В этом году Республика Узбекистан будет торжественно отмечать 100-летие прославленного председателя колхоза «Политотдел» (ныне «Дустлик», Ташкентская область) Хван Ман Гыма. Оргкомитет, который возглавила заслуженная артистка страны, певица Галина Шин, ведет обширную подготовку к этому знаменательному и очень радостному для всех нас событию.
Имя Хван Ман Гыма, несомненно, останется в памяти корейского народа навсегда, потому что история его жизни – это история корейской диаспоры не только всего бывшего Советского Союза, но и, в первую очередь, многонационального Узбекистана, экономическому процветанию которого он посвятил всю свою жизнь. История колхоза «Политотдел» начинается с 1925 года. Его организовали в Приморье советские корейцы. Хозяйство возделывало рис. Это была небольшая сельхозартель под названием «Ирсим», которая в 1937 году всем составом была насильно переселена в Узбекистан. Это уже позже колхоз переименовали сначала в «Октябрь», а затем – в «Политотдел». В 1953 году, по истечении 16 лет после депортации, хозяйство возглавил тридцатидвухлетний Хван Ман Гым. В то время он жил в поселке Бектемир, что под Ташкентом. Так вот, из Бектемира до «Политотдела» ему приходилось ежедневно добираться пешком – колхоз был настолько бедный, что председатель не имел даже своего служебного транспорта. Но прошло всего несколько лет и об успехах колхоза заговорили по всей стране. Уже в 1957-ом году Хван Ман Гыму было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда – тогда ему не было еще и тридцати шести. И когда вся страна заговорила о высоких урожаях кенафа, кукурузы, а чуть позже и хлопка, выращиваемых в этом хозяйстве, достижениях в животноводстве, культурном строительстве, когда успехами «Политотдела» заинтересовались высшие руководители страны, стало понятно, что в Узбекистане появился лидер нового поколения. Лидер, который обладает новым мышлением, и мыслит он широко, всеобъемлюще, невиданными доселе масштабами. Хван Ман Гым уже к началу 60-х годов века минувшего вошел в когорту лучших хозяйственных руководителей республики...
В 2014 году в Узбекистане вышла в свет книга «Хван Ман Гым: через Олимп и Голгофу». Ее написали журналисты Брутт Ким (бывший собкор «Ленин кичи»-«Коре ильбо») и Михаил Ким. Книга рождалась мучительно долго. Авторы перелопатили сотни документов, писем, публикаций в прессе, рылись в архивах и библиотеках, беседовали непосредственно с самим Хван Ман Гымом, встречались с десятками людей, которые жили и работали рядом с ним. В числе очевидцев тех далеких событий известные в те времена государственные и общественные деятели, специалисты сельского хозяйства, рядовые колхозники, писатели, артисты, журналисты, близкие родственники.
Вот что рассказывает о той работе автор книги Брутт Ким:
– Хван Ман Гым принадлежал уже ко второму поколению председателей корейских колхозов. Это поколение было более образованным, более современным и по мышлению, и по масштабам деятельности. Вокруг имени Хван Ман Гыма ходило немало легенд, слухов и измышлений, связанных как с его работой на посту председателя известного всей стране колхоза, так и с драматическими перипетиями в период так называемого «хлопкового дела». И все потому, что не было информации, как говорится, из первых рук. Это «дело» явилось одной из наиболее трагических страниц в истории республики на закате советской эпохи. К концу 70-х – началу 80-годов прошлого века советскую систему охватил необратимый кризис – и экономический, и политический. Глубокие изменения произошли в общественном сознании людей. Великие идеи коммунизма вызывали в лучшем случаю только иронию. Страна вползала в эпоху тотального дефицита… Начали искать «стрелочников», которые якобы виновны в кризисе. И нашли их не где-нибудь, а почему-то в Узбекистане. Так возникло печально известное «хлопковое дело». Об этом деле узбекистанцы достаточно хорошо осведомлены. О нем написаны книги, сняты фильмы. Однако напомним, что в период этого дела, начиная с 1984 года и заканчивая первым полугодием 1988 года, следственные группы прокуратуры и МВД возбудили уголовные дела в отношении свыше 25 тысяч жителей Узбекистана. Попал в эти жернова и Хван Ман Гым – его арестовали 12 декабря 1985-го и продержали в застенках КГБ три с половиной года…Дождавшись полной реабилитации, Хван Ман Гым вышел на свободу в 1989-м. Конечно же, он был духовно сломлен, ему понадобилось какое-то время, чтобы прийти в себя после столь сильных физических и моральных потрясений. И ему нужна была поддержка. Поистине огромную, неоценимую роль в реабилитации Хван Ман Гыма сыграл глава нового, независимого Узбекистана Ислам Каримов. Еще до обретения республикой независимости он добился того, чтобы большинство пострадавших от «хлопкового дела» были полностью реабилитированы, в том числе и Хван Ман Гым.
Примечательный факт: уже в первые свои визиты в Республику Корея Президент Ислам Каримов включал в составы делегаций этнических корейцев, в том числе и Хван Ман Гыма. Для Хван Ман Гыма, который лишь недавно вышел из тюремного заточения, сам факт включения его в состав делегации был гораздо большим, чем реабилитация. «Я бесконечно благодарен Исламу Абдуганиевичу за то, что он включил нас, узбекских корейцев, в свою делегацию, – говорил Хван Ман Гым после возвращения из Южной Кореи на встрече с членами Ассоциации корейских культурных центров. – Этот факт я расцениваю не как личную заслугу. Это признание заслуг всех корейцев, для которых Узбекистан стал настоящей родиной, которые вносили и вносят значительный вклад в экономическое и культурное развитие нашей, уже независимой страны…».
Вспоминается случай, который произошел в 1991-ом году. По огульному обвинению, просидев за решеткой три с половиной года, он вышел на свободу, дождавшись официальной реабилитации. Помнится, он пришел в Ташкентский корпункт газеты «Коре ильбо» на заседание республиканского оргкомитета по созданию корейского культурного центра. Сам бы он, наверное, никогда не решился прийти сюда после столь масштабных моральных и физических потрясений. Приглашенный оргкомитетом, скорее всего, «для усиления своего влияния на массы», Хван Ман Гым сидел на заседании тихо, почти отрешенно, не проявляя никакой активности. Мне показалось, что годы, проведенные в тюремном заточении, несколько сломили моральный дух этого красивого и мужественного человека, повлияли на его мироощущение. Было горько и обидно за легендарного председателя, который стал поистине Знаменем нашей диаспоры и еще при жизни воздвиг себе «нерукотворный памятник». Хван Ман Гым скончался в июле 1997 года в возрасте 78 лет, похоронен на кладбище родного колхоза «Политотдел». Со смертью Хван Ман Гыма закончилась целая эпоха в истории корейцев Узбекистана. Корейские колхозы, которые вносили существенный вклад в развитие сельского хозяйства республики, постепенно распались. Наступила эпоха рыночных отношений. Но память о Хван Ман Гыме – выдающемся сыне корейского народа – навсегда останется в благодарной памяти.
Статью подготовил бывший сотрудник
Ташкентского корпункта газеты «Корё ильбо» Владимир ЛИ