Несмотря на успешный опыт в борьбе с пандемией COVID-19 таких стран, как Китай, Сингапур, Южная Корея, и наметившиеся признаки снижения темпов распространения коронавируса в отдельных европейских странах, говорить о намечающейся победе над коварным вирусом преждевременно. Эти результаты достигнуты дорогой для общества ценой. Строгие карантинные меры, изоляция городов и целых стран привели к серьезным экономическим потерям, эффект от которых будет ощущаться не один год.
Известные эпидемиологи и вирусологи, подчеркивая, что мы имеем дело с не совсем обычным вирусом, тем не менее, полагают, что пандемия будет развиваться по стандартному сценарию, характерному для других вирусов гриппа. Она остановится, когда больше половины людей в мире переболеют или приобретут иммунитет в результате вакцинации. До того момента государства могут только сдерживать рост числа больных, чтобы не допустить новых вспышек заболеваемости, многочисленных смертей одномоментно, коллапса системы здравоохранения.
Из крупных европейских стран самая низкая смертность от COVID-19 при наличии большого числа инфицированных наблюдается в Германии. Считают, что это связано с доступным и широко применяемым тестированием на коронавирус, ранним выявлением и изоляцией инфицированных, образцовой организацией здравоохранения и дисциплинированностью населения. И первые достоверные показатели инфицирования, заболеваемости и смертности от COVID-19 также представлены немецкими врачами и биологами, которые педантично и добросовестно подошли к изучению проблемы.
С самого начала они считали ошибочным подход итальянских и испанских коллег, которые тестируют на COVID-19 всех обратившихся за медицинской помощью и умерших от пневмонии и неизвестных причин. При этом показатели смертности могут достигать 5-6% от общего числа заболевших, истинное число инфицированных оставаться неизвестным, а смерть может быть вовсе не связана с коронавирусом, так как тела кремируются без вскрытия.
Для получения статистически достоверного результата популяционная выборка должна быть случайной и репрезентативной. Этим условиям соответствует исследование, проведенное в округе Хайнсберг, который расположен недалеко от Кельна. Из-за большого числа заразившихся COVID-19 Хайнсберг назвали «немецким Уханем». В округе проживает около 42 тысяч человек, из которых заразилось 1,4 тысячи и умерло 43. Вспышку заражений связывают с проводившимися здесь в конце февраля традиционными фестивалями и карнавалом, которые сопровождались массовыми застольями с распитием алкогольных напитков. Из соображений безопасности посетители пиво пили прямо из бутылок, но маски не надевали. Кстати, результаты проведенного тщательного сан-эпид. анализа почти исключили распространение вируса через еду и одноразовую посуду.
Тестирование на наличие антител к COVID-19 шестисот случайно выбранных семей из Хайнсберга показало, что переболело коронавирусом около 15 % обследованных. Причем 2/3 из них даже не заметили этого. Но эти бессимптомные носители могли распространять заразу, не зная об этом. Часть людей в очаге оказалась невосприимчива к вирусу, возможно, из-за следового иммунитета после перенесенного одного из респираторных коронавирусов, которые постоянно циркулируют в популяции, может быть, вследствие защитного действия прививки от туберкулеза или других причин.
Смертность среди заболевших составила менее 1%, точнее - 0,37%. В разгар эпидемии тела инфицированных умерших не вскрывались из-за опасности распространения вируса, поэтому и в этих случаях истинные причины смерти остались неясными.
Изучением этого вопроса озадачились патологоанатомы Гамбурга. Это сейчас единственный город в Германии, в котором проводят посмертное вскрытие тел всех инфицированных и умерших от неизвестных причин, в том числе скончавшихся в домах для престарелых. Средний возраст умерших с положительным тестом на COVID-19 в Германии составляет 75-80 лет. Причем самым молодым из них больше 50 лет.
