Сегодня у нас в гостях человек уникальной судьбы. Иначе коротко не скажешь. И жизнь и деятельность Ирины Константиновны, нашей Ирины Константиновны Ким, просто органически связана с медициной. В представлении наша гостья не нуждается. Постоянные читатели «Коре ильбо» следят за ее публикациями. Потому что они полезны, интересны, научны и дают много пищи для позитивных размышлений. Мы верим ей, не только ее опыту, ее знаниям, ее человеколюбию, но и личному примеру. И когда она советует: «Правильно питайтесь, позитивно мыслите и закаляйтесь», мы понимаем, что эти слова не банальны.
На наши вопросы сегодня отвечает Ирина Константиновна Ким – врач, кандидат медицинских наук, специалист по общей терапии, дерматологии и восточной медицине, член международного научного общества по изучению корейской иглотерапии Су Джи. Ирина Константиновна – практикующий врач, терапевт по основной специализации, кандидатскую диссертацию защищала по дермато-венерологии на стыке с медицинской генетикой. Сейчас занимается преимущественно восточной медициной. 19 лет проработала в собственном медицинском центре. В настоящее время на пенсии, но ее пациенты продолжают обращаться к ней за помощью, за советом, за участием.
Тамара ТИН
– Ирина Константиновна, прежде чем начать беседу, хотела бы от нашей редакции, от наших читателей выразить Вам благодарность за то, что Вы всегда с нами. В дни до карантина мы все с интересом читали Ваши разъяснения по тем или иным вопросам. А с тех пор, как мы всем миром боремся с вирусом, Вы своими статьями помогаете нам адекватно воспринимать мир, в котором мы теперь живем. В связи с этим скажите, чем является Ваша к нам благосклонность? Проявлением особого расположения к корейской газете, чувством долга?
– Сколько себя помню, газета «Ленин кичи» на корейском языке всегда присутствовала в нашем доме. Мой папа регулярно читал ее, так как в детстве учил родной язык в школе легендарного совхоза «Дальний Восток» в Уштобе. А все остальные члены семьи ему тихо завидовали, так как ничего не понимали в этих диковинных буквенных узорах. Сейчас газета в большей степени ориентирована на русскоязычных читателей, и в этом стремительно меняющемся мире является неким стержнем, объединяющим разные поколения казахстанских корейцев. В какой-то степени да, считаю святым долгом поддерживать своими публикациями интерес к корейской культуре и медицине, информировать читателей по актуальным медицинским вопросам и очень надеюсь, что они нужны читателю.
– Мы Вас больше знаем по публикациям о каких-либо проблемах, связанных со здоровьем. Для многих семей Вы стали консультантом и другом. Хотелось бы больше узнать о личности такого многогранного доктора и ученого. Расскажите, пожалуйста, когда Вы для себя открыли мир медицины, с чего начался интерес к профессии и как складывалась Ваша трудовая биография?
– Я росла болезненным ребенком, часто лежала в больницах. Меня лечила и опекала моя родная тетя – Ким Агриппина Григорьевна, которая была не просто очень хорошим детским врачом, но в последующем много лет работала доцентом кафедры детских болезней Московского педиатрического института. В те годы врачи и учителя были самыми уважаемыми людьми в обществе. Их боготворили, им подражали. Возможно, что под влиянием детских впечатлений у меня, впечатлительной девочки, и сформировалось представление о профессии врача как о самой важной, самой необходимой. Вот тогда, наверное, и зародилась моя мечта стать врачом. Ну а когда встал вопрос о выборе профессии, я решила поступать в мединститут. Кстати, моя тетя Агриппина Григорьевна живет, здравствует и недавно отметила 91-й день своего рождения.
Я работала в ведущих клиниках и научных центрах бок о бок с известными специалистами, изучала и применяла в своей практике новые методы лечения, в том числе и методы восточной медицины, которая начала возрождаться в СССР в 80-е годы прошлого века. Может, некие гены предков – известных корейских врачевателей – пробудились. Не знаю. Но считаю, что мне очень повезло учиться под руководством заведующего кафедрой иглорефлексотерапии АГИУВ профессора А. В. Чемериса, неоднократно стажироваться в Институте корейской иглотерапии Су-Джи в Сеуле и работать вместе с почетным доктором восточной медицины из Республики Корея Ким Чанг Намом.
– Для Вас наука и практика неотделимы?
