Предупреждаю сразу. Маршрут выходного дня, который я вам сегодня хочу предложить, для тех, кто хотя бы раз в два месяца выходит на горные тропы. Я себя с удовольствием отношу к таковым, а потому в прошедший выходной, одевшись по погоде, взяв с собою легкий перекус с термосом чая и выбрав маршрут, который в это время года и красив и безопасен, мы втроем отправились в горы. Народу в Малоалматинском ущелье было совсем немного – видимо, каждодневные проливные дожди сказались на настроении даже бывалых туристов. Но мы тоже не авантюристы. По опыту своего общения с нашими горами, вершины которых алматинцы и гости города имеют удовольствие созерцать ежедневно даже помимо своего желания, скажу – нет у нас такого времени года, когда горы закрыты для жаждущих встреч с ними. Есть маршруты, которые в тот или иной период не готовы вас встретить. Проблема только одна – в соответствии с погодой, со временем года, а также с природными особенностями того или иного района вам нужно подобрать маршрут, что называется, под себя или под свою группу. Мы выбрали путь в район Черного камня – довольно известное место среди путешественников, туристов и, конечно, альпинистов. Для многих спортсменов Черный камень – ориентир. От него берут начало подходы к маршрутам красивейших белоснежных вершин Заилийского Алатау.
Почему маршрут не для тех, кто еще не знаком с горными тропами? Не только из-за того, что он довольно протяженный, но и по причине того, что ваш организм испытает очень большой набор высоты. Посудите сами, город находится на средней высоте 600-800 метров над уровнем моря, Медеу – более тысячи, первая плотина Медеу – порядка 1 800, Шимбулак – 2 200, Ворота Туюк-Су, недалеко от которых находится Черный водопад или водопад Туюк-Су, находится приблизительно на 2 500 метрах над уровнем моря, вторая плотина Мынжилки – уже около трех, и, собственно, сам Черный камень поднимет вас на высоту более чем 3 400. В общем, не известно, как поведет себя ваш организм. Поэтому я рекомендую вам прислушиваться к себе, когда речь идет о высоте. Но не надо путать плохое самочувствие с обычной ленью. В рутине каждодневных дел мы с вами столько накопили энергии, что ее просто необходимо потратить. А разумно распорядиться своим временем и ресурсами, согласитесь, можно именно так – взять рюкзачок, сесть на шестой маршрут, который доставит вас на Медеу, затем пересесть на маршрутку или воспользоваться канатной дорогой. Любым способом вы очень комфортно доберетесь до Шимбулака. Двадцать минут – и мы на маршруте с конечной точкой под названием Чёрный камень.
Стала ближе высота
Представьте себе, что когда-то, совсем еще недавно, до Шымбулака не было ни канатки, ни маршруток. Все подходы к ледникам и заснеженным перевалам начинались с Медеу. Теперь при желании практически каждый здоровый человек может созерцать вершины прямо от их подножия. Мы вышли на маршрут уже не рано. Времени 8-30, и мы надеемся к пяти часам вечера вернуться домой, потому что завтра всем на работу и у всех есть еще дома неотложные дела. Здесь от Шимбулака единственная дорога вверх, заблудиться трудно. Подъем еще незначительный, поэтому спокойно разговариваем, рассматривая величавые ели по сторонам дороги и необыкновенно высокие кусты цветущих рябин. Они здесь похожи на деревья с охапками белых крупных соцветий. Такими город точно не может похвастать. С гладкими темно-коричневыми стволами чудо-рябины чуть не склоняются к дороге, приглашая на горную прогулку. Следим за своим учащенным дыханием и продвигаемся вперед, торопиться не надо – когда ваш организм включится в работу, вы поймете сразу. Горы не любят резких движений, поэтому никогда не ускоряйте своих шагов мгновенно. Убедиться в том, что вы идете правильно, вам поможет первое местечко на пути, здесь еще остался снежничек от лавины, с шумом вылетающая из металлической трубы струя воды. Это талый снег спешит напоить живительной влагой все вокруг. Здесь обильная зелень, и так как нам повезло, было много солнца, мы долго наблюдали радугу. Многие здесь ее даже фотографируют, устраивают селфи, размещая потом в соцсетях снимки с, например, такими подписями: «Я и радуга» или «Я и лавина» и проч.
На карте его нет, не ищите
Всякий раз, когда речь идет о водопадах Казахстана, я удивляюсь: «В классическом виде у нас их просто не существует». Это, как правило, слабые намеки на водопады. Ведь это такое временное явление после того, как, талые воды прекратят свое поступление, те горные водопады в черную выглаженную полоску по скале превращаются. Раньше мне никогда не приходилось слышать, что такое Черный водопад в Малоалматинском ущелье неподалеку от Мемориала погибших в горах людей. И вот с любопытством ребенка жду встречи с ним. Оказывается, то, что когда-то мои коллеги по спорту, альпинисты, называли стеной Туюк-Су, нынешняя путешествующая братия величает водопадом. На карте вы его не найдете, кстати, так же, как Черный камень, к которому мы проложили свой путь сегодня. Нет водопада ни в каких других источниках. Однако не это главное. Сегодня и, наверное, весь июнь, вода еще будет падать к вашим ногам и вы будете ощущать на своих плечах прохладу ее холодных брызг, которые совсем еще недавно были белым-белым снегом.
