Вопросы ядерной безопасности на Корейском полуострове находятся в фокусе внимания мирового сообщества, так они остаются самыми непредсказуемыми и отличаются сложными отношениями не только между двумя корейскими государствами, но и другими ядерными державами, имеющими свои стратегические интересы в регионе. Острой международной проблемой остается практика совместного использования ядерного оружия странами НАТО (nuclear sharing), которая предполагает возможность размещения тактического ядерного оружия южнее 38-й параллели и использования личного состава южнокорейских военно-воздушных или военно-морских сил, транспортных средств и другой инфраструктуры для американского ядерного арсенала. Вашингтон утверждает, что эта практика эффективно действует уже в десятилетия в некоторых странах Западной Европы и в Турции. Суть ее заключается в том, что контроль и использование ядерным орудием выведены из полномочий стран-союзниц США по НАТО и ядерная кнопка находится только в руках президента Америки.
Страны, владеющие ядерным оружием
Россия ни в период Холодной войны, ни после ее окончания не смогла противодействовать в должной мере американскому ядерному оружию на территории государств, не обладающих собственным ядерным арсеналом.
Однако в последнее десятилетие Россия стала постепенно возвращать свою былую военную мощь, основанную на развитии экономики и новых технологий, включая военно-промышленный комплекс. Как следствие Москва вернулась к проблеме несовместимости совместных ядерных миссий НАТО (СЯМ. nuclear sharing) и существующего режима ядерного нераспространения. Безусловно, в активизации политики противодействия американской программе совместного использования ядерного оружия играет развернувшаяся торгово-экономическая война между КНР и США и сближение на внешнеполитической арене Пекина и Москвы.
По данным Nuclear Threat Initiative, на территории Европы размещено около 150 американских тактических бомб B61. Шесть объектов с ЯО США размещены в пяти странах: Бельгии (10-20) (база Kleine Brogel), Германии (10-20) (база Büchel Air Base), Италии (60-70) (базы Aviano Air Base и Ghedi Torre Air Base), Нидерландах (10-20) (база Volkel Air Base) и Турции (60-70) (база Инджирлик)
Помимо России программой совместного использования ядерного оружия НАТО обеспокоен ряд других стран, расположенных в различных регионах планеты: Иран, Казахстан (косвенно), Китай, Куба, Сирия (косвенно), Филиппины (косвенно) и ЮАР (косвенно). Против совместных ядерных миссий НАТО выступают международные организации, в том числе такие представительные, как Движение неприсоединения (ДН), Организации договора коллективной безопасности (ОКДБ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), партнеры России по БРИКС. Однако со схожей с Россией позицией по свертыванию СЯМ последовательно выступает только Китай.
В настоящий момент Москве необходимо активизировать работу по продвижению политики по СЯМ НАТО среди своих союзников и партнеров.
Россия призывает участвующие в совместном использовании ядерного оружия страны НАТО отказаться от совместных ядерных миссий. Об этом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров «Полагаем неприемлемым сохранение противоречащих Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) «совместных ядерных миссий» НАТО. Американское ядерное оружие должно быть возвращено на территорию США, а зарубежная инфраструктура для его развертывания - ликвидирована», - сказал Лавров в обращении к участникам женевской Конференции по разоружению. ( Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на Конференции по разоружению в рамках сегмента высокого уровня, Женева, 25 февраля 2020 года. https://www.mid.ru/foreign_policy/international_safety/regprla/-/asset_publisher/YCxLFJnKuD1W/content/id/4058832
Однако к призывам Москвы в Вашингтоне оставались глухи и продолжали развивать программу СЯМ. В 2017 г. было объявлено, что США планируют провести модернизацию существующих бомб B61 до 12-й модификации в рамках программы продления срока службы данного типа бомб. Программа позволит сохранить в арсенале эти авиабомбы на ближайшие 20-30 лет. Модернизация стоимостью 10 млрд долларов начнется в 2020 г., после чего авиабомба В61-12 заменит используемые сейчас модификации. Поставить на вооружение новые бомбы В61-12 планируют к 2024 г. Они будут обладать улучшенными тактико-техническими характеристиками, прежде всего высокоточной системой наведения.
Москва ответила указом президента Владимира Путина от 2 июня 2020 гола под названием «Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания». Критерии применения Россией ядерного оружия остались прежними, как в военной доктрине 2010 года: Москва может его применить в ответ на нападение на нее или ее союзников с использованием ядерного оружия или другого оружия массового поражения либо в случае агрессии с обычным оружием, если «под угрозу поставлено само существование государства». Однако ранее этот документ не публиковался. Впервые западные политики и военные могли ознакомиться с оригиналом официального документа, в котором указывается политика сдерживания, направленная против размещения ПРО в космосе, наличия у государств ядерного оружия и средств его доставки, бесконтрольного распространения ядерного оружия и размещения его и средств доставки на территории неядерных государств.
В контексте темы очерка стоит обратить внимание на два ключевых принципа применения Россией ядерного оружия: во-первых, в случае нападения на нее или союзников любыми видами оружия; во-вторых, для сдерживания размещения его и средств доставки на территории неядерных государств.
В статье, опубликованной в прошлом номере газеты «Коре ильбо» говорилось о том, что оппозиционная партия Южной Кореи «Кунмин-ый хим» (Сила народа) и ее предшественница – партия «Свободная Корея» добиваются размещения в стране тактического ядерного оружия Соединенных Штатов, которое было выведено из страны в 1991 году. Это уже не первое заявление подобного рода. Призывы вернуть американское ядерное оружие звучали в консультационном совете при президенте Кореи еще в октябре 2016 года - многие в стране надеялись, что с приходом Трампа и растущей угрозой со стороны КНДР это станет возможным.
Если оппозиция сменит нынешнюю администрацию Южной Кореи и Вашингтон с Сеулом придут к соглашению о совместном использованием ядерного оружия по формуле НАТО, то какой будет реакция Москвы и Пекина? Закончится ли все словесными протестами и призывами соблюдения международных договоренностей? Или достижением подобного соглашения с Северной Кореей, Вьетнамом или Монголией о размещении российского или китайского ядерного оружия, использование которого будет в руках Москвы или Пекина?
Герман КИМ, д.и.н., профессор,
директор Института азиатских исследований КазНУ им. аль-Фараби.