– Занятия наукой для любого врача очень важны, необходимы. Они позволяют быть в курсе новейших достижений медицины, применять их в своей практике и формируют самостоятельное клиническое мышление. В медицине есть много примеров удачного сочетания научной деятельности и клинической практики.
– Как Вы пришли к восточной медицине? Этот интерес присутствовал раньше или он возник в связи с каким-то обстоятельством?
– Методы восточной медицины очень хорошо работают на протяжении тысячелетий, но нужно уметь их правильно использовать. Считаю, что для этого необходимо серьезное обучение и работа под началом опытного специалиста. Так что я пришла к восточной медицине осознано.
– Многие, в первую очередь представители медицины, считают, что будущее за нетрадиционными методами лечения. Вы как считаете?
– Не хочу противопоставлять восточную медицину и западную. У каждой из них есть достоинства и недостатки. Какие-то нарушения лечатся лучше травами и иглотерапией, какие-то – современными фармакологическими препаратами. Сочетание новейших технологий и достижений научной медицины с индивидуальным подходом и методами древней восточной медицины – это и есть, по моему мнению, ключ к будущему.
– Расскажите, пожалуйста, о сегодняшней Вашей деятельности. Чем сегодня занята врач, ученый, автор книг на медицинские темы для широкого круга читателей?
– Сейчас я все больше задумываюсь о необходимости профилактического подхода к медицинским проблемам. Нынешняя пандемия продемонстрировала очень ярко, что каждый человек сам в ответе за свое здоровье. Поэтому нужно людей учить быть здоровыми. Собираюсь и дальше писать статьи и книги на эту тему. Продолжаю изучать и внедрять в свою практику новые методики, так как восточная медицина, особенно корейская, стремительно развивается, используя новейшие технологии.
– Если не секрет, как Вы сами поддерживаете свое здоровье? Может, занимаетесь (занимались в прошлом) йогой или у вас есть другие оздоровительные системы, которых Вы придерживаетесь? Есть ли у Вас какие-то жесткие правила, которые Вы никогда не нарушаете?
– Стараюсь поддерживать физическую форму разными способами, в том числе ухаживая за нашим небольшим садом. Считаю, что домашняя работа обеспечивает женщинам достаточную физическую нагрузку. Только по внутридомовой лестнице между этажами вверх-вниз за день раз 10-15 поднимаюсь-спускаюсь. До карантина по выходным выбирались на пешие прогулки в горы. По настроению занимаюсь йогой и бодифлексом, правда, регулярно это делать не всегда получается.
– Читая Ваши статьи, ловлю себя на мысли о том, что Вы один из немногих врачей, который считает, что самым главным лекарем для себя является сам человек. Когда уже не на что рассчитывать, можно уповать только на то, есть ли еще внутренние силы у самого пациента. Так ли это? Или мне показалось?
– Восточная медицина учит, что изначально в каждом человеке заложено определенное количество энергии. В течение жизни мы ее тратим и восполняем. Восполняем энергию правильным питанием, положительными эмоциями. А расходуем особенно много, испытывая страх и злость. Дефицит энергии приводит к болезням. Желательно не растрачивать энергию впустую. У меня нет каких-то жестких правил. Стараюсь жить в согласии с окружающим миром, получать удовольствие от самой жизни. Советую трудоголикам почитать книгу П. Акста «Ленивые живут дольше», где принцип экономии энергии восточной медицины объясняется с точки зрения западной. Там есть много полезных советов на предмет того, чтобы не растрачивать себя по пустякам.
– Зная многих врачей, замечаю, что мало кто может позволить себе иметь хобби. Есть ли хобби у Вас? Или все крутится вокруг медицины?
– Хобби у меня несколько. Например, в свободное время я занимаюсь ладонной дерматоглификой. Это почти забытый метод диагностики врожденных психо-физических особенностей личности на основании анализа ладонных узоров и отпечатков пальцев. Данный метод я изучала и применяла при исследовании наследственных заболеваний кожи при подготовке кандидатской диссертации. После ее защиты мне стало интересно изучить дерматоглифическую диагностику врожденных талантов и способностей у детей, свести в систему разрозненный обширный материал, накопленный исследователями во всем мире. Надеюсь, что смогла помочь примерно 2000 детей и подростков сделать правильный выбор своей будущей профессии.
