Северная Корея с конца сентября до начала октября запустила одну за другой ракеты малой и средней дальности в сторону Восточного моря и тем самым обострила до предела военную напряженность вокруг Корейского полуострова. 28 и 29 сентября Пхеньян ответил двумя ракетами на запуск ракеты малой дальности с американского атомного авианосца «Рональд Рейган» через два дня после его прибытия в Пусан. Всего с северокорейской территории было выпущено пять ракет, одна из которых – баллистическая средней дальности (БРСД). Запущенная 4 октября, она пролетела 4, 5 тыс. км над японским Тохоку и упала в Тихий океан.
Союзные страны – Южная Корея, Соединенные Штаты и Япония решительно осудили последовательные запуски ракет Северной Кореей как серьезную провокацию. Одновременно, в противовес демонстрации Пхеньяна своей ракетной технологии, силы военного альянса ответили запусками ракет, учениями точных бомбардировок, мобилизацией истребителей. Авианосец «Рональд Рейган», вернувшись в японский порт Йокосука после завершения совместных противолодочных учений Республики Корея, США и Японии, вернулся в Восточное море и в течение двух недель вел совместные учения по обнаружению, отслеживанию и перехвату северокорейских ракет. Серия запусков ракет с сентября по октябрь проходила в то время, когда Северная Корея публично объявила о введении в действие закона о ядерных силах, принятого в начале сентября Верховным народным собранием КНДР, что еще сильнее обострило кризис в межкорейских отношениях.
Исходя из возникшей взрывоопасной ситуации, необходим точный анализ предыстории и сегодняшних намерений Северной Кореи по использованию ракетно-ядерного арсенала.
На состоявшемся 7-8 сентября текущего года Верховном народном собрании КНДР приняла Декрет о политике использования ядерных сил Корейской Народно-Демократической Республикой. Северная Корея в преамбуле своей Конституции 2012 года позиционировала себя государством, обладающим ядерным оружием. В следующем, 2013 году в, Пхеньяне был принят Указ «О статусе государства, обладающего ядерным оружием в целях самообороны». Таким образом, нынешний закон, принятый Верховным народным собранием, заменяет закон 2013 года.
Наибольшее внимание в этом новом законе привлекают пять условий, при которых Северная Корея применит ядерные силы. Во-первых, при непосредственной угрозе или применения против нее ядерного и любого другого оружия массового поражения. Во-вторых, в случае любого нападения, включая и ядерное, на руководство государством или государственные органы управления ядерными силами. Третье, в случае военного нападения, несущего смертельную угрозу населению. Четвертое, в случае неизбежной оперативной необходимости предотвращения эскалации войны и перехвата инициативы в войне. И пятое, при других угрозах существования северокорейского государства и безопасности жизни его народа.
Таким образом, обозначены пять ситуаций, при которых возможно использование ядерного оружия, каждая из которых оправдывает неизбежность выбора ядерного удара. По сути, эта декларация объявляет ответ ядерным оружием не только на любые признаки нападения с применением обычных вооружений, но и проявлениях в глазах Пхеньяна любой угрозы «существованию государства и безопасности людей». В июле 2016 года на 7-м съезде партии Северная Корея по примеру Китая и Индии провозгласила принцип «неприменения первыми» ядерного оружия. Однако принятием нового закона Пхеньян отменил этот принцип.
Какова была предыстория принятия Северной Кореей закона о ядерных силах после объявления себя «ядерной державой»? Прежде всего следует отметить, что, несмотря на предложение администрации Байдена о диалоге и предложение администрации Юн Сок Ёля о «смелой инициативе», Пхеньян подал внешнему миру однозначный сигнал, что дальнейших переговоров о денуклеаризации не будет. Заявление о том, что «Северная Корея – государство, обладающее ядерным оружием», подтверждает признание этого факта как внутри страны, так и за рубежом, что дает основание для максимизации переговорной мощи в будущем диалоге между США и КНДР и сотрудничестве между Северной Кореей и Китаем.
Во-вторых, в нем содержится также намерение продемонстрировать присутствие Северной Кореи как ядерной державы в ситуации, когда расшатывается международный режим нераспространения ядерного оружия. В «Обзоре ядерной политики» текущего года администрация Байдена приняла требования своих союзников и исключила положение о «единственном назначении» ядерного оружия. Вместо предыдущего заявления о том, что единственной целью ядерного оружия является сдерживание ядерного нападения на Соединенные Штаты, их союзников и партнеров, в него были внесены поправки, позволяющие использование ядерного оружия в экстремальных обстоятельствах для защиты «основных интересов». Более того, Россия в связи с затягиванием войны с Украиной намекнула вслух о возможности применения ядерного оружия. В сложившейся международной ситуации, при которой стабильность режима нераспространения ядерного оружия стала сомнительной, Северная Корея хочет воспользоваться возможностью стать признанным, легитимным членом «ядерного клуба».
В-третьих, даже в случае возобновления диалога между Северной Кореей и США речь может пойти о частичном ядерном разоружении, но не о полной денуклеаризации. До объявления легитимности своего ядерного статуса на заседании Верховного народного собрания Северная Корея на церемонии, посвященной 90-летию основания Корейской народной армии в апреле, намекала на возможность нанесения превентивного ядерного удара. На военном параде председатель Ким Чен Ын сказал: «Ядерная энергетика не может быть ограничена только одной миссией: предотвращения войны».
В-четвертых, перспектива использования ядерных сил Северной Кореей дает возможность реагирования на расширенное сдерживание Республикой Корея и США и сотрудничество в области безопасности между США и Японией, укрепившееся после инаугурации президента Юн Сок Ёля. Верховное народное собрание заявило в пункте 2 статьи 5 Закона о ядерных силах, что ядерное оружие может быть использовано, в случае агрессии против Корейской Народно-Демократической Республики «неядерных государств, сотрудничающих с другими ядерными государствами». К неядерным государствам относятся Южная Корея и Япония, а под государством, обладающим ядерным оружием, подразумеваются в первую очередь Соединенные Штаты. Северная Корея, подвергшая критике совместные учения Республики Корея и США как предварительные учения по нападению на Северную Корею, приняв закон о ядерных силах, пытается нарушить сотрудничество Сеула, Вашингтона и Токио в области безопасности между Южной Кореей, США и Японией.
В Законе о ядерных силах говорится, что «если наша ядерная политика изменится, мир должен измениться, и политическая и военная обстановка на Корейском полуострове должна измениться». Это послужит сигналом для Соединенных Штатов начать переговоры о ядерном оружии, предварительно выведя свое ядерное оружие из Южной Кореи. Однако администрации Байдена приходится в первую очередь реагировать на затянувшуюся войну в Украине и ядерную угрозу со стороны России, поэтому Северная Корея с ее ядерной политикой далеко не приоритетная проблема для Вашингтона.
Сон Ки-Ён,
Институт стратегии национальной безопасности Республики Корея.