В предыдущих статьях говорилось, что в случае победы на выборах в США Дональда Трампа, ему придется продолжать отстаивать жесткую политику в отношении Северной Кореи, хотя у него много противников как в США, так и в мире. В случае же победы Джо Байдена существует большая вероятность того, что США по отношению к Северной Корее вновь примет политику «стратегического терпения», как это было при администрации Обамы.
Политика США в отношении Северной Кореи зависит не только от того, кто занимает пост главы государства, но и от множества других факторов. Например, при администрации Джорджа Буша значительное влияние оказывала война в Ираке, а при администрации Обамы большую роль играли американо-китайские отношения.
В случае победы на выборах Байдена его администрация обязательно столкнется с ядерной проблемой Северной Кореи и Ирана. В 2003 году Северная Корея, противясь жесткой политике администрации Буша, вышла из Договора о нераспространении ядерного вооружения. В 2017 году Пхеньян испытал водородную бомбу и произвел запуск межконтинентальной баллистической ракеты. В ноябре того же года руководство КНДР официально объявило о «завершении государственной программы ядерного вооружения».
Иран является членом Договора о нераспространении ядерного вооружения и не имеет ядерного оружия, и в этом его большая разница от Северной Кореи. Но с выходом администрации Трампа из ядерного соглашения, ядерная проблема Ирана вновь обретает актуальность.
В свою очередь политика Байдена в отношении двух государств, с которой он выступал во время предвыборной кампании, совершенно иная. Так, в отношении Северной Кореи она будут ограничиваться позицией «стратегического терпения». Что касается Ирана, то здесь он выразил намерение договориться. Байден охарактеризовал выход администрации Трампа из договора с Ираном о ядерном вооружении как очень опрометчивый шаг, который привел к резкому ухудшению отношений Запада с Ираном и к сближению последнего с Россией и Китаем. По мнению Байдена, это было совершенно необдуманным поступком, отрицательно сказавшемся на международном имидже Штатов. При этом он добавил, что если Иран будет соблюдать условия ядерного соглашения, то он готов снова вступить в него.
Безусловно, что проблему Северной Кореи и Ирана Байден пытается использовать в своих политических целях.
Так, Трамп позиционирует переговоры с Ким Чен Ыном как большой дипломатический успех, в свою очередь Байден рассматривает их, наоборот, как поражение проводимой до этого политики администрации Обама-Байдена (при Обаме Байден занимал пост вице-президента США). До этого администрация Обама-Байдена назвала ядерное соглашение Ирана «исторической договоренностью» и представляла как самый большой успех в дипломатии. Но администрация Трампа перечеркнула все достижения, сделанные Обамой в тандеме с Байденом и вышла из ядерного соглашения с Ираном. Безусловно, Дональд Трамп намеренно пошел на этот шаг, так как Обама считал это очень важным своим достижением. Поэтому, не трудно предположить, что в случае победы Байден пойдет на восстановление «исторической справедливости» и вновь заключит ядерное соглашение с Ираном.
При этом стоит обратить внимание на следующий факт. В своем обращении в агентство по внешним связям в июне 2020 года Байден предложил в переговорах с Северной Кореей использовать как пример ядерное соглашение с Ираном. Он утверждает, что именно данное соглашение, достигнутое администрацией Обама-Байден, не позволило Ирану владеть ядерным оружием.
Также Байден пояснил, что если он будет избран президентом, то наделит соответствующими полномочиями группу по переговорам с Северной Кореей, которая будет проводить совместную работу со всеми заинтересованными сторонами, включая Китай, для полной денуклеаризации Северной Кореи.
Такая позиция Джо Байдена дает надежду в отношении Северной Кореи. Так «чрезмерная жадность» стала одной из основных причин поражения администрации Трампа на переговорах с Северной Кореей. Администрация Трампа предъявила Пхеньяну чрезмерно жесткие требования, по сравнению с теми, что содержались в ядерном соглашении с Ираном. Но Вашингтон в одностороннем порядке вышел из данного соглашения и ужесточил свою политику. Администрация Трампа требовала полной денуклеаризации, включающей не только отказ Северной Кореи от ядерного оружия, но и от биологического, химического, уничтожения баллистических ракет. Но Пхеньян однозначно не пойдет на это.
В отличие от этого Байден выразил желание снова вступить в Иранское ядерное соглашение. И данная модель может быть использована по отношению к Северной Корее. При этом требования к Пхеньяну не будут столь жесткими, в частности обязательным условием будет отказ только от ядерного оружия, не включая биологическое и химическое. Со своей стороны США пойдет на послабление санкций. Что немаловажно, в переговорном процессе, кроме США и КНДР, будут участвовать Китай, Россия, Англия, Франция, Германия, то есть 7 государств.
Прежде всего, ядерную проблему Северной Кореи следует решать комплексно. Параллельно с переговорами Северной Кореи и США, нужно проводить многосторонние переговоры с участием других стран.
По сложившейся традиции, «республиканцы» склонны действовать в одностороннем порядке, а «демократы» все-таки склонны учитывать мнение союзников. Поэтому, если к власти придет Джо Байдена, то роль Южной Кореи в урегулировании межкорейского вопроса значительно повысится.
Между тем в Сеуле размышляют, как результаты выборов в США отразятся на отношениях между двумя странами и на решении северокорейской ядерной проблемы. Правительственные ведомства, ответственные за внешнюю политику и безопасность, с особым вниманием изучают ситуацию. Независимо от того, кто одержит победу на выборах, приоритетом южнокорейской политики по отношению к США должны стать вопросы функционирования военного альянса двух стран и урегулирование северокорейской ядерной проблемы.
Сеул намерен продолжить переговоры с новой администрацией и по ряду других вопросов двусторонних отношений. Это, в частности, разделение расходов на содержание американского контингента на юге Корейского полуострова и передача Сеулу контроля над своими войсками в военное время.
В настоящее время министр иностранных дел РК Кан Гён Хва согласовывает дату своей поездки в Вашингтон после президентских выборов. Министерство обороны и министерство по делам воссоединения внимательно следят за ситуацией на Севере. Военные находятся в состоянии готовности на случай любых провокаций со стороны Пхеньяна.