Потомственный строитель, юрист, человек увлеченный, быстро подхватывающий новые идеи, легкий на подъем, способный увлечь собственным примером людей, вдумчивый руководитель, упорный в достижении поставленных целей… Наш гость и родом, и душой из Усть-Каменогорска. Вернее будет сказать, его вотчина, его малая родина – край гор и вековых пихт, медовых лугов и магических предгорий. На эти края с небесной высоты взирает сама Белуха (вершина, которую путешественники называют Шамбалой), а в озерах предгорий отражается восточноказахстанское солнце… Евгений Михайлович Пак никогда не забывал, что природа – источник его личного счастья. Он вырос, выбрал из всех профессий труд созидателя, получил два высших образования, за сравнительно короткий период трудовой деятельности добился признания в своем деле. На его счету много объектов, которыми можно гордиться и о которых можно поведать своим потомкам – кстати, у Евгения замечательная, понимающая его жена Татьяна и трое детей. Сегодня он счастлив своим трудом по изготовлению различных продуктов и напитков из самого что ни на есть натурального и целебного уже в своей основе сырья под названием мёд. Его завод прошел много испытаний, чтобы утвердиться с новым брендом «Медовая марка». Продукция, подобной которой в Казахстане пока больше нет, продолжает свой путь к потребителю, неся в себе не только заботу о здоровье, но и попутно занимаясь просвещением населения по части отношения к продуктам, что родом из самой природы.
С этой мысли мы и начнем разговор с нашим удивительным гостем, который, будучи далеким от пчеловодства по образованию, стал руководителем целого пчеловодческого коллектива, выпускающего на основе меда продукты и напитки. Получилось так, что Евгений Михайлович сегодня ворвался на рынок Казахстана не только с экологически чистыми, натуральными напитками и продуктами пчеловодства. Он – за идею не употреблять продукты бездумно, например, потому что они брендовые, привычные. И даже покупая мед, не лишне выяснить, мед ли ты покупаешь или не всегда безопасную для здоровья подделку. Может, нужно почаще задаваться вопросом о том, насколько полезно то, что мы практически ежедневно употребляем в пищу и с пищей. Может, привычный рацион ведет к ухудшению здоровья, и ты сам своим отношением к себе наносишь урон природе собственного организма? Речь идет о целебном напитке, который человек, задумывающийся о своем здоровье и о здоровье своей семьи, уже в недалеком будущем поставит на свой стол взамен газированным, содержащим красители, подсластители и так далее натуральный продукт – с запахом корицы, лимона, гвоздики, душистого перца, на основе проверенного лабораториями меда.
Евгений Михайлович, как это часто бывает с людьми образованными и вдумчивыми, увидел и преподнес людям тот продукт, который в народе существует издавна – правда, как это часто бывает, народ его потреблял в несколько упрощенном виде и в основном для узкого (своего) круга родственников и друзей. Я говорю об известной всем медовухе. В том диком виде, конечно, он был больше сырьем для изготовления, а потому в народе известно множество баек о напитке, говорящем о типичной дикой медовухе, иногда крепленой спиртом, которая сродни фракции самогона под названием первач. Евгений Михайлович, изучив старинные рецепты многовековой исконно русской, африканской и так далее (напиток из меда имеет многонациональные корни) медовухи, облагородил ее прежде всего своим отношением к напитку. То есть его медовуха проходит очень длинный путь всевозможных фильтраций и контролей, например по плотности напитка, прежде чем попасть на стол потребителя.
– У вас на производстве прямо как в медицинском учреждении, Евгений Михайлович!
– Так ведь и речь идет о пищевом экологически чистом, натуральном продукте. Для нас это принципиально – цивилизованный мир уже постепенно отворачивается от всего не натурального. Придем к этому совсем скоро и мы. Мы научимся выбирать и не кидаться на то, что всего лишь сладко, или на то, что ярче блестит.
Старинные рецепты, современные технологии
– У вас уже достаточно большой ассортимент продуктов на основе меда. Но в центре – напитки. Почему? Давайте поговорим коротко о них.
