В то время, как из всех информационных источников потоком льются тревожные новости, порой очень хочется взять в руки хорошую книгу и на время скрыться в каком-нибудь вымышленном мире, где кипят нешуточные страсти, но благородные герои всегда одерживают верх над негодяями. Для нескольких поколений русскоязычных читателей таким миром были книги Александра Грина, которые даже сейчас, через 90 лет после его смерти, любимы и читаемы, а недавно прошедший ежегодный фестиваль выпускников школ в Санкт-Петербурге «Алые Паруса» вновь заставил вспомнить трогательную истории любви и верности, покорившую сердца взрослых и детей. Особенно популярен стал Грин после того, как был снят великолепный одноименный фильм «Алые паруса» с В. Лановым и А. Вертинской в главных ролях.
Сказочный мир Александра Грина гораздо более реален, чем, например, мир мальчика-волшебника Гарри Поттера. Хочу заметить, что в мире Гарри Поттера главное – это просто родиться избранным, с волшебным даром и благодаря своим врожденным способностям легко решать все проблемы! Неудивительно, что это очень удобно, когда для достижения успеха можно особо не заморачиваться ни с учебой, ни с работой!
Произведения Грина несут гораздо больше воспитательного потенциала, показывая силу духа обычных людей, способность учиться на своих ошибках, побеждать, преодолевая всяческие препятствия.
Личность писателя долго оставалась загадочной. Хотя произведения Александра Грина расходились огромными тиражами, о нем очень скупо писала советская пресса. В воспоминаниях современников фактически описывались две разные личности: талантливого писателя и великого мистификатора и вздорного, эгоистичного человека, страдающего сильной алкогольной зависимостью. Подобным раздвоением личности страдали многие талантливые люди, но, пожалуй, Грин своими чудачествами переплюнул многих из них.
Он родился 11 августа 1880 года, в один год со знаменитыми поэтами и писателями Серебряного века – детьми «страшных лет России» – Александром Блоком и Андреем Белым. Его отцом был польский дворянин Стефан Гриневский, которого за диссидентство выслали из Витебска в Томскую губернию. Впоследствии отец будущего писателя остепенился, женился и стал уважаемым человеком – в течение многих лет работал бухгалтером Вятской земской больницы.
Мать будущего писателя Анна Степановна умерла от чахотки, когда ему было 14 лет. Александр был долгожданным избалованным ребенком, воспитанием которого никто всерьез не занимался. Очень рано проявился его неукротимый характер. Вначале за хулиганские выходки его отчислили из первого класса, потом из второго, потом совсем выгнали из школы. Побои, порка, стояние на коленях не помогали. Отношения с окружающими не складывались, друзей не было.
Он продолжил учебу в Вятском городском училище, которое фактически являлось спецшколой для трудновоспитуемых подростков. Отец женился повторно, но в отношениях с мачехой возник такой острый конфликт, что отец отселил Александра.
Самолюбивый, конфликтный, замкнутый подросток очень много читал самой разной литературы. Волшебный мир книг отвлекал его от жестокой действительности, в которой он вынужден был самостоятельно выживать. Было какое-то фатальное невезение во всем, за что он брался. Он нанимался матросом на корабль, потом работал на золотых приисках, дровосеком, землекопом, переписчиком ролей в театре, но отовсюду его выгоняли или он уходил сам.
В 1901 году его арестовали за сбыт краденого. Отец окончательно отвернулся от него. В это время он говорил о сыне: «Александра я считаю психически ненормальным. Эта ненормальность, по моему мнению, является наследственной. Отец мой был ипохондрик и два брата отца…были умственно помешанными…»
Чтобы избежать тюрьмы, пришлось идти в солдаты. После 3 месяцев службы он дезертировал. Его поймали и осудили. Он снова сбежал и примкнул к революционной партии эсеров. Революционер из него тоже не получился. Хотя в агитационной работе среди матросов он преуспел, однако товарищи по партии скоро выяснили, что он их обманывал и пропивал партийные деньги. Предполагается, что, устав от скандалов, его сдали свои же. При аресте он получил 2 года тюрьмы за дезертирство и революционную деятельность.
После двух побегов из тюрьмы его приговорили к 10 годам ссылки в Восточную Сибирь, но в 1905 г. выпустили по общей амнистии. В это время он страстно влюбился в потомственную революционерку Екатерину Бибергаль. Он уговаривал ее выйти за него замуж, но она отказалась. Во время ссоры он выстрелил в нее из нагана, метя в сердце, но девушка чудом выжила после этого ранения и Грина не выдала.
На свободе он пробыл недолго. Вскоре его вновь посадили в тюрьму за революционную деятельность, а он опять сбежал к отцу в Вятку. Тот добыл ему паспорт умершего больного и с ним Грин уехал сначала в Москву, потом в Петербург. Там он начал публиковать свои рассказы, чаще всего используя псевдоним А. Грин.