– Ее пить можно? – удивляет вопрос явно не туриста.
Еще не помню, чтобы в горах на такой высоте вода была не питьевой. Более того, насыщенная горным воздухом, отфильтрованная чистыми травами и вековечными камнями, многократно пропитанная горным солнцем и прошедшая состояние снега и льда, она имеет свой неповторимый вкус. Кто-то набирает эту воду в емкости и несет домой, кто-то долго всматривается в бегущий от водопада ручей, стараясь запомнить его запах на месте – здесь, где он живет.
…И тайну чьих-нибудь следов гранит хранит
Вы непременно подойдете к камню с ледорубом, прочтете на блестящих табличках имена тех, кто не вернулся из гор. А теперь здесь и колокол появился. Каждый год в один из окрябрьских дней здесь собираются альпинисты, чтобы почтить память своих друзей. Это место для человека неискушенного горами – своеобразное предупреждение о том, что горы – это стихия, словами Высоцкого «в горах не надежен ни камень, ни лёд, ни скала…».Для меня и моих друзей, с которыми мы идем к Черному камню сегодня, это место – воспоминание о нашем тренере Валере Хрищатом, погибшем в ледовом обвале под Хан-Тенгри (здесь неподалеку есть красивая вершина, носящая его имя), о внуке Ильяса Джансугурова - Нурлане Карсакбаеве, погибшем при восхождении на пик Орджоникидзе, о гималайцах Марате Галиеве, Зинуре Халитове, о многих еще замечательных людях, которые рано ушли от нас, оставив светлую память о себе. Все они очень любили эти горы. В этих местах они тренировались. Ловлю себя на мысли, что сегодняшний маршрут к Черному камню больше похож на рассказ о людских судьбах. И знаю, что каждый, кто выйдет на эту тропу, обязательно, помимо красот горных пейзажей, унесет в своем сердце нечто важное – людское отношение к горам, природе, людям. Тропа неминуемо ведет к рукотворной плотине Мынжилки, которая защищает город от гнева гор.Подъем очень крутой, но иногда остановитесь и посмотрите сначала налево – бывшие альпинисткие базы ДСО студенческого «Буревестника», спортивных обществ «Химмаш», «Енбек». На левом берегу Малой Алматинки единственный в стране, окрепший благодаря энтузиазму альпинистов действующий альпинистский лагерь «Туюк-Су», который продолжает помогать молодым людям найти общий язык с горной стихией.
Горы – это вечное свидание с теми, кто ушел и кто придет
Всех красот, что вам предстоит увидеть на этом маршруте и не перечесть.Это и самое узкое место в ущелье, называемое Воротами Туюк-Су, здесь еще тоже снежок от лавинки остался; вот они маршруты на стене с отвесными карнизами, где занимаются скалолазы. А под ноги посмотрите! Цветут горные примулы, эдельвейсовые ромашки и сами эдельвейсы, присыпанные снегом, а в стороне у каменистой тропы даже оранжевый мак радует глаз своей волей к жизни. Все эти растения поражают своим мужеством. Как выживают они здесь, где даже снег сметает на своем пути ледяной ветер! Здесь люди тоже другие. То есть те, кто поднялся из города, невольно равняются на какие-то, десятилетиями сложившиеся традиции: все здороваются друг с другом, предлагают друг другу выпить чаю, уточняют маршруты друг друга. Уже минут десять иду с группой ребят, которые именуют себя гормэнами. Они радуются так, словно взошли на Эверест и уходят к Мынжилкам: «Мы уже пришли, сейчас вниз!».Какие-то спортсмены с рюкзаками лихо обошли меня на выположенном склоне, поинтересовавшись моим самочувствием. Мои друзья, по моему настоянию, тоже ушли вперед в своем темпе, и я наблюдаю их спины метрах в 50-ти от себя. Догоняю немолодую женщину, она почти не говорит по-русски, но все понимает. В ходе расспросов узнаю, что ей 63 года. Бриджит – француженка, работает в Алматы в какой-то компании, ходит в горы каждую субботу и воскресенье, так как собирается в путешествие на Памиро-Алай.
Все вроде чужие, но как-то в голове держу, наверное, по старой спортивной привычке информацию о том, кто во что одет и кто куда пошел. Здесь, чуть выше плотины, все пути расходятся. Кому на Альпинград – сразу на подъем влево, кому на Ташкентские ночевки и к перевалу Молодежный, нужно держаться правее. Для нас, кто идет к Черному камню, хорошо выбита тропа слева. Она серпантином, словно обходя ненужные резкие подъемы и сглаживая острые углы, уходит вверх и мы, следуя этой необыкновенной горной логичности, быстро набираем высоту и подходим к камню. В глаза он бросается еще издалека своим действительно черным цветом. Как много тайн хранит этот исполин, как много горных путей здесь пересекалось и пересекается! Нам пора вниз и поскорее. Набежавший туман полностью закрыл виды на город, на Мынжилки, так хорошо просматриваемые совсем недавно. Допиваем чай, надеваем штормовки и бежим скорее туда, откуда пришли – «в суету городов и потоки машин». В пять часов вечера, как и планировали, мы уже были дома. Думаю, и вам реально пройти так быстро этот маршрут. От души желаю вам этого!
Тамара ТИН