– Как известно, жидкостей, напитков человек употребляет много. Медовуха – слабоалкогольный напиток, который по содержанию алкоголя стоит рядом с квасом, кумысом, например, или с такими кисломолочными продуктами, как «Тан», «Тандем», даже кефир имеет свой градус. Есть у нас уже и покрепче напитки на основе меда. Например, медовое вино «Хани». Но медовуха (этих напитков у нас три вида – «Классическая», «Лимонная» и «Алматинская») – наиболее демократичный что ли продукт, который легко пьется, практически не имеет ограничений, здоровью только на пользу. Его нельзя пить разве что тем, у кого аллергия на мед и составные напитка.
– Медовуха – старинный славянский напиток. Это, насколько я знаю, сброженный мед, если говорить просто. В древние времена он был роскошью, брожение правильно приготовленного продукта могло идти 15, а то и все 20 лет. Позже научились ускорять процесс, продукт удешевили. Но не думаю, что любую медовуху можно брать и пить. Что вы об этом думаете?
– Первое, что сразу хочу сказать о себе, о нашем производстве, у нас есть лицензия и все необходимые сертификаты, соответствующие требованиям к пищевым продуктам. Поэтому нам верить можно. К тому же на этикетке каждого продукта есть наши координаты, то есть мы ответственны, мы не прячемся от претензий, если они будут. Пока мы слышали только благодарности и предложения о новых поставках.
По производству напитка скажу следующее. Нам благодаря современным технологиям готовить его годами не нужно, конечно. Но процесс все равно довольно долгий, требующий постоянного на каждом этапе изготовления контроля специалистов и лаборатории. Чтобы понять наш принцип, нужно начать рассказ с самого начала – с заготовки самой основы, меда для нашего напитка. У нас есть свои пасеки из полутора тысяч ульев, есть и те пчеловоды, которые работают с нами, наши партнеры. Все пасеки находятся в заповедных и экологически чистых местах Восточного Казахстана – в Катон-Карагайском и Шемонаихинском районах. Мед ведь тоже может быть некачественным. Среди пчеловодов есть, к сожалению, те, кто просто пропускает через пчелу сахар и там от меда мало чего есть. Но я, конечно, говорю не о наших пасечниках. Однажды нам предложили из Алматы большую партию в 10 тонн меда по смешной цене. Мы в своей лаборатории сделали анализ, там голимый сахар и медом только пахнет. Отказались, больше не рискуем. Работаем только с постоянными партнерами, которые качеством меда озабочены так же, как мы. Им не интересно нас обманывать, ведь эти люди – наш коллектив. В межсезонье, когда пасека спит, мы обеспечиваем их работой на своем заводе и оказываем помощь с приобретением всевозможных материалов для пчеловодства, помогаем лекарствами для пчел. Так что честно работать вместе сегодня выгодно всем. Наши лаборатории постоянно следят за чистотой принятого продукта, и дальше в ходе производства контроль за его качеством продолжается. Если коротко, процесс начинается с того, что из меда и воды (меда примерно 200 граммов на литр уходит) варится так называемое сыто, которое постоянно помешивается и с него нужно так же постоянно снимать пенку. Затем сахаромер измеряет плотность содержимого, 14 дней уходит на выбраживание, добиваемся определенного градуса, добавляем необходимые натуральные ароматизаторы (имбирь, лимон и т.д.) и после трехэтапной фильтрации в помещении со специальным стерильным оборудованием разливаем напиток в стеклянные бутылки, и на склад.
По устам текло и …в рот попало
– Скажите, Евгений Михайлович, как вы нашли в себе мужество так круто свернуть со своей в общем-то очень даже благополучной профессиональной стези? Там же комфортнее и рисков нет, в профессии строителя вы давно уже самоутвердились.
