Межкорейские отношения вновь сильно обостряются. Начиная с июня месяца, риторика со стороны Северной Кореи обретает все более жесткую форму. Деятельность, ранее направленная на сближение с Южной Кореей, сегодня расценивается Пхеньяном как «враждебная работа». Север во всеуслышание заявляет, что «мы пойдем до конца», а также предпринимает конкретные шаги, направленные против южного соседа. Подобные действия вызывают сильную обеспокоенность у всех, кто желает мира на Корейском полуострове.
Чем можно объяснить подобное поведение Северной Кореи? Многие южнокорейские эксперты, журналисты, а также представители общественности считают, что таким образом Север пытается «сорвать свой гнев» на Южной Корее за поведение США, в частности и за неудачу саммита в Ханое, проходившего в феврале 2019 года. Также существует мнение, что власти Северной Кореи, усиливая эскалацию, пытаются отвлечь население от внутренних проблем, которые усугубились из-за экономических санкций и пандемии коронавируса, и переключить внимание на внешнего врага. Исходя из этого, теперь многие сомневаются: на самом ли деле Северная Корея является партнером и искренне желает сотрудничества и мирного развития событий?
Между тем, думается, что приведенные выше причины не совсем объективны. Во-первых, утверждение о том, что Север якобы «срывает свой гнев» на Южной Корее из-за того, что не может напрямую выступать с критикой в адрес США, не совсем верно. Все являются свидетелями того, как в ответ на действия США Пхеньян проводил испытания водородной бомбы, запускал межконтинентальные баллистические ракеты, угрожал безопасности острова Гуам, а также выступал с критикой в адрес Трампа, называя его «из ума выжившим стариком». То есть Северная Корея предпринимает реальные контрмеры действиям США.
Напомним, что в 2017 году Дональд Трамп пригрозил Северной Корее полным уничтожением, но после обнародования последней государственной программы о ядерном вооружении ситуация поменялась. Может быть, США недооценивали Северную Корею и ту опасность, которую она реально представляет..?
Во-вторых, утверждение о том, что власти КНДР пытаются переключить внимание населения от внутренних проблем на «внешнего врага», тоже не находит подтверждения. Прежде всего, мы точно не знаем, какова реальная социально-экономическая ситуация там на сегодняшний день. Существует предположение, что санкции плюс коронавирус усугубили положение, и экономика находится в очень сложной ситуации. Но, с другой стороны, удельный вес внешней торговли в экономике Северной Кореи составляет менее 20%. Поэтому даже значительное уменьшение торгового оборота с другими странами, прежде всего с Китаем, не оказывает сильного влияния на экономику. Кроме того, в противовес санкциям, в стране увеличивается удельный вес отечественного производства. Например, уголь, который являлся основным экспортным товаром, в настоящее время направляется на нужды внутреннего рынка. Мало того, существует парадоксальное мнение, что жесткая «экономическая блокада» минимизировала влияние коронавируса внутри страны.
В последнее время в Северной Корее чуть ли не каждый день проходят митинги, и это наводит на мысль, что ситуация с коронавирусом в стране находится под контролем, иначе власти принимали бы жесткие карантинные меры.
Между тем, конечно, пока сложно назвать истинные причины такого поведения Северной Кореи и кардинального изменения ее курса по отношению к Югу. Но определение в качестве главных причин желание «отыграться» на Южной Корее из-за США и якобы отвлечение населения от внутренних проблем представляются не совсем убедительными, поэтому необходимо искать рациональные пути выхода из сложившейся ситуации.
Можно предположить, что нынешние действия Северной Кореи вызваны тремя объективными причинами. Первая – это ограниченные посреднические возможности правительства Мун Чжэ Ина. Так, согласно договоренностям, достигнутым на встрече лидера КНДР Ким Чен Ына и президента США Дональда Трампа в Сингапуре, был демонтирован ядерный реактор в Йонбене. Однако в обмен Пхеньян не получил послабления санкций, хотя договоренность об этом была достигнута
на переговорах глав правительств Юга и Севера в Пхеньяне в сентябре 2018 года. Также двусторонний саммит на высшем уровне в Ханое между КНДР и США, посредником в организации которого выступал Сеул, закончился неудачей.
Второе – это продолжающиеся совместные военные учения США и Южной Кореи и использование при этом новейших систем вооружения. Фактически Вашингтон и Сеул игнорировали неоднократные требования Ким Чен Ына прекратить военные учения. И это не могло не вызвать ответной реакции со стороны последнего. Мало того, правительство Мун Чжэ Ина заявило, что, несмотря на мировую пандемию, во второй половине года намечаются еще одни совместные учения США и Южной Кореи.
Третья причина – распространение пропагандистских листовок. В этом Северная Корея видит большую проблему. Хотя эту причину и можно считать не совсем серьезной, но вполне возможно, что именно она стала своего рода спусковым крючком, когда терпение уже закончилось, и действия Севера подогреваются чувством предательства и разочарования. То есть, возникла некая «родственная ненависть».
Конечно, сложившася ситуация очень серьезная и универсального алгоритма по выходу из нее не существует. Пропасть между Севером и Югом продолжает расти, соблюдение ранее достигнутых договоренностей попадают под угрозу срыва.
Существует мнение, что Южная Корея должна пытаться более активно играть посредническую роль между США и КНДР. Но, думается, что это не поможет решить проблему в данной ситуации. У США на сегодняшний день множество внутренних проблем, связанных с коронавирусом, общественными беспорядками, кроме того, приближаются президентские выборы. В данной обстановке администрация Дональда Трампа вряд ли будет уделять особое внимание Серной Корее и пойдет на переговоры. В свою очередь Северная Корея не будет вести «переговоры ради переговоров», а будет требовать конкретных изменений в отношениях.
Вместе с тем правительство Мун Чжэ Ина должно проявлять мудрость и искать пути примирения. Как уже отмечалось, необходимо применять эффективные меры по ограничению распространения листовок, действующих на Северную Корею как красная тряпка, объявить о прекращении запланированных на второе полугодие совместных военных учений. Думается, у Трампа нет причин не пойти навстречу и отменить совместные учения. Тем более что он сам обещал это. Кроме того, сокращение затрат на военные расходы в ситуации, в которой сегодня находятся США, вполне уместно, и такой поступок Дональда Трампа в преддверии выборов будет по достоинству оценен избирателями. Что касается Северной Кореи, подобный шаг, безусловно, способствовал бы «перемене настроения» в лучшую сторону.
В то же время и Северная Корея должна делать шаги навстречу и стараться следовать по пути нормализации отношений. Понятно некоторое разочарование Пхеньяна из-за позиции Юга, но в последующем мирный двусторонний диалог должен быть продолжен.
Тен Ук Сик,
председатель центра «Мирный Network»