5 апреля, пятница. Над городком Уштобе безмятежное небо, с утра день задался солнечным, округа в сочной весенней зелени. С утра к кладбищу потянулись людские потоки, кто на авто, иные пешим ходом. Светлый день у корейцев – святой праздник Хансик. В него заложена, прежде всего, благородная традиция – навестить усопших родных, близких людей, и прежде всего родителей, провести обязательные ритуалы, а дальше всё остальное – обновление надгробий, уборка территории, посадка деревьев, цветов и т.д.
Это отрадное явление, вопреки некоторому мнению, что Хансик «не имеет столь большого значения, как другие праздники», так сказано в одном солидном издании. Однако жизнь утверждает – имеет! Пример тому корейцы – Нур-Султана, обосновавшиеся здесь в минувшие годы, их немало, переехавших в столицу из южных регионов. И они в начале апреля, обязательно (!) едут в прежние места, где упокоены дорогие им люди. Есть и такие, которые обосновались в бывшем Целинограде давно, но никогда не изменяют своим жизненным правилам. Среди них пенсионер Евгений Петрович Тян, уроженец Уштобе. По возвращении с малой родины в этот раз он был опечален вдвойне и поделился, чем это вызвано.
– Моя глубокая скорбь в душе оттого, что в минувшем марте я не смог проводить в последний путь дорогого мне человека – Михаила Николаевича Гвака (на фото). Он, местный старожил, был благороднейшей личностью, признанным уштобинским авторитетом, а главное для меня – большим другом и соратником моего отца, – с горечью говорил собеседник. Но некоторым утешением, – продолжал он, – теперь будет то, что память об этом замечательном человеке хранится в изданной мной книге «Трудный путь длиною в жизнь». Она выпущена в Астане пять лет назад и посвящена 90-летию моего родителя. В этом году ему исполнилось бы 95 лет.
Евгений Петрович рассказал, что на страницах книги более десяти авторов, половина из них коренные уштобинцы, а их земляки уже давно жили в Южной столице и других местах. С большой печалью он произнес слово «жили». Потому что за последние пять лет из жизни ушли алматинцы профессор Владимир Александрович Ким – действительный член Академии гуманитарных наук РК; Нурмухан Капесов, доктор философских наук, бывший первый секретарь Каратальского райкома партии. На уштобинской земле упокоен Николай Александрович Пак, доктор сельскохозяйственных наук. А сегодня нет с нами и Михаила Николаевича, сокрушался рассказчик.
– И вот недавняя его кончина вызвала одно волнующее пожелание – опубликовать в нашей корейской газете его воспоминания, изложенные в книге «Трудный путь длиною в жизнь». И это чувство диктуется не только тем, что в них говорится о моем родителе, но и описана жизнь людей того времени в Уштобе, дух той эпохи, всё, что зовется историей. Думаю, что очерк Гвака М.Н. будет интересен старожилам, а для молодежи он имеет большую моральную и духовную ценность, – излагал свои мысли Евгений Петрович. – Предисловие к его повествованию написал я, т.к. был взволнован чрезвычайно, и было отчего. А именно, первым на просьбу письменно изложить свои воспоминания откликнулся Михаил Николаевич Гвак. Ему за 90, поэтому назову его ветераном жизни. Несмотря на это, он удивляет своей энергичностью, задором, жизнелюбием. Поразил и тем, что его рукопись отличает твердая рука, красивый курсивный почерк. Но главное – это четкое изложение мыслей, последовательность логики вкупе с искренностью и душевной теплотой, упоминанием классиков литературы, истории и т.д. Привожу его «домашнее сочинение», без каких-либо изменений. Вступление у него начинается с восклицания: «Есть личности, всецело отдающие всю душу работе, делу. Но главное – людям, которым служат. И это чудесно! В первом ряду здесь Петр Егорович Тян».
Дальнейшее повествование излагается просто и вместе с тем возвышенно и прочитывается на одном дыхании. Автор пишет, что девизом Петра Егоровича всегда были пламенные слова героя из школьной литературы, которые он пронес через всю свою судьбу. Они о том, что «жизнь дана человеку один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Второе, он всегда следовал чеховскому наказу о том, что в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и мысли.Прошло много лет, но и по сей день в памяти старшего поколения каратальцев Петр Егорович остается уважаемым руководителем, грамотным, ответственным специалистом, замечательным партийным вожаком. Он был прекрасным оратором, но его выступления всегда отличались немногословием, он не распылялся красивыми фразами, а с людьми всегда разговаривал на простом, понятном для всех языке.
История заселения здешних мест корейцами известна, она в биографии родителей и их детей. Пётр Тян тринадцатилетним подростком оказался в этих местах, всю жизнь помнил транссибирский маршрут, драмы и трагедии, случившиеся в дороге. Скажу о другом, очень важном. В этих степях корейцы нашли поддержку от местных казахов, понимавших, что незнакомые люди оказались здесь не по своей воле. Постепенно жизнь налаживалась, создавались новые молодые семьи, рождались дети, внуки. У Петра Тяна, как и у сотен сверстников, она шла своим чередом: школа, учеба, алма-атинский институт, диплом специалиста сельского хозяйства. Но в его биографии есть одна особая веха, она могла стоить ему жизни – служба в так называемой «трудовой армии», куда посылали корейцев. Он прошел эту политическую каторгу на угольных шахтах под г. Тулой. Только после неё открылась дорога в институт. По возвращении из Алма-Аты практическая деятельность в Каратальском районе. И он проявил себя так, что был выдвинут на руководящую партийную работу.
