Пак Алексей Александрович, как и все советские корейцы, в период их пребывания в Северной Корее имел корейское имя - Пак Чан Сен. Тем самым его отличали от другого человека – полного тезки по русскому имени. Сведения об Алексее Паке (Пак Чан-Сене) оказались весьма скудными. В справочнике Брутта Кима «Корейцы Узбекистана: кто есть кто» о нем дается одна строчка: «Пак Чан Сен. 1915 г. Ректор вуза, начальник контрразведки ВВС, полковник». Но именно благодаря этой строчке в русскоязычных публикациях осталась память о герое очерка. Тян Хак Пон уделил Пак Чан-Сену несколько страниц в своей книге, где пересказывается краткая биография до поездки в Северную Корею и подробно говорится о его работе в КНДР в военные и мирные годы. В книге содержатся также сведения о семье Пак Чан-Сена и фотографии из Пхеньяна и Ташкента. В моем распоряжении оказались материалы из Архива внешней политики Российской Федерации не только об Алексее Александровиче Паке (Пак Чан-Сене), но и его жене – Когай Марии Михайловне, работавшей вместе с ним в Пхеньянском университете.
Алексей Пак родился 7 ноября 1915 года в деревне Ёндонг Сучанского района Приморского края в семье сельского учителя Александра Пака. В 1926 году он закончил начальную школу, а в 1932 – неполную среднюю школу. Вскоре после окончания им школы-семилетки умер отец, а через год скончалась мать. Рано осиротевший мальчик рос в доме своего дяди, и поскольку у него не было аттестата о 10-летнем среднем образовании, речи о поступлении в институт не могло быть. Из-за семейных материальных трудностей он поступил в училище в городке Сучан, где обучали навыкам работы в угольных шахтах. Условия оказались приемлемыми: училище находилось неподалеку от родного села, учащимся выплачивалась стипендия и предоставлялось жилье. Жизнь налаживалась, и стало ясно, что после окончания учебы он окончательно покинет дом дяди и будет жить самостоятельно.
Закончив в 1935 году училище, Алексей Пак стал работать бригадиром в угольной шахте, и через два года его повысили до начальника участка. Однако осенью 1937 года всех корейцев принудительно и спешно выселили с советского Дальнего Востока в Среднюю Азию и Казахстан. Алексей последовал за семьей своего дяди и оказался в колхозе, расположенном в Средне-Чирчикском районе Ташкентской области, получившем название в честь ленинского соратника Я. Свердлова. Однако колхозники еще долго называли свое хозяйство Синёндонгом, то есть Новым Ендонгом.
На новом месте угольных шахт не было, поэтому Алексей, чтобы не быть обузой в семье, пошел работать школьным учителем. Вскоре молодой человек решил получить специальное образование для профессионального обучения детей. Поэтому в 1939 году он поступил в Ташкентский педагогический институт и закончил филологический факультет в 1944 году. Во время студенчества он отличился хорошей учебой и положительными человеческими качествами, поэтому в начале Великой Отечественной войны его приняли кандидатом в члены КПСС.
Летом 1942 года произошло еще одно знаменательное событие в его жизни – помолвка с девушкой по имени Ко Мария. С ней Алексей Пак создал крепкую семью, в которой родилось и выросло шестеро детей: сыновья - Клим, Роберт и Лев, дочери - Клара, Людмила и Наталия? (Талия), которой в списке нет, так как она была рождена позже, чем составленный документ. (Список граждан СССР корейской национальности, постоянно проживающих в КНДР и состоящих на консульском учете в Посольстве СССР в КНДР по состоянию на 7 декабря 1955 года. АВПРФ, фонд 0102, опись 11, дело 42, папка 64, лист 40).
С 1942 по 1946 годы Алексей Александрович Пак работал учителем в средней школе колхоза им. Ленина в Средне-Чирчикском районе. С началом отбора советских корейцев для отправки в Северную Корею он получил направление на специальные курсы по русскому языку, организованные при Министерстве образования Узбекской ССР. Учеба продолжалась с апреля по ноябрь 1946 года.
По окончании курсов Алексей Пак был отправлен в Северную Корею в составе «группы 36», где с начала декабря 1946 по конец 1948 года занимал должность заместителя декана по учебной части в педагогическом институте г. Чхонджин – административного центра провинции Северный Хамгён.
Затем Алексея Пака перевели в столицу, где в течение одного учебного года, с первого марта 1948 года по 17 июля 1949 года, он работал проректором Пхеньянского педагогического института, затем с 1 августа 1949 года по 10 сентября 1950 года – деканом Пхеньянского дорожного университета.
С началом Корейской войны Пак Чан-Сен был призван в Корейскую Народную армию и сменил гражданский костюм на военный мундир. Свою военную карьеру в Северной Корее начинал в должности замполита 36-ой пехотной дивизии, участвовавшей в боях за оборону Саривона – столицы провинции Хванхэ-Пукто и города Хэджу в соседней провинции Хванхэ-Намдо. Под давлением объединенных сил противника остатки дивизии отступили в Маньчжурию и дислоцировались в течение трех месяцев в Ёнгиле. Затем после восстановления сил и боевой подготовки дивизия вернулась на территорию Северной Кореи. Пак Чан-Сен получил новое назначение – заместителя командира по политической части 2-ого корпуса КНА.
Вскоре он был переведен из пехотной дивизии замполитом в авиадивизию, состоявшую из одного бомбардировочного, двух истребительных и одного учебного полков, а также авиатехнического батальона.
Известно, что в воздушных сражениях Корейской войны главными противниками были американские и советские пилоты. В боях принимал участие советский 64-й истребительный авиационный корпус, численность которого в 1952 году достигала 26 тысяч человек. В боях над территорией Китая и Северной Кореи советские лётчики сбили более 1300 самолётов врага, потеряв при этом около 320 своих самолётов. 315 советских пилотов отдали свои жизни в боях в небе Кореи. 22 летчикам присвоено звание Героя Советского Союза, 56 пилотов-истребителей удостоились титула «воздушного аса». (Сейдов И. А. Советские асы корейской войны. Москва: «Русские витязи», 2010). Данью героизму советских летчиков, воевавших в Корее в 1950-1953 годах, стал памятник на Пхеньянском кладбище в районе Садон, установленный в 2019 году ко дню Победы – 9 мая.
Окончание в следующем номере.
Герман КИМ, профессор, д.и.н.,
директор Института Азиатских исследований КазНУ им. аль-Фараби