Он обрел популярность и стал зарабатывать неплохие деньги. Женился на Вере Павловне Абрамовой, которая ранее навещала его в тюрьме как фиктивная невеста. Они прожили 7 лет. Вера Павловна впоследствии вспоминала, что в нем уживались две разные личности: «Грин-человек безбожно пил, буянил, скандалил в общественных местах, Грин-писатель писал все лучше и становился все более известным публике».
Свои немалые гонорары он пропивал. Постоянными были ссоры с женой, уставшей от его непримиримости, непредсказуемости и бурных кутежей.
В это же время он познакомился с видным российским психиатром Г. Я. Трошиным, который уговорил его пройти лечение в принадлежащей ему загородной психиатрической лечебнице. Однако А. Грин вскоре убежал из нее и взялся за старое. Можно предположить, что лечение у хорошего специалиста оказало бы положительный эффект на его ум и тело, но не вышло! После неудавшегося излечения жена развелась с ним.
После начала Первой мировой войны он опубликовал ряд антивоенных произведений и неоднократно оскорбительно отзывался о царе. Из-за этого ему пришлось скрываться в Финляндии, и он вернулся в Россию лишь с началом революции, преисполненный надежд на перемены к лучшему.
Однако революционная действительность сильно разочаровала. По своему обыкновению он выступил против бесчинств и жестокости новой власти и отказался присоединяться к каким-либо литературным и партийным группировкам. Вдобавок его призвали на службу в Красную Армию. Он там заболел сыпным тифом и чудом выжил.
При содействии М. Горького ему выделили академический паек и жилье – комнату в Доме искусств на Невском проспекте. Именно здесь в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде он написал самое свое знаменитое романтическое произведение «Алые Паруса».
Однако после очередной скандальной выходки М. Горький лишил его своего покровительства и жилья. После недолгих скитаний Грин вновь женился на 26-летней вдове, медсестре Нине Николаевне Мироновой. Вновь начал плодотворно работать. Ему удалось издать роман «Блистающий мир», весь гонорар от которого был потрачен на устройство шикарного банкета.
Во времена НЭПа появилось несколько частных издательств, его издавали, и он не бедствовал. Грин купил квартиру в Петербурге, потом продал ее и по настоянию жены, желающей спасти его от бесконечных пьяных кутежей, купил квартиру в Крыму в Феодосии, где сейчас устроен его дом-музей.
Его чудачества и странности становились все заметнее, конфликтность нарастала, были попытки задушить или зарубить топором своих приятелей. Однако все это почиталось причудами гения и не имело значительных последствий. В его рассказах начали проявляться психопатологические мотивы с бредом преследования, манией величия, сумеречного состояния сознания. Одновременно с этим были написаны такие шедевры, как «Золотая цепь» и «Бегущая по волнам», которые с трудом, но удалось напечатать.
С 1930 г. советская цензура сильно ограничила публикации его произведений с мотивировкой «не соответствуют эпохе». Грин теперь считался идеологическим противником советской власти, как, впрочем, почти все известные поэты и писатели Серебряного века.
Супруги Грин голодали, болели. На просьбу о пенсии от Союза писателей ответа не было. Его последние произведения никто не печатал. Ни одно из многочисленных ходатайств не получило ответа.
Александр Стефанович поехал в Москву, там беспробудно пил, валялся под забором, буянил. Вернулся ни с чем. Его состояние сильно ухудшилось, он похудел, у него постоянно держалась температура, возникала рвота. Врачи говорили, что это расплата за алкоголизм, он им не верил.
Верная супруга Нина Николаевна продала последние ценные вещи, чтобы оплатить услуги врачей и лекарства, они переехали в маленький убогий домик. 8 июля 1932 г. Александр Грин умер от рака желудка в полной нищете в Старом Крыму на 52-м году жизни.
Его трудно с кем-то спутать. Он всегда стоял особняком в российской и мировой литературе. У него не было предшественников, нет и продолжателей. Даже жанр его произведений определить трудно. Скорее всего, их можно отнести к приключенческой фантастике (фэнтези), с чем он сам не был согласен категорически.
Грин писал о себе: «Эпоха мчится мимо. Я не нужен ей – такой, какой я есть. А другим я быть не могу. И не хочу. Пусть за все мое писательство обо мне ничего не говорили как о человеке, лизавшем пятки современности, никакой и никогда, но я сам себе цену знаю».
В нем причудливо сочетались гений и безумство, бесшабашность и строгое следование собственным моральным принципам. Жестокое время было к нему беспощадно. Обидно, что слава и признание пришли к нему только после смерти. Неужели талантливые творческие люди обречены на это!
Ирина КИМ,
кандидат медицинских наук