Данные проведенных в Гамбурге 50 вскрытий тел умерших с положительным результатом на коронавирус свидетельствуют о том, что все скончавшиеся пожилые люди имели серьезные проблемы со здоровьем и в 20-30% случаев умирали от инфарктов, инсультов, онкологии и других причин, не связанных с вирусом. У значительной части умерших пневмония лишь усугубила имевшиеся хронические заболевания и, как подчеркивают немецкие специалисты, они могли умереть в любой момент. Смертность в данной возрастной группе уже к концу этого года не будет иметь статистического значения, то есть за год число пожилых умерших не будет сильно отличаться от смертности за прошлые годы.
Вскрытие нескольких умерших относительно молодого возраста показало, что они страдали серьезными заболеваниями, о которых иногда сами не знали, и умерли от осложнений, которые напрямую не связаны с коронавирусом. Судебные криминалисты знают, что и в обычное время определенная часть молодых людей умирает внезапно от тромбоэмболии, внезапной остановки сердца, анафилактического шока и других причин.
Исходя из полученных данных, немецкие медики считают нецелесообразным проводить тотальное тестирование на COVID-19. Проверять больных легкими формами ОРВИ не имеет особого смысла, так как специфического лечения от COVID-19 не существует, как его нет и от других родственных вирусов; лечение проводится только симптоматическое. Больные с легкими симптомами простуды и гриппа должны оставаться дома, самоизолироваться и лечиться удаленно обычными средствами, применяемыми при простуде и ОРВИ.
Госпитализация в стационар показана лишь при подозрении на развитие пневмонии и наличии хронических заболеваний, ослабляющих иммунитет. Следует понимать, что нахождение в больнице рядом с больными вирусной пневмонией чревато высоким риском заражения комбинированными тяжелыми и даже летальными формами инфекции.
Небольшое число переболевших в очаге инфекции – это показатель слабого группового иммунитета. Значит, эпидемия коронавируса далека от завершения и, вполне возможно, растянется на 1-2 года. Однако ученым придает оптимизма то, что показатели смертности при заражении COVID-19 не превышают летальность обычного гриппа, и очевидно, что вирус начинает слабеть. Исследователи подчеркивают, что результаты исследования и рекомендации даны именно для данного региона Германии, и их следует экстраполировать на другие регионы и страны с известной осторожностью.
Эти исследования свидетельствуют о необоснованности раздуваемой в СМИ паники и дают повод для осторожного оптимизма в плане постепенного смягчения строгих карантинных мер и возвращения населения к трудовой деятельности с обязательным условием использования средств индивидуальной защиты и строгого соблюдения гигиены. Вместе с тем, в отношении пожилых и других граждан, относящихся к группе повышенного риска, карантин может быть продлен.
Человечеству придется привыкнуть жить с этим коронавирусом, который, по всей видимости, вскоре превратится в один из циркулирующих в природе видов среднетяжелого сезонного гриппа.
Коронавирус не любит тепло и с наступлением теплой погоды – примерно к середине мая – ожидается значительное снижение заболеваемости, хотя в ноябре вполне возможна вторая волна заболеваемости. Конечно, она будет значительно слабее, но к ней следует быть готовыми. Даже после снятия карантина будет необходимо еще долго носить маску, забыть о рукопожатиях и поцелуях, соблюдать социальное дистанцирование: не менее 1,5 метров.
Мы видим, что в отдельных жарких странах коронавирус прекрасно размножается при температуре 20 градусов Цельсия и выше. Это связано со значительной скученностью населения и пренебрежением гигиеническими нормами. Скорее всего туристы туда на время забудут дорогу, и вообще, путешествовать без особой цели с постоянным риском заболеть, застрять в карантине или столкнуться с недружелюбным отношением местного населения рискнут немногие.
В то же время в нашей стране есть много прекрасных мест для отдыха и оздоровления, и нам следует использовать это богатство для блага людей, тем самым поддерживая и укрепляя собственную экономику.
Ирина КИМ,
кандидат медицинских наук