Огай Сен Хва занимал в разные годы его пребывания в Северной Корее такие должности, как зам. министра, зам. секретаря провинциального комитета Трудовой партии Кореи, зам. председателя Госарбитража. Все должности, бесспорно, номенклатурные, то есть руководящие в партийно-государственной системе КНДР. Однако сркращение «зам» во всех трех случаях говорит о том, что есть такая категория лиц, которым хорошо удаются вторые роли, их называют «вечными замами». Таких «замов» среди корейцев в советские времена было немало, многие из них на самом деле исполняли роль «первой скрипки». У нас нет теперь возможности спросить героя очерка о его амбициях занять кресло первого руководителя или, как говорится, сменить место ведомого на ведущего. Поэтому вернемся к источникам и увидим, как все начиналось.
В опубликованной в журнале «Единство» (2005, № 6 (61), с.49) биографической справке, составленной Радмиром Каном пишется, что «Огай Сен-Хва родился 2 июня 1906 года в селе Хактон (Енденского района в Северной Маньчжурии в бедной крестьянской семье. В 7 лет стал сиротой. В 1918 г. переехал из Маньчжурии в Россию к брату в село Корсаковка Суйфунского района Дальневосточного края». Здесь необходимо внести поправку о том, что местом рождения следует считать деревню Хакдодонг Енбенского уезда в Китае. Есть расхождения в дате рождения, так как у Тян Хак Пока месяцем рождения указан не июнь, а июль ( Тян Хак, Пон, с.491).
Благодаря старшему брату, кормившему и обувавшему мальчика, Огаю Сен Хва удалось получить начальное и среднее образование. Однако бедственное положение в семье вынудило его отправиться на заработки. С 1924 по 1928 год он работал грузчиком в г. Владивостоке. В 1923 г. вступил в ряды ВЛКСМ, а уже через 5 лет получил билет члена ВКП(б) за номером 1608639, выданный Владивостокским горкомом. Членство в партии дало молодому Огаю Сен Хва возможность продолжить обучение. По сведениям Радмира Кана, с 1928 по1930 г. он учился в советской партийной школе, а Тян Хак Пон пишет, что он обучался в ДВГУ в г. Владивостоке. По документу из личного дела, хранящегося в архиве, Огай Сен Хва находился «с 1928 г. на партийно-пропагандистской работе». (РГАСПИ ф.17 оп.100. д.190811, л.3-10). В 1931 г. он занял должность заведующего колхозным сектором в горкоме ВЛКСМ в Ворошилове (ныне Уссурийск).
В 1932 году он по направлению оказался в столице страны и обучался до 1935 года в Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ) имени И. В. Сталина. Это высшее учебное заведение было создано при Наркомпросе РСФСР в 1921 году в Москве специально для студентов многих десятков азиатских национальностей, проживавших в СССР, а также зарубежных стран Азии. После окончания КУТВ Огай Сен Хва направили на работу в Казахстан. Здесь он стад заведующим отделом пропаганды и агитации Андреевского райкома партии Алма-Атинской области. С 1937 по 1938 г. он снова обучался, но теперь уже в Институте марксизма-ленинизма г. Алма-Аты. По окончании его направили работать лектором Кзыл-Ординского обкома партии. Таким образом, Огай Сен Хва относится к числу немногих советских корейцев, оказавшихся до депортации в Казахстане по направлению партии и правительства.
С началом Великой Отечественной войны Огай Сен Хва был призван в Красную Армию и направлен служить инструктором в Политуправление Дальневосточного фронта. После окончания войны его демобилизовали с воинской службы по состоянию здоровья. Вернувшись в Казахстан, он работал парторгом в колхозе «Новый мир» Каратальского района Алма-Атинской области.
В 1948 г. в Казахстане и Узбекистане начался новый набор специалистов из числа советских корейцев для отправки в Северную Корею. По основным требованиям, предъявляемым кандидатам в спецкомандировку: членство в партии, политическая благонадежность, опыт руководящей работы, уровень образования, владение корейским и другими восточными языками, возраст и т.д. - Огай Сен Хва подходил для отправки в КНДР. Он был направлен на работу в Корею постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) в качестве преподавателя русского языка. (Решение Политбюро ЦК ВКП(б)от 2 марта 1948 г. «О направлении в Северную Корею преподавателей русского языка». РЦХИДНИ, ф.17, оп. 128, д. 1143, л.162.). В одном из архивных документов указывается, что О Сен Хва – Член в/совета 1-ой армии. В Корее работает с 1947 г. (Приложение к Протоколу № 83 Решения Политбюро ЦК ВКП(б) за 31 июля 1951 г. Решение Политбюро ЦК: от 14.08.51 г. Список советских граждан корейской национальности, находящихся на корейской службе и представляемых Правительством КНДР к награждению корейскими орденами. РЦХИДНИ. Ф.17. Оп.3. Д.1090. Л.163-170). В списке граждан СССР корейской национальности, постоянно проживающих в КНДР и состоящих на консульском учете в Посольстве СССР в КНДР, по состоянию на 7 декабря 1955 года записано, что «О Сен Хва – зам. генерального директора Мортранс; Время прибытия в КНДР: 1948; Родственники в КНДР: Жена Ким Ден Рим ( Ким Ефросинья Ивановна – прим. Ким Г.Н.), сын О Ин Мек (Огай Раут), дочь О Ин Ме (Огай Золя) (АВПРФ, фонд 0102, опись 11, дело 42, папка 64, лист 34. Во всех других документах его личного дела (РГАСПИ ф.17 оп.100. д.190811, л.3-10) и других источниках годом прибытия в Пхеньян указан 1948.
