В здании Almaty Gallery состоялось торжественное открытие фотовыставки «Біз», посвященной Дню памяти жертв политических репрессий 1920-1950-х годов. Мероприятие подготовлено по инициативе городской Комиссии по полной политической и юридической реабилитации жертв политических репрессий при акимате Алматы и фонда Shon. Цель выставки – привлечение интереса казахстанцев и гостей нашей страны к истории депортации и насильственных переселений на территорию Казахстана, пострадавших от действовавшего в то время режима людей через призму изучения личных дел каждого из них – то есть всех тех, кто безвинно попал под жернова репрессий.
На открытии фотовыставки присутствовали и выступили ученые, преподаватели вузов, члены Комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий при акимате Алматы, представители общественных организаций, СМИ, интересующиеся историей города алматинцы.
Экспозиционными материалами выступили архивные фото документы репрессированных граждан, взятые из личных дел, которые были сделаны в те годы с целью обеспечить идентификацию и распознавание лиц для правоохранительных органов. Пожелтевшие от времени архивные документы проливают свет на многие факты, которые поистине представляют большую историческую ценность для нашей страны.
– Все эти и другие материалы, которые, возможно, никогда не увидит ни одна выставка (похожих дел и судеб очень много и каждая несчастна по-своему), семь десятилетий хранились в архивах под грифом «совершенно секретно», многие даже пришли в негодность, большинство сегодня с трудом читаются и разбираются, так как написаны они были чернилами, иногда карандашом, которые со временем выцвели, – рассказывает куратор фотовыставки Алия Болатхан. – Материалы совсем недавно получили возможность доступа к ним ученых, историков. Поэтому, конечно, раньше мы были очень ограничены в своих действиях. К тому же не было и официального статуса рассекречивать документы. Теперь он у нас есть. Мы очень рады и за то, что у посетителей выставки, интересующихся историей, у родственников, пострадавших от жесткого режима тех лет, благодаря этому мероприятию появилась возможность через документы прояснить для себя многое из того непростого времени. А ведь это было по меркам истории совсем недавно и происходило в нашем городе.
Из огромного материала, которым располагает сегодня комиссия, на фотовыставку было отобрано более 300 фотографий, которые хранились в архивах. Благодаря экспозиции у интересующихся историей того периода посетителей появилась возможность из документов узнать, каково это было быть спецпоселенцем, каково это отбывать наказание человеку невиновному. И каково это жить под постоянным контролем за каждым шагом в то время, когда позади война, впереди, казалось бы, светлое будущее.
Вот портрет уже немолодого мужчины и рядом краткое письмо с изложенными фактами, говорящими о том, что всей своей жизнью человек давно уже заслужил «прощение» властей, их доверие.
«…Мне уже 74 год, – пишет автор, словно призывая к милосердию, – Я являюсь потомственным рабочим (отец, дед, прадед были потомственными рабочими рыбной промышленности). Имею 65-летний трудовой стаж, 50 из них проработал на рыбных промыслах. Несмотря на свой преклонный возраст, продолжаю работать. В 1943 году при ликвидации Калмыцкой АССР был выслан в Казахстан. Мой сын во время войны погиб за Родину. Я до сих пор состою на спецучете в органах МВД. Прошу отменить это наказание…»
Вот еще одна история.
Преподаватель КазГУ, крупный ученый, монголовед, специалист по древнетюркской письменности, чьи знания так пригодились бы тем, кто сидел в те далекие 50-е годы в студенческих аудиториях, с клеймом спецпоселенца по причине своего состояния остался без работы и на его место взяли преподавателя неспециалиста в этой области, но с «чистой» биографией. Он обращается к властям лишь с одной просьбой – не лишать его любимого дела.
Вот юная девушка просит разрешения поступить в медицинский вуз с одной только целью служить верой и правдой своему народу. Она готова побороться за право учиться в вузе со своими сверстниками, она готова учиться добросовестно и даже самоотверженно. Только бы разрешили, только бы не отказали. Пусть на правах спецпоселенки, пусть на тех же условиях жизни под контролем. Только бы учиться!
