На дворе ноябрь, но уже витают предновогодние настроения, чувства, их навевают и выпавший снежок, и неумолчное телевидение. А в каких же чувствах мы пребывали во вчерашнем дне, что замечательного, примечательного было в нём, какие итоги жизни будут подводиться завтра, в новогодний канун?
Самое главное событие, состоявшееся в этом году - масштабное, этапное и жизнеутверждающее это, конечно, тридцатилетие с начала национального движения казахстанских корейцев. Тогда, три десятилетия назад, в разных регионах республики начали открываться корейские культурные центры и, как показало время, это общественное движение имеет право на жизнь! Это ярко, зримо и неоспоримо было продемонстрировано на минувших юбилейных торжествах в регионах нашей страны, о которых рассказано в текущих номерах газеты «Корё ильбо».
В Нур-Султане праздничное действо прошло на должном организационном уровне, но, главное, на высоко эмоциональной, одухотворяющей волне. Столичному этнообъединению корейцев дана отличная оценка из уст представителей республиканской АКК, столичной Ассамблеи народа Казахстана, руководителей национальных сообществ, общественности. Между тем не оставляет чувство (не досады, нет), того, что юбилейный сценарий не смог охватить, вместить в себя всю полноту жизненного пласта, выстланного на пути национального возрождения, обретения того бесценного духовного богатства, которое оставили потомкам мудрые предки, старшее поколение их отцов и дедов, депортированных на казахскую землю в 1937 году. Конкретизируя эту не досадную мысль, напрашивается желание назвать тех замечательных людей, что стояли у истоков национального возрождения, прониклись глубокой верой и убеждением в необходимости содеять задуманное благородное дело во имя потомков, их будущего. Этих примеров, замечательных Личностей с большой буквы тогда, в провинциальном Целинограде было немало.
Во вчерашнем дне на праздничном фоне и была та грустная нота, глубоко таившаяся в душе. Не все были названы, и опять-таки данное сказано не в упрек. Здесь же, на газетной полосе это восполняется своего рода праздничным послесловием. Первая в этом ряду старожил, славная, боевая, неугомонная бабушка. В фототеке столичного ЭКО есть снимок, вызывающий гамму чувств, восторга и восклицаний. На нем и запечатлена Ким Кым Ок - любимая, незабвенная, дорогая тетя Люба, как звали её в народе. О ней был давний очерк, в котором такой фрагмент: имя её Кым Ок можно раскрыть как «золото», и далее строки, что это поистине так: «золотая душа у тети Любы, щедрая, открытая, отзывчивая». Она прослыла среди людей звонким именем – «Базарком», так её назвали за борьбу, которую она вела с базарным начальством, отстаивая права старых кореянок, пробавлявшихся на рынке салатной продукцией в те трудные 90-е годы. Но более всего душа воинствующей тети Любы раскрылась на общественном поприще, когда в жизни городской диаспоры настали новые времена, началось движение возрождения нации, её духовного потенциала. Она энергично, как могла, участвовала во многих делах, собраниях и мероприятиях, проводимых корейским культурным центром. И Любовь Даниловна Ким одной из первых среди пожилых людей была достойно отмечена Ассамблеей народа Казахстана. Об этом свидетельствует Почетная грамота. А когда случалось, что она отсутствовала на каких- то сборах, люди спрашивали: а чего это не видно вашей боевой бабульки? Вот такой у неё имидж, прямо-таки по народной пословице: «Старая мельница, а не бездельница». А награждалась она часто и всегда ответствовала при этом четко и боевито: «Честь имею!», как на приведенном фото.
Весной в этом году отмечалась печальная дата, многолюдный митинг состоялся у монумента «Память из пламени Афганистана». Тридцатилетие вывода советских войск из этой страны. Всегда на этом сборе встречается печальная бабушка Надежда Михайловна Ким. Сегодня ей 85. Её единственный сын Володя погиб в самом конце выполнения интернационального долга, до окончания войны оставалось три месяца. На нынешней встрече она благодарила соплеменников за то, что не забывают её сына, она помнит, что после трагедии один замечательный добрый человек заложил благородную традицию памяти. Это Федор Тельманович Хван, ныне ветеран МВД. Он спортсмен, основатель спортивного развития восточных единоборств в городе. В память о Володе Киме ежегодно стали проводиться турниры его имени. Эту идею горячо поддержала корейская молодежь и не только. Этот пример также влился в урок почитания памяти соотечественников, став составной частью национального движения за возрождение высоких моральных и нравственных ценностей корейцев.