По прибытии в Пхеньян Огай Сен Хва был назначен на высокую должность зам. министра пропаганды и культуры, затем в 1949 году его назначили зам. председателя провинциального комитета Трудовой партии Кореи в г. Пхеньяне. 25 июня 1950 года началась Корейская война; после успешного наступления северокорейской армии, захватившей почти вес юг, чаша весов склонилась в сторону союзников – южнокорейской и американской армии. В результате стремительного контрнаступления Пхеньян оказался под угрозой захвата. По рассказам Огай Раута, сына Огай Сен Хва, - его отец, руководивший эвакуацией правительственных учреждений, вывозом денег из столичного банка оказался с группой северокорейских солдат в тылу противника. Как старший по званию и должности, он принял решение с боем пробиваться на север для воссоединения с частями КНА. Начав свой рейд с 15 бойцами, вооруженными винтовками, Огай Сен Хва, набирая в отряд других северян, вскоре командовал «партизанской дивизией», имевшей пушку и радиостанцию. За умелые и геройские действия он был награжден орденом Государственного знамени 2-ой степени. (запись беседы Андрея Ланькова с Раутом Огаем.18 декабря 2001 г., Алматы. Архив автора).
Во время службы членом Военного совета 1-й Армии Огай Сен Хва получил воинское звание генерал-майора КНА. Затем он получил новое назначение – начальника военно-политического училища им. Ким Чака. Но в феврале 1953 года американская авиация нанесла сокрушительный удар по училищу, которое оказалось разбомбленным, многие курсанты и офицеры погибли. Скорее всего вражеские самолеты кто-то предательски навел с северокорейской стороны, но установить это не смогли и наказание понес начальник училища как не обеспечивший должную маскировку и охрану объекта. Огай Сен Хва понизили в военной должности. Вскоре наступило перемирие.
В послевоенные 1953-1955 гг. он работал в министерстве транспорта и руководил морскими перевозками. Затем его перевели на должность зам. председателя Главного государственного арбитража, где он проработал до 1959 года. В 1956 г., на пленуме ЦК ТПК Ким Ир Сен впервые подвергся критике за свои волюнтаристские методы руководства страной, преследования инакомыслящих и установление режима личной власти, подобно сталинскому культу личности. Попытка сместить его с поста Председателя ЦК партии завершилась неудачей, и в стране началась «идеологическая чистка», в которой оказались и советские корейцы. Об этом подробнее можно прочесть в главе «Кризис 1956 года и его последствия» книги А.Н. Ланькова «Северная Корея: вчера и сегодня». ( Москва: Восточная литература, 1995, с. 117-155).
Кризис 1956 года и его последствия
К 1959 году часть из противников Ким Ир Сена исчезла с политической сцены, некоторые руководящие лица пропали бесследно, иные погибли при странных обстоятельствах. Советские корейцы, оказавшиеся под прессом северокорейского режима, стали ходатайствовать у советского правительства и компартии о возвращении домой.
В один из июльских дней 1960 г. Огай Сен-Хва прибыл в Москву и получил в Орготделе ЦК КПСС направление на работу в Алма-Ату, где проживали его родственники. Через год, в возрасте 55 лет он стал персональным пенсионером республиканского значения и вел тихую, размеренную жизнь в кругу семьи и близких друзей. Вот что рассказал его сын Раут в беседе с Андреем Ланьковым: «В Алма-Ате жил спокойно, играл в шахматы, а раз в неделю собирался с друзьями поиграть в карты. Там была постоянная компания, в которую входили еще Ли Дон Хва, Ли Хи Дюн, Пак Герой и Александр Александрович, полковник, русский. Умер он от рака». (запись беседы Андрея Ланькова с Раутом Огаем.18 декабря 2001 г., Алматы. Архив автора).
В Алма-Ате в июне 1974 года скончалась его жена Ким Ефросинья Ивановна. Огай Сен Хва пережил ее всего на два года, умер 3 февраля 1976 года и был захоронен на городском кладбище за улицей Рыскулова. За свое служение Советскому Союзу и Северной Корее он был награжден орденом Свободы и Независимости.
Герман КИМ, д.и.н, профессор,
директор Института азиатских исследований КазНУ им. аль-Фараби