– Много чего сыграло свою роль. Был соблазн и в чем-то новом себя испытать, попробовать себя в деле, которое принесет в итоге продукт, который не только приносить принесет, но и будет необходим людям, поможет многим справиться с проблемами со здоровьем. В этом деле мне было интересно все. Долго изучал старые рецепты, пробовал сначала сам. Самый первый опыт меня разочаровал. Помню, я купил совсем недешево в красивой упаковке набор для медовара. Инструкция была внутри пакета, и я купился на обещание продавца: мне сулили, что, мол, купишь пакет и там все есть для того, чтобы сделать медовуху. Когда я открыл пакет, то обнаружил там совсем небольшое количество засахаренного меда, хмель непригодный для качественного напитка, 5 граммов дрожжей. Мне все это даже не пригодилось. Пробовал методом тыка. Помню свои самые первые опыты, когда ведер пять сбраживалось у нас в квартире. Жена чуть из дома не выгнала, а потом, удивляясь, спрашивала: «Неужели ты думаешь, мы все это выпьем?» Выпили.
Мед всегда мне был интересен, с раннего детства. Наверное, это давняя мечта проснулась и я начал действовать. Помните в сказках: «И я там был, и мед я пил. По устам текло, в рот не попало» или «от бруска до бруска» – поговорка родом из пасеки. Или вот еще: «Хорошая матка сеет от бруска до бруска». Это значит, крепкая будет семья. А вот возьмите пословицу – ложка дегтя в бочке мёда. Это же в аккурат из традиций, когда деготь может испортить весь мед, а может вытянуть из него все плохое… Кстати, когда на Руси рождался ребенок, заготавливали 2 две бочки медовухи. Когда приходило время женитьбы, одну выкатывали гостям, а вторую оставляли молодым, чтобы они ее пили в заботе о своем здоровье и о потомстве. Кстати, мы тоже рекомендуем свои напитки тем, кто хочет забеременеть и родить здорового малыша. У нас же много сейчас бездетных пар. Бывали случаи, когда нас благодарили. Но это только рекомендация.
– Если вернуться к вашей новой профессии, наверное, и за истинного производителя ценного натурального продукта, каков есть в ваших краях, тоже было обидно?
– Конечно! Сегодня натуральному продукту трудно дойти до истинного ценителя. Ведь лаборатории есть не у всех, а подделок уйма! Слышали, наверное, понятие «цыганский мед». Так вот сегодня многие нечестные производители просто научились подделывать мед. Продают они его дешево – натуральный мед столько, конечно, стоить не будет. Население, купившись на цену, берет его. Что в этом случае делать пасечникам, как выживать со своим ценным натуральным продуктом? Так вот, наш завод без такого продукта работать не будет и, конечно, мы будем искать таких производителей меда, которым со своей честностью тоже непросто выживать сегодня. Мы свою марку будем держать и нацелены в будущем на расширение видов необходимой продукции от пчеловодства населению. Это интересно тем, кто нацелен на конечный результат в полном смысле этого слова
Когда закон не запрещает, но и не разрешает, хорошо быть юристом
– Понятно, что прошедший такие уровни очисток напиток сегодня приобрел свое исконное назначение. Старинный, незаслуженно забытый, да еще в таком медовом краю, как Алтай. Вы его возродили. Но неужели до вас не было желающих это сделать?
– Конечно, были! Но, столкнувшись с бюрократическими препонами чиновников, многие опускали руки. Более того, когда мы, настойчиво преодолев эти препятствия, вышли к потребителю и сейчас наша продукция уже протоптала путь и в Россию, и в Китай, и в Киргизию, и в Узбекистан (не было бы пандемии, связей было бы больше!), имеет много отзывов со стороны самых изысканных потребителей, ко мне то один пчеловод подойдет, то другой. Спасибо, говорят, что довели идею до воплощения! Мне это, конечно, приятно. Ведь то, что мы вышли на рынок с таким продуктом, откроет дороги для многих, кто хочет заниматься реальным делом, выпускать продукт, достойный уважения.
– Если бы вы сказали, что обошлось без борьбы и самоутверждения, я бы не поверила. И все же, в чем была основная борьба? Была ли мысль отступить?