– Ваша профессиональная деятельность тесно связана с Кореей. Можете ли подробнее рассказать о Вашей связи с медициной в Корее? Чем она в корне отличается от нашей, от медицины Европы? Почему к врачам Кореи больше доверия, чем к нашим врачам? Знаю много случаев, когда безнадежным больным южнокорейские врачи возвращали жизнь, пусть и за баснословные деньги. Но в этом случае, как говорится, здоровье дороже любых денег.
– Я изучала иглотерапию в Сеуле и могу с уверенностью сказать, что корейская традиционная медицина постоянно развивается и совершенствуется, сохраняя тем не менее свои основополагающие древние принципы. В этом, наверное, и залог того, что к ней такое доверие, что там все на высшем уровне. Даже сегодняшняя ситуация там полностью под контролем. Хотя Корея ведь сразу после Китая была в первых «пострадавших»! Однако там и средств на борьбу хватает, и никакого ажиотажа с лекарствами не было. Население спокойно выполняет требования врачей, и никаких штрафов, например, за не ношение масок нет. Все послушны, все всё понимают…
Мне не очень нравится коммерциализация южнокорейской медицины и медицины вообще, но с общемировыми тенденциями, как говорится, не поспоришь. К тому же в Корее пациент действительно знает, за что платит и уверен, что для его выздоровления будет сделано все возможное. Ну а наша медицина находится в таком глубоком кризисе, что, увы, ее даже не сравнить с корейской…
– Хочу обратиться к Вашим строкам: «Эпидемия уже показала нам, что не стоит надеяться на науку, медицину и государство. Наше здоровье в наших собственных руках! И это главный урок, который мы должны усвоить, если хотим остаться жить на этой земле». Сегодня мы поняли, что здоровье только в наших руках, что это уже не лозунг, не просто слова. Мы стали за это время сильнее. Вернее, тот, кто не был застигнут врасплох, кто помоложе, поздоровее, у кого был накоплен кое-какой запас прочности. А кто уже дошел до вируса с букетом болячек? Что ему делать?
– Вообще, по моим наблюдениям, от коронавируса больные в некоторых случаях выздоравливали не благодаря, а вопреки лечению, протокол которого существенно менялся аж 11 раз! Даже очень тяжелые пациенты выздоравливали за счет мобилизации внутренних ресурсов. Так что – силы есть у каждого и на них можно рассчитывать. Сейчас действительно пришло время начать укреплять здоровье. Хотите жить – начинайте заниматься физкультурой, правильно питайтесь, позитивно мыслите и закаляйтесь. Другого выхода сегодня нет. Настала пора задуматься о своем образе жизни, о том, что мы сами делаем для того, чтобы быть здоровыми, готовы ли мы отказаться от каких-то излишеств, например, ради своего здоровья. Не буду перечислять, но даже лишний раз съесть полезный фрукт вместо тортика, пройти по парку несколько километров вместо просмотра сериала – это все идет в вашу личную копилку оздоровления. Просто нужно постоянно помнить об этом и еще о многом другом, когда мы вредим своему здоровью. Врач должен лечить и спасать, а здоровьем своим каждый должен заниматься сам.
– Ирина Константиновна, мне кажется, Вы очень строгий, самодисциплинированный человек. Наверное, Вашим ближайшим родным, в хорошем смысле этого слова, достается от Вас? Желая им здоровья, Вы ведь не можете не воспитывать их в духе здорового образа жизни. Или они сами идут к Вам за советами, слушаются Вас?
– Что касается самодисциплины. Наверное, профессия обязывает. В остальном мне повезло, потому что в нашей семье все придерживаются в целом здорового образа жизни, занимаются спортом и поддерживают друг друга. Поэтому советы близким я даю редко – только если просят. Скорее, многому сама учусь от своих родителей, которые сохраняют бодрость и активность в возрасте далеко за 80; от супруга, например, который до сих пор участвует и побеждает в спортивных состязаниях ветеранов по борьбе и плаванию; от сына – чемпиона Универсиады Западного побережья США по дзюдо. Так что не им, а мне приходится тянуться за ними.
– Мне очень понравились Ваши слова в одной из публикаций: «…Я прошу и призываю всех срочно заняться оздоровлением организма с использованием доступных натуральных природных средств: утренняя зарядка и прогулки на открытом воздухе, закаливание и полноценное питание. Здоровый закаленный организм способен эффективно бороться с любыми вирусами без лекарств!». Ирина Константиновна, но вот только может ли наш изнеженный человек заняться решением вопросов здорового образа жизни срочно? Если да, то с чего начать? Времени бывает, увы, мало.
