже работал, а тянуло к полотну бумаги, и все свое свободное и даже рабочее время я посвящал этой радости – отображать на бумаге увиденное. Мечта ко мне вернулась. Ну, вот, к глубокому сожалению, в иных обстоятельствах я ее осуществляю.
– Сергей, недавно был российский праздник – День Советской армии и Военно-морского флота 23 февраля. Я Вас поздравляю с особой радостью! Вы ведь присягали Советскому Союзу.
– Спасибо. А я с радостью принимаю поздравление еще и потому, что у меня много добрых воспоминаний о моей службе в рядах СА в Подмосковье, в учебке, а потом в Белоруссии. Я с теплотой вспоминаю нашу армейскую дружбу, помню всех моих сослуживцев и очень люблю то время. Смешно, но часто, вернувшись после наряда или увольнительной, я вдруг под подушкой у себя обнаруживал печеньки, положенные чьей-то доброй рукой. Вот ведь, такие мелочи вспоминаешь, и они не забываются с годами.
– Можно, Сергей, мы будем говорить с Вами так, будто Ваша основная работа – куклы и театр, а у вас есть еще свободное время?
– Конечно. Тем более что свободного времени у меня действительно много.
– Чем Вы его заполняете?
– Насколько можно, общаюсь с друзьями. Они живут не только в нашей стране. У меня есть друзья в России, в Украине, в Узбекистане… Хорошо, что есть интернет. Мы там общаемся. А так тоскливо бы было сегодня с моими возможностями и нашими всеобщими ограничениями (смеется). Вторая часть моих хобби – это психология. Я стал интересоваться многими вопросами, связанными с человеком. Вот где потенциал, раскрыть который никому еще не удавалось. Я с удовольствием изучаю всевозможные мантры и так далее. Ну и постоянно пробую свои ограниченные возможности, занимаюсь изучением всевозможных дыхательных техник, много смотрю фильмов и читаю в интернете о волевых людях. Примеры мне тоже очень помогают в жизни.
– Но в нашем понятии мантры – это что-то от кришнаитов?
– Есть и русские мантры. Кстати, очень сильные. Одну из них я вам прямо тут же продемонстрирую, и вы увидите, как эта мантра сразу повышает настроение и боевой дух. Давайте! В этой мантре слова можно посчитать, такая она короткая, а ее поют хором и чем больше людей, тем больше хорошего настроения.
Ой, как хорошо!
Хорошо-то как!
И так хорошо,
И так хорошо
И вот так тоже хорошо!
Заметили, как все изменилось?
– На все случаи жизни, наверное, есть поддержка у подобных мантр?
– Недавно я увлекся дыхательной гимнастикой. Но это уже целая система, которую нужно попробовать на себе, я вам вышлю материал, а вы мне потом расскажите, как усваивается. После такой гимнастики хорошо отдыхаешь, хорошо спится. В общем, сейчас в интернете очень интересно. Можно многому научиться, в клубах обрести себе единомышленников. Я пользуюсь с радостью, и это мне тоже помогает в жизни.
– На днях Вы отмечаете свой день рождения. Сергей, а Вы любите свой праздник?
– Очень люблю! Это ведь какой-то рубеж собственной биографии. В детстве дни рождения мы редко отмечали, а вот в студенчестве, в юности всегда ждал каких-то сюрпризов. И все у меня было здорово – до коронавируса. Вот в этой комнатке моей до 50 человек собиралось, представляете себе! Мы пели песни, я люблю бардовские песни, розыгрыши всякие, спектакли у нас тут проходили, подарки всякие мне вручали. И все было, как в детстве!
– Самое тяжелое для Вас время.
– Когда ничего не делаю, когда не могу ничего делать.
– Скажите, Сергей, что бы Вы пожелали сегодня больным людям, у которых нет сил бороться со своими недугами, нет сил жить?
– В любом состоянии нужно найти силы для того, чтобы не только жить, но и в силу своих возможностей (даже из тех, что остались) что-то делать, найти смысл в этой жизни и даже обрести мечту. И, конечно, нужно постараться получать радость от того, что ты имеешь. Например, ты проснулся, засветило в окно солнце, и это уже проявление жизни. Нужно уметь радоваться таким простым, на первый взгляд, мелочам. На самом деле, это для кого-то мелочи, а для кого-то – целая жизнь и ей нужно уметь радоваться.
– Если принять то обстоятельство Вашего физического состояния, в котором Вы научились жить практически полноценно и которое уже дважды принимали как данность, я могу у Вас спросить, чего Вам сегодня особенно не хватает?
– Здоровья и былой мобильности моих замечательных друзей, некоторые из которых, к сожалению, уехали из Казахстана. А еще – выступлений нашего кукольного театра «Улыбка». Больше всего на свете я люблю создавать кукол и видеть, что наше выступление радует публику. Я просто не могу вам передать сегодня этого чувства, оно где-то внутри меня – будоражит и заставляет жить, действовать, созидать!
– Мы от души Вам всего этого желаем, Сергей! Помните, что мы всегда с Вами!
– Спасибо.
Тамара ТИН