– Мысли такой я не допускал, наверное, еще и потому, что привык добиваться своего. Тем более что свой продукт я уже видел, пробовал, был в нем абсолютно уверен. Не допускал такой мысли потому еще, что к трудностям продвижения был готов, много раз слышал от опытных пчеловодов: «Не дадут, не позволят, нет такого закона». Но я же и сам юрист! Действительно, в законодательном смысле пришлось мне быть где-то первопроходцем. Медовуха ведь не входит в классификатор подакцизной алкогольной продукции. Вот в чем дело! Пришлось обращаться за разъяснением в Палату предпринимателей (спасибо им!), в министерства, в другие организации. Не все из них брались за мой вопрос. В статье 5 закона РК «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» не говорится о медовухе как об алкогольной продукции. Мы пошли по принципу «что не запрещено, то разрешено». И доказывали чиновникам, что согласно другим документам медовуха не относится к ликёроводочным продуктам – это не алкогольная, а натуральная продукция, сравнимая, например, с кумысом, который также имеет градус, но в него не добавляют спирт… Так нам удалось сделать свои первые шаги, сертифицировать свой продукт и отстоять свои права на место под солнцем.
– Резюмируя сказанное, хочу спросить, что сегодня является основным предметом вашей гордости?
– Ответить на ваш вопрос и сложно, и просто. У нас уже есть налаженное производство в виде пока небольшого цеха по выпуску продукции. Мы нашли оптимальный вариант технологии, который, кстати, утвержден Национальным центром экспертизы Республики Казахстан. Вся наша продукция сертифицирована, соответствует ГОСТам. Мы продолжаем различные исследования, касающиеся пользы продуктов, собираем и анализируем отзывы, для того чтобы расширить ассортимент, улучшить качественные показатели продукции. Самое главное – мы не добавляем в свои напитки сахар, спирт, красители и консерванты. Этим мы выгодно выделяемся среди коллег.
– Что в мечтах?
– Мечтаем выйти на зарубежные рынки сбыта, конечно.
Вы слыхали, как живет пчела?
– Скажите, Евгений Михайлович, наверное, вы теперь сами до мозга костей пчеловод и знаете об этих наших маленьких друзьях человечества много того, чего мы не знаем. Что вас больше всего поражает в природе пчел?
– Я уже говорил, что всегда интересовался пчелами, это у меня было своеобразное такое хобби. Сейчас у меня много друзей, которые понимают в деле пчеловодства буквально все. Это большие труженики, с которыми интересно познавать мир пчелы. Я со временем стал понимать еще одну истину: наша природа близка природе пчел. Температура ее тельца почти как у нас – равна 36 градусам. Помимо того, что все продукты пчеловодства, без исключения, полезны для человеческого организма, мед пчелы близок к составу плазмы нашей крови, он без остатка усваивается организмом, находясь еще в полости рта. И еще. Вы слыхали, как живут пчелы? Если сесть около улика летним погожим днем и прислушаться, там музыка жизни. Внутри идет работа, и этот рабочий ритм, оказывается, очень благоприятно влияет на человека, на его психику. В общем, в пчеле сосредоточено столько всего полезного! Мед – это только основной продукт. А сколько в этом улике есть всего для нашего здоровья! Да, я постоянно открываю для себя что-то новое в мире пчел и не перестаю этим миром восхищаться… Кстати, у европейцев мед всегда на столе. В культуре потребления немцев, например, нужно есть мед ежедневно. У нас пока нет такого отношения к продукту пчеловодства №1 из-за нашего невежества. Но – это дело времени.
– А как в вашей семье?
– Мы практически заменили сахар на мед. Я лично даже кофе давно уже пью не с сахаром, а с ложечкой меда. С простудами детей, с ангинами и так далее мы успешно боремся при помощи меда. Кстати, и медовуху использую для лечения. Она и для детей как лекарство. Там же нет спирта. По части меда могу собственным опытом поделиться. Как-то порезался, а рядом ни воды чистой, ни средств для обработки. Был в пакете мед, я просто замазал рану. Кровь остановилась и последствий никаких не было, рана быстро зажила.
– Успешной вам деятельности, Евгений, по продвижению ваших продуктов! Тем более что речь идет о здоровом продукте.
– Спасибо! Приезжайте к нам в гости, попробуйте медовуху нашу и много чего вам покажем из того, что пока в новинках.
– Спасибо!