Китайским мудрецам принадлежит изречение: «Чтобы познать человека, надо дать ему власть». И вот, вспоминая его на посту второго секретаря районного комитета партии, как вчера, вижу, каким он был. В нем раскрылись лучшие качества организатора партийного строительства, руководителя многоотраслевым производством народнохозяйственного значения. В советской партийной системе роль второго руководителя района была исключительно высока и ответственна. И Петр Егорович соответствовал всем требованиям. Ему были присущи стратегическое мышление, всесторонняя общая эрудиция, и, главное, аналитический склад ума.
Мы были цепкими и упорными
Наш уважаемый выдвиженец на таком серьезном посту, конечно, глубже и больше других знал особенности вышестоящего руководства, имея в виду хрущевский волюнтаризм или брежневский стиль, приведшие в свое время к застою в жизни страны. Потому секретарю райкома Тяну сложнее всех было скрывать «кремлевские огрехи», провальным эхом отзывавшиеся на местах, в колхозах и совхозах.
Он никогда при решении серьезных проблем не отвергал предложений коллег и рядовых специалистов, исходящих из глубинки, ведь везде работали знающие свое дело люди, которым он доверял и прислушивался к ним. А времена задорной юности, пору амбициозных планов, когда кажется, что нет никаких преград, он вспоминал с улыбкой и с гордостью говорил: «Мы были цепкими и упорными, как того требовала жизнь». И я свидетель тому, какие принципы он подчинял себе, чтобы быть таковым. В те годы когда я работал рядом с ним в должности заведующего отделом райкома партии, мне во многом помогала его поддержка. Душевность, такт, его чуткость были так искренни и подкупающи, что всегда приходили успокоение и уверенность при возникающих сложных вопросах – они после его советов будут решены. И вспоминая всё это, с восхищением думаю, как точно, очень метко гласит восклицание Платона: «Никто не становится хорошим человеком случайно». Изречение мудреца я вынес в название очерка. Весь жизненный путь (совсем недлинный) этого яркого, глубоко харизматичного человека подтверждает, что он обладал не случайным даром быть таковым!
Являясь главным куратором сельского хозяйства в районе, он равно уделял внимание и животноводству, и полеводству. В его бытность в Каратальском районе было 12 совхозов, 3 рисоводческих, 2 свекловичных, 6 овцеводческих хозяйств и один откормсовхоз. Конечно, руководить таким многоотраслевым хозяйством было непросто, и успешная работа в каждом подразделении требовала, прежде всего, правильного подбора и расстановки кадров. Петр Егорович, тонкий психолог, всегда верно распознавал в людях необходимые качества, задатки новаторов и потому выдвигал таких на руководящие должности. В их числе Юн Сергей Григорьевич, директор рисосовхоза им. газеты «Правда», отмеченный высокими государственными наградами, начиная с ордена Ленина. Его в народе весело звали «наш Чапай». Этот совхоз производил 25% валовой продукции района.
Со светлой печалью называю имя Николая Александровича Пака. Недавно мы проводили его на вечный покой. Он начинал трудовой путь первым секретарем райкома комсомола. То есть комсомольский вожак был под патронажем Петра Егоровича и, конечно, много доброго перенял у своего идейного наставника. Николай Александрович стал крупным ученым-аграрием, внес большой вклад в отечественную науку. Еще назову Югая Сан Манна, директора свеклосовхоза «Кальпинский», прославившегося высокими урожаями корнеплодов. Впоследствии он возглавлял районное управление сельского хозяйства.
Каратальский район в те годы слыл настоящей кузницей партийных и трудовых работников. Прошедшие хорошую кадровую закалку в низшем звене, они выдвигались в Талды-Курганский обком партии, облисполком, облсельхозуправление и т.д. Среди них Косарев В.С., Мамлеев Б.М., Азимханов Т., Ан А., Кокумбаев З. идругие товарищи. Список внушительный да, настоящая кузница кадров, с которыми вел непосредственную работу замечательный наставник Петр Егорович Тян.
Он снискал большой авторитет и уважение в народной среде, среди аграриев и рабочих, всегда откликался на их запросы и нужды. В те годы прославились многие труженики района. В этом ряду Шин Вера Васильевна, звеньевая луководов из совхоза «Уштобинский». Она была депутатом Верховного Совета Казахской ССР 8-го созыва. Из этого же хозяйства труженик Рем Тен Ир также был в депутатском корпусе. Их земляк тракторист Ан Ин Бяк был удостоен звания Заслуженный работник сельского хозяйства КазССР и этот список далеко не полный.
В заключение поделюсь обобщающими мыслями. В 2013 году Каратальскому району исполнилось 85 лет. В его летописи, насыщенной трудовыми свершениями, овеянной неувядаемой славой замечательных людей, несомненно, есть большая и достойная лепта нашего дорогого, незабвенного друга, достойнейшей Личности. И еще: время неумолимо в своем движении, сменяются ценности, идеалы. Пусть кому-то прошлое видится менее важным, чем нынешняя жизнь, но заслуги тех, кто верил тогда в светлое будущее и посвятил ему свою жизнь – этого ни в коей мере умалить нельзя. Как и предать забвению таких людей, как Петр Егорович Тян. Да, он не был «случайно хорошим человеком». Он был им с рождения и всегда! Мои земляки, потомки депортированных корейцев, следуя его наказам, высоко несли честь родного Каратальского района. Эту эстафету надлежит с достоинством пронести сегодняшнему поколению.
– Таковы заключительные строки М.Н. Гвака, соратника и друга моего отца, – с волнением говорил Евгений Петрович. – Я безмерно благодарен ему. Память о таком прекрасном человеке отныне и навсегда в моем сердце…
Владимир СОН,
Нур-Султан