И подобных дел много. Люди преклонного возраста, лишенные права без разрешения, без выданного документа-пропуска под названием «маршрутный лист» навестить родственников в 30 километрах от них, выпрашивают разрешения. Из района Малой станицы для того, чтобы съездить на базар, нужен был пропуск, то есть маршрутный лист. Правда, трудно себе представить такое?!
Девочка просит дать такой маршрутный лист, чтобы навестить бабушку. Муж умоляет о разрешении воссоединиться с женой, которая такая же как он спецпоселенка... Маршрутные листы, письма, записки, объяснительные, уголовные дела и за побеги, и за невинные опоздания на несколько часов. Все это на фотовыставке, которая говорит языком документов, языком фактов и свидетельств из конкретных человеческих биографий.
– Работая над материалом, изучая материалы сотен судеб, мы во сне видели лица людей того времени, – рассказывает руководитель рабочей группы, доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений и мировой экономики КазНУ имени аль-Фараби Мара Шаукатовна Губайдуллина.– Они такие же как наши современники, как мы с вами. У них те же мечты, те же заботы и тревоги. Однако эта выставка, по сути, первая ласточка в категории под названием «спецпоселенцы». Эта категория на фоне репрессированных по печально известной 58-й статье смотрелась относительно благополучно, так как спецпоселенцы не сидели в тюрьмах, не отбывали в лагерях своих сроков. Однако получая этот статус, они полностью теряли другой, пожалуй, самый важный для любого человека – статус гражданина. Срок этого состояния не оговаривался никак. Семья спецпоселенца – жена, родители, дети подросткового возраста тоже подпадали под его статус, на них открывалась отдельная папка личного дела.
Сегодня, оглядываясь в прошлое нашей страны, ставшее тяжелым периодом в отечественной истории, мы извлекаем важный опыт, который усиливает внутреннюю потребность ценить то, что мы имеем сегодня, не повторять ошибок для сохранения и развития независимого Казахстана. Каждый человек, являясь представителем той или иной культуры, внес свой неизгладимый вклад в формирование общества, создавая единую и неповторимую культуру настоящего. Вот о чем рассказывает эта выставка. И я очень рада, что документы стали не только материалом для исследований. Они стали достоянием алматинцев, которые интересуются историей своего города. Ведь в развитие города вложен труд и той категории граждан разных национальностей с клеймом спецпоселенцев. Среди многочисленного контингента поселенцев были люди, вложившие свой труд и умения в становление индустрии Казахстана, его экономику, строительство городов, в их неповторимую архитектуру, включая Алматы, в сельское хозяйство. Было среди них очень много людей творческих профессий…
Имена тех тружеников так и остались неизвестными, многие из них были реабилитированы уже в 60-е, многие по причине того, что некому за них походатайствовать (родственников не осталось) так и остались в списке неблагонадежных. Благодаря комиссии и вот этой фотовыставке с документами и в нашей памяти воскреснет то тяжелое время – для многих несправедливое, для многих смутное, для многих оказавшееся роковым.
– Мой папа кореец, – говорит дизайнер выставки Мария Ли. – В далеком 37-м, его семья была депортирована в Казахстан. Поэтому то тяжелое прошлое других пострадавших мне понятно, и я его переживаю, как трагедию родных мне людей.
– Эта фотовыставка ценна тем, что она заставляет задуматься о вечных ценностях человеческой жизни, – говорит куратор, оглядываясь на прошлое страны, ставшее тяжелым периодом в отечественной истории. – Мы извлекаем важный опыт, который усиливает внутреннюю потребность ценить то, что мы имеем сегодня, не повторять ошибок прошлого, ведь без него, как известно, нет будущего.
Выставка продлится до 1 июля. Поспешите в Almaty Gallery.
Тамара ТИН