Прошедшая совсем недавно в Красноярске универсиада показала, что есть очень много людей в мире, готовых бросить все свои важные дела ради того, чтобы хоть как-то приобщиться к большому спортивному событию мировой значимости под названием Всемирная Универсиада-2019. А способов для этого, оказывается, много. Один из них, самый демократичный, практически всем возрастам покорный – волонтерство. Правда, здесь нужно соответствовать амбициям. По разным источникам, на Универсиаду в Красноярск стремилось порядка 35-36 тысяч в основном молодых людей. Все они выразили готовность приехать на главные студенческие старты Белой Олимпиады, чтобы помочь в организации соревнований, поработать в обслуживающем спортсменов коллективе. При помощи тестов было отобрано около пяти тысяч человек. В их числе был и наш соотечественник – спортивный врач, любящий горнолыжный спорт и хорошо владеющий горными лыжами, спортивный врач Виссарион Суерович Ким.
В условиях стартов он наотрез отказался «быть полезным» в больнице. Виссарион Суерович подал заявку именно для того, чтобы поработать на горнолыжных соревнованиях – на горе, как он любит говорить. Конечно, если бы кого-то пришлось спасать, он, будучи очень опытным спортивным врачом, оказал бы самую профессиональную первую помощь прямо на месте. Но повседневную работу в Красноярске Виссарион Суерович видел в поддержке соревнований.
Наша газета неоднократно писала об этом удивительном, неравнодушном, активном, держащим руку на пульсе времени человеке. Сколько его знаю, не перестаю восхищаться тому, как в разные периоды своей жизни, при разном самочувствии он всегда найдет место приложения своих знаний. И самое главное, Виссарион Суерович, и это не громкие слова, искренне хочет быть полезным обществу, в котором живет. Будучи любителем спорта, он увлекся им через свою деятельность – через спортивную медицину. Более того, в его жизнь, в его семью отношение к спорту вошло так органично, что постороннему человеку трудно бывает понять – а зачем все это, когда ты не тренер, не ветеран спорта и в общем-то далек от высших достижений в нем.
Началась та давняя дружба с горами и горными лыжами очень давно. Однажды, уже состоявшись как специалист, добившись того, о чем мечталось, он поехал на Шымбулак. Помнит, как, вернувшись домой, удивился, как это раньше не знал этих красот! С тех пор Виссарион Суерович, что называется, «заболел горами». С этим диагнозом он уже не мог представить себя без снежного великолепия горнолыжных трасс, без горных лыж, посредством которых он вновь и вновь возвращался к ним, поменяв к пенсионному возрасту даже место работы. Все ради того, чтобы вдыхать вновь и вновь горный воздух. А когда понял, что здесь востребованы и врачебный опыт, и умение быстро принимать решения в экстремальной ситуации, не раздумывая, перебрался в горы работать. Эта история в прошлом, но ее продолжение в другом – теперь Виссарион Суерович, в полном смысле этого слова, живет горнолыжным спортом, отслеживает мероприятия, следит за высшими достижениями в нем и, если возможно, не соревнуясь, сам принимает участие в соревнованиях. Поэтому не удивительно, что, услышав о наборе в отряд волонтеров на универсиаду, он посоветовался с близкими и начал собираться в дорогу. О том, что он может не попасть в отряд волонтеров, например, из-за возраста, даже не беспокоился: у него, в отличие от тысяч молодых людей, претендующих на звание волонтера Универсиады-2019, есть очень много достоинств.
Во-первых, безупречное владение английским языком, во-вторых, он прекрасно владеет горными лыжами, в-третьих, у него уже есть опыт и руководства врачебной службой на Азиаде в Казахстане и спортивного волонтерства на Олимпийских играх в Сочи. Поэтому даже если говорить о возрасте, то в случае В.С. Кима о годах можно говорить как о богатстве. В конце концов, именно они говорят о том, что мечтающий с ранних лет о врачебной деятельности и о науке, Виссарион Суерович посвятил себя учебе, труду, работе над совершенствованием себя. А это дорогого стоит.
Правда, когда он подал документы, то на одном этапе отбора, то на другом приходилось «шевелить» организаторов с решениями. Например, когда речь шла об ответе после многих тестов, с которыми он справился отлично, то реакция, как правило, задерживалась, вплоть до самого решающего – вызова на универсиаду. Но он хорошо знает функционеров, поэтому легко находил выход из любой ситуации, проявляя настойчивость и решительность, за которыми стояла уверенность в том, что он достоин быть в числе отряда волонтеров.