На тридцатилетии столичного ЭКО два достойных человека, предприниматели, были удостоены памятными медалями Ассоциации корейцев Казахстана. Молодой Вилен Петрович Ким сравнительно недавно влился в национальное движение, но с первых шагов заявил о себе как искренний и надежный соратник своих соотечественников. А Леонид Иннокентьевич Тё вот уже более двух десятков лет осуществляет благотворительную миссию по поддержке корейского центра. Следует особо отметить его исключительную скромность и предельную искренность в своей позиции мецената. Он далек от популизма, саморекламы, любования какими- то успехами на общественном поприще. Леонид Иннокентьевич при этом вносит ощутимый вклад в общее национальное дело. Возглавляя созданный им крупнейший в столице лечебно-диагностический центр, одно из первых в столице частных медицинских учреждений, он, во-первых, вывел его в число лидирующих, и прежде всего по качеству медуслуг, а во -вторых, не скупится на материальную поддержку родного этнообъединения. А как дается ему медицинский бизнес, многим это неведомо. Прежде чем запустить его, он объездил ряд стран, в том числе далекий Сингапур, и с успехом внедрил прогрессивный зарубежный опыт. Его сакраментальное кредо уложено в мудрости французского философа: «Идеи – это капиталы, которые приносят проценты лишь в руках таланта». Рядом с руководителем его преданный соратник Игорь Борисович Кугай, известный хирург по эстетической медицине, проще – пластический хирург. Оба они - щедрые благотворители в среде тех, кто помогает центру материально, но прежде всего душевно и морально.
В ходе подготовки праздничного юбилейного мероприятия его организаторы бережно, признательно и благодарно вносили в анналы тридцатилетней истории развития корейского движения имена славных незабвенных людей. Имена их звучали в торжественной части, они светились на слайдах и широкоформатных экранах, были занесены в буклет «Время мечты, надежд и свершений». И каждый из них – сама история становления, развития и совершенствования сегодняшнего облика столичного этнообъединения коре сарам.
Хирург Николай Васильевич Мун до последнего пребывал в рядах мудрых духовных наставников, возглавляя Совет старейшин. Другие замечательные ветераны труда оставили зримый след на обличии города. Среди них строитель Яков Алексеевич Югай, на его счету много сооруженных объектов. Но он не забыт по другим благодеянием. Уже в первый год создания корейского культурного центра Яков Алексеевич открыл его текущий счет, внеся первые десять тысяч (!) советских рублей. Какая цена такому взносу? – Престижная и для кого-то недосягаемая по тем временам «Жигули» стоила восемь тысяч рублей. Впечатляет?
Низгладима из памяти давняя встреча с этим прекрасным человеком. Яков Алексеевич был поклонником советского поэта Андрея Вознесенского, он цитировал его строки из стиха «Мой проект памятника жертвам репрессий»: «Я вижу этот памятник не в пространстве – во времени. Мемориальный будильник – будущий монумент». И всё великолепно и благородно совпало в трудовой доблести нашего соплеменника. Яков Алексеевич в памятный 1997 год соорудил в городе Монумент памяти жертв политических репрессий.
Еще одна прекрасная Личность - Илья Тимофеевич Ким. Архитектор с заглавной буквы. Его проекты живы и здравствуют сегодня в молодой казахстанской столице. Это Дворец «Жастар», первоначально бывший Дворцом железнодорожников, затем в период передислокации столицы - Дворцом им. К.Байсеитовой. Красуется здание на улице Сакко и Ванцетти – офис ООН, в центре перед акиматом гостиница «Есиль», здание Военного суда, соседствующее с Тремя биями и другие строения. Но Илья Тимофеевич остался в памяти и другими добрыми деяниями. Несмотря на большую занятость он не отказывался от служения общественным национальным делам. Когда в Целинограде впервые праздновался полузабытый Новый год по лунному календарю, он с радостью оформлял родной ему Дворец железнодорожников в корейском стиле.
Можно привести еще немало примеров, воспоминаний из тридцатилетней жизни, истории становления корейского движения в нынешней столице. О пройденном этапе можно и судить и размышлять с разных позиций – развития художественного творчества, освоения родного языка, постижения восточного искусства. Главное при этом – воспитание, формирование высокой духовности человека, постижение мудрых национальных канонов и т.д. И то, что обретено на сегодняшний день, а плодотворных итогов немало, ясно и поучительно выражено в изречении: «Время разум дает». В этом времени – наши люди старшего поколения, их славные дела и примеры. Как говорится, они учат нас уму-разуму…
Владимир СОН,
Нур-Султан