Люди издавна живут в сейсмоопасных зонах. Вот, например, японцев может трясти по несколько раз на дню, поблизости извергаются вулканы, периодически побережье накрывает разрушительное цунами, но никто с острова не уезжает. Наоборот, в Токио недвижимость – одна из самых дорогих в мире. Японцы спокойны, потому что уверены в качестве строительства своих зданий и других наземных и подземных сооружений, тем более что современные материалы и технологии строительства могут это гарантировать.
Возвращаясь к прошлогодним катастрофическим землетрясениям в Турции, можно констатировать, что самые сильные разрушения произошли в домах, которые не проходили государственной экспертизы, а получили так называемую «строительную амнистию», согласно которой ответственность за качество строительства возлагается на самих застройщиков.
В то же время совершенно не пострадал небольшой город Эрзин (провинция Хатай) с населением 42 тысячи человек, который находился неподалеку от эпицентра землетрясения. Неподкупный мэр этого города решительно пресекал незаконное строительство.
Архитектор Павел Савранчук – профессор КазГАСА (Государственной архитектурно-строительной академии) рассказал в своем недавнем интервью, что когда в 1988 году произошло разрушительное землетрясение в Армении с эпицентром в полностью разрушенном г. Спитаке, то в соседнем Ленинакане сила толчков достигла 9 баллов по 12-балльной шкале МСК, и это вызвало сильнейшие разрушения.
Один из казахстанских архитекторов был включен в правительственную комиссию по разбору причин обрушений и увидел, что некоторые высотные дома были полностью разрушены, в то время как стоящие рядом с ними точно такие же дома остались совершенно невредимыми. Когда члены правительственной комиссии спросили одну из проживающих в таком сохранившемся доме женщин, почему такое могло произойти, она ответила, что в их подъезде живет семья прораба, который строил этот дом.
Таким образом, если дом построен с соблюдением всех строительных правил и на относительно безопасном месте, то можно жить в нем спокойно. Землетрясение интенсивностью до 7 баллов он выдержит, а свыше 8 баллов происходят такие изменения рельефа почвы, что может разрушиться любое здание, особенно если оно окажется на месте расходящейся трещины в земле.
Один из ветеранов сейсмологии, геофизик Мухтар Хайдаров – бывший директор ТОО «Сейсмологическая опытно-методическая экспедиция», говорит, что при мощном землетрясении почва на несколько секунд приобретает свойства жидкости, частицы почвы теряют связи между собой и малоэтажные дома в ней просто тонут, проваливаются, а высотные, потеряв опору, будут опрокидываться набок и раскалываться. Особенно сильно это явление выражено в зоне разломов. Поэтому в этих зонах строить попросту нельзя.
Он считает, что недавнее землетрясение в Алматы является причиной схода оползня в Медеуском районе, который похоронил под собой целую семью. Землетрясение расшатало почву в предгорьях и неустойчивый грунт устремился вниз. Глупость тех, кто строит дома и устраивает сквозные септики в предгорьях, жадность тех, кто это разрешает, неизбежно приведут к лавине оползней при повторяющихся землетрясениях даже небольшой силы. Застраивать наши предгорья нельзя! Там пласты глины перемежаются с водоносными песчано-каменными слоями, и достаточно небольшого толчка, чтобы дома вместе с пластами земли поехали вниз на головы нижним соседям.
Даже если строить строго по правилам, не все дома выдержат очень сильное землетрясение. В 1995 году в Японии в г. Кобе случилось землетрясение с местной магнитудой около 7 баллов по 9-балльной шкале Рихтера, которое разрушило около 200 тысяч домов и привело к гибели 6,5 тысячи человек. После этого правила и нормы застройки в Японии были еще более ужесточены, стали использоваться новейшие технологии строительства, о которых нет смысла говорить, потому что у нас они не могут быть применены по очень простой причине – это удорожает себестоимость строительства в 10 раз. Такое возможно в частном секторе, если строить для себя, но не там, где для застройщика главным становится получение максимально возможной прибыли. Поэтому нам придется заниматься прогнозированием землетрясений, изучать правила поведения при землетрясении и науку выживания после него.
Хотя официальные эксперты твердят, что разрушительного землетрясения в Алматы не будет, народ им уже не верит. Поэтому пришлось обратиться к независимому эксперту, который может сказать правду о сейсмической обстановке в нашем регионе. Главный сейсмолог Кыргызстана – президент Национальной академии наук Канат Абдрахманов считает, что в регионе Северного Тянь-Шаня, куда относится юго-восток Казахстана с центром в Алматы и вся Киргизия, сейчас происходит незначительное нарастание сейсмической активности в рамках ее естественного цикла. Регион находится на пике цикла сейсмической активности, который закончится в 2026 году. Согласно данным сейсмологов Кыргызстана и Казахстана землетрясений более 5-6 баллов в этом районе в ближайшее время не ожидается. Но природа всегда может поступить по-своему. Поэтому вероятность разрушительного землетрясения в Алматы сохраняется.