И вот позади волнения, связанные в основном из-за технических сбоев, тесты по психологии, знанию специфики волонтерской работы, английского языка, позади собеседования непосредственно с рекрутерами. Он – в числе тех, кто обеспечивает комфорт на горе, во время самих стартов, от него, как и от его коллег, зависит в конце концов эмоциональный настрой спортсменов, их уверенность, что трасса в порядке и в случае чего - там есть ответственный человек, который проложил гладкую дорогу вперед. Кого-то она приведет к олимпу, кто-то получит опыт.
– В целом я очень доволен поездкой, – рассказывает он. – Побыть в отряде единомышленников, энтузиастов спорта – это же ни с чем не сравнимое удовольствие! Там, среди волонтеров, конечно, были люди, далекие от этого движения. Но в своем большинстве организаторы все-таки отобрали тех, кто по своему духу близок к спорту, кто отзывчив и способен на работу в отряде мощной поддержки, которая важна для любого спортсмена.
Работа была тяжелой. Скорее не работа, а сам режим – две недели без выходных, с одним резервным днем. Обслуживающие горнолыжный спорт волонтеры на холодной горе должны были быть уже в 7 утра и до окончания соревнований. Когда же я спросила у Виссариона Суеровича, как ему такие нагрузки, он ответил:
– Физически вполне по моим силам. К тому же очень хорошими были бытовые условия. В нашем общежитии было все необходимое для того, чтобы после работы на горе восстановиться. Что касается самого пребывания на горе с раннего утра до позднего вечера, то кое-какие работы мне даже легче давались, чем некоторым молодым людям – все-таки трассы спортивные, и там элементарно, чтобы расставить вешки и сетки, нужно было пройти по трассе не один раз. А для этого все-таки нужно было неплохо стоять на лыжах самому. Я в нашем коллективе был самым старшим, но не чувствовал возраста. Мы с ребятами сдружились. И, думаю, еще долго будем на связи. Что же касается режима, то мне не понравилось только одно. В качестве бонуса за хорошую работу организаторы не дали покататься на лыжах самим волонтерам, как это было, например, в Сочи. А ведь многие волонтеры привезли с собою лыжи, снаряжение…
Один из волонтеров, Вадим Яловой из Норильска, который приехал на Универсиаду вместе с женой, написал в соцсетях о В. Киме следующее: «Для нашей семьи знакомство с замечательным человеком – нашим коллегой -волонтером из Казахстана Виссарионом Суеровичем – просто находка. Человек-эпоха, Человек-энциклопедия, душа - Человек! Он кладезь знаний, юмора, опыта и сноровки. Заряд энергии в нем неиссякаем! При этом неописуемая скромность. Спасибо за дружбу!».
Виссарион Суерович всегда тверд в своей позиции, объективен в оценках. По его мнению можно судить о любом мероприятии, где он был. Вот и после приезда с универсиады он не скрывает и отрицательных моментов.
– Что касается организации соревнований, то у меня сложилось впечатление, что россияне увезли многие ошибки от нас, – говорит он. –Логистика и работа с волонтерами на многих этапах была просто провальной. Но волонтеры своим отношением сглаживали многие острые моменты, и выход из положения был найден зачастую именно благодаря их энтузиазму и молодости. Что же касается спортивной части, то здесь все было замечательно и даже безупречно. Организаторы, зная свои условия, особенности трасс, угадали со временем – погода была всегда хорошая. У них больше склонов, соответственно, трасс. Получилось поскромнее, но побогаче, чем у нас. Горы там не высокие, высшая точка - метров 400 над уровнем моря. Но трассы протяженные – есть более 3-х километров. Возможности проведения соревнований очень хорошие. Старты сразу на нескольких склонах! Там северные широты, прямых солнечных лучей на трассы не попадало, поэтому все они были в рабочем состоянии. У нас бы трудно было провести такие соревнования, это точно.
Еще много о чем говорили мы с возрастным нашим волонтером, который и для нас оказался кладезем знаний о волонтерском движении, о том, что такое Универсиада изнутри. Поездка оказалась очень насыщенной на посещения исторических мест Красноярска. Зашел Виссарион Суерович и в лечебные учреждения Красноярска. Врачу интересно, как там работают его коллеги и как у них организована деятельность. Подумалось: «Вот оно, волонтерство, в широком смысле этого слова! Себя проявить, свой труд вложить и на коллег посмотреть».
И вопрос в завершение нашей встречи:
– Виссарион Суерович, с волонтерством дальше будете дружить?
– Да, в Швейцарию уже собираюсь. Думаю, что моего запала еще хватит. Во всяком случае, я с каждой поездкой убеждаюсь в том, что если есть желание, способ поучаствовать в спортивных соревнованиях всегда найдется.
Тамара ТИН