– Профилактику вирусных инфекций я бы советовала начать с закаливания. На дворе лето – начните с зарядки во дворе, водных процедур и так далее. И еще. Вы не будете заражаться ОРВИ, или переболеете в очень легкой форме, если будете каждое утро натощак выпивать стакан холодной воды из холодильника. Начинать следует с воды комнатной температуры и постепенно в течение 2-3 недель снижать ее до температуры холодильника (+4 градуса). Еще существуют точки для повышения сопротивляемости к любым инфекциям. Они расположены под основанием ногтей 4 и 5 пальцев. Можно прикрепить на эти точки с помощью лейкопластыря зерна гречки и носить их постоянно, время от времени меняя. Проверено, это помогает не заразиться в разгар эпидемии гриппа! Попробуйте.
– Немного странно прозвучали слова из уст телеведущей Малышевой: «Этот вирус – чудо. Он не трогает наших детей». Однако вирус действительно щадит детей, и мы хоть в этом себя чувствуем в моральном плане получше, ведь действительно страшнее страданий ребенка нет. Но, наверное, этот факт говорит еще и о том, что нашим детям отпущено время на то, чтобы они уже сегодня поняли, что скоро повзрослеют, а до этой поры нужно копить здоровье – этот вирус так быстро от нас не уйдет?
– Я не считаю, что мы беззащитны перед вирусами, и COVID-19 вовсе не самый страшный из них. Тяжелое течение наблюдается в основном у пожилых, у страдающих хроническими заболеваниями, у медиков, которые продолжают работать, потому что некому их сменить, у трудоголиков, привыкших переносить грипп на ногах. Опасные коронавирусные инфекции возникают с примерной частотой 5-7 лет. Но со столь заразным вирусом мир столкнулся действительно впервые.
Понятно, что практически любая болезнь – горький урок. Что такое для человечества нынешний вирус, который несравним ни с каким ранее известным? Казалось бы, с гриппом человечество уже давно научилось бороться. Оказывается, нет. Это не чума, не тиф… Это грипп с новым обличьем. Он окреп со временем и явился в первую очередь за нашими стариками… Однако страшно то, что мы не можем надеяться ни на вакцину, ни на открытие какого-то нового лекарства, каким в свое время был для человечества антибиотик.
Опыт предыдущих эпидемий показывает, что со временем любой вирус ослабевает и к нему вырабатывается коллективный иммунитет. Гораздо больше меня лично волнует проблема нарастающей устойчивости микробов к антибиотикам, которая сделает многих из нас беззащитными перед простыми инфекциями. Так что укреплением здоровья заниматься придется. Карантин вводится именно для того, чтобы защитить наших стариков и хронически больных людей. Поэтому необходимо носить маски и соблюдать социальную изоляцию. Мы уже много узнали об этом вирусе, выработали основные принципы лечения. Ученые всего мира напряженно работают над поиском лекарств и вакцины. Будем надеяться, что их усилия принесут плоды.
– Наверное, Ирина Константиновна, и медицина к человеку, и государство к человеку должны изменить свое отношение, то есть тоже извлечь уроки? Как Вы думаете?
– Очень надеюсь, что правительство извлечет уроки из пандемии и изменится к лучшему отношение к медикам, к практической медицине и к медицинской науке. Положительные сдвиги проявляются уже в том, что финансисты и экономисты стали наконец прислушиваться к мнению ученых, специалистов и народных масс, а «деятельных» бездельников вытесняют «кризисные» управленцы и крепкие «хозяйственники».
– Спасибо. Думаю, что мы сегодня с Вами больше подняли вопросов, больше их взбудоражили, чем оптимизма внушили. Но все-таки скажите, хоть в чем-то можно найти оптимизм? Когда-то наша жизнь вернется в прежнее русло?
– Надеюсь, что эпидемия COVID-19 закончится следующей весной. Экономические последствия, думаю, будут ощущаться еще год после этого. Нужно набраться терпения и с пользой провести это время. По любому, наша жизнь сильно изменится. Через некоторое время мы привыкнем жить в новой реальности и дай Бог, чтобы этот переход обошелся без революций и войн!
А пока… Всем желаю здоровья!
– Спасибо, Ирина Константиновна. Вас, как всегда, полезно было послушать.
Тамара ТИН