Единственный способ выжить в этом случае – строить с соблюдением всех правил, даже если стоимость строительства при этом ощутимо вырастает. В СССР совершенно обоснованно запрещали строить здания выше 5 этажей в сейсмоопасных зонах. Архитекторы считают, что при нынешнем качестве строительства нужно срочно вернуть этот закон.
Одновременно с развалом СССР и постепенной отменой госприемки начали смягчать и вообще убирать СНИПы (строительные нормы и правила) в угоду крупным застройщикам. Мощное лобби крупных строительных компаний и сейчас блокирует все требования алматинцев прекратить безобразную и опасную застройку города. По словам архитектора Савранчука с 2015 года вообще отменили все СНИПы и возложили ответственность за качество строительства на самих застройщиков, как это было в Турции. Там после произошедшей катастрофы власть приняла строгие меры, владельцев строительных компаний сразу сажают в тюрьмы, архитекторов и строителей отлавливают и тоже судят.
У нас застройщиков не проверяют, надеясь на их честность и сознательность. Архитекторы и сейсмологи могут только давать необязательные к исполнению рекомендации. Разрешено строительство в зоне тектонических разломов при условии дополнительного сейсмоусиления зданий. Наверное, бывшие руководители сейсмологии и архитектуры Алматы от ужаса переворачиваются в своих гробах.
Под Алматы проходит 17 действующих тектонических разломов. Разломы – это места, где земля будет рваться и расходиться при сейсмической активности. В образующиеся огромные ямы проваливаются люди, автомобили и части рушащихся домов. Что уже совсем странно – с карты Алматы таинственным образом исчезли некоторые разломы, или они внезапно «переместились» в другие места. Ведь именно из-за проходящих в этих местах разломов устраивали лесополосы, скверы, автостоянки и другие нежилые объекты. Понятно, что со временем эти участки, свободные от жилой застройки, сделались лакомым куском.
Конечно, все разломы сохранились на своих местах. Больше всего опасных разломов располагается в предгорных районах, в особенности тех, что прилегают к горе Кок-Тобе, но мы знаем только их верхнюю часть и не знаем, как они проходят в глубине, куда отклоняются, на сколько метров и как поведут себя при землетрясении. Поэтому по линии разлома на 150 метров в обе стороны запрещается строительство.
В интернете выложен скандальный список из 104 новых жилых комплексов, построенных в зоне разломов. Специалисты говорят, что в действительности примерно половина из них может представлять опасность при землетрясении. Но все они уже заселены и нельзя безосновательно пугать ни в чем не повинных людей. По большому счету мы все – алматинцы – живем фактически на разломах и остается только надеяться на Бога и совесть застройщиков, потому что от этого зависят наши жизни. Проверкой качества строительства станет очередное сильное землетрясение. Людям можно только посоветовать не покупать дешевое недавно построенное жилье, на котором явно экономили, а приобретать добротные квартиры у проверенных крупных застройщиков, пусть даже это будет дороже.
Архитекторы советуют алматинцам жить в домах советской постройки, у которых большой запас прочности. Наиболее безопасными считаются 4-5- этажные «панельки» и 9-этажные монолитные дома, которые когда-то строил знаменитый Алма-атинский домостроительный комбинат. Небольшая площадь квартир в них служит дополнительным плюсом и уменьшает риск обрушения перекрытий, но только если жильцами не проводилась самовольная незаконная перепланировка с разрушением части стен.
Опасно жить и в нижней части города, ниже проспекта Раимбека – неустойчивая рыхлая почва вследствие накопления там подземных вод может привести к разрушениям даже при толчках средней силы.
Нельзя строить дома и жить в санитарной зоне вдоль рек, протекающих через город, – это потенциальные места крупных разрушений. В нашем городе немало мест, где берега застроены с явными нарушениями.
Самый лучший вариант – это самому строить дом на относительно безопасном месте по проекту архитектора из КазНИИСА руками квалифицированных строителей. Или переехать жить в более безопасный город, например, Конаев. Поскольку прогнозировать землетрясение в краткосрочном интервале времени невозможно, то не стоит надеяться на получение раннего уведомления, в лучшем случае СМС придет за несколько секунд до начала землетрясения.
Ирина КИМ, кандидат медицинских наук