– Фотограф Ким Чин Сок, – коротко представился гость из Южной Кореи, во второй раз посетивший нас и нашу страну. На этот раз он приехал, чтобы встретиться с друзьями, подарить им свои фотоальбомы, вышедшие в свет благодаря заинтересовавшим его лицам, настроениям, увлеченностям, которые можно было запечатлеть.
– И все? А титулы, награды?
– Я фотограф, – рассмеялся сонсеним и добавил уже серьезно, - Моя работа сама как награда, я занимаюсь любимым делом, да еще по миру путешествую.
Так и начался наш непринужденный разговор с фотохудожником, который успевает, как говорится, и мир посмотреть, и себя показать. Что касается итогов работы, то Ким Чин Сок совсем неамбициозный человек в плане регалий. Вот если получился снимок, который заинтересовал мир (а таких работ у фотохудожника уже немало), или ему самому понравился, он радуется, как ребенок, и считает, что не зря взял в свое время фотоаппарат. Кстати, и фотографировать он начал не потому, что мечтал об этой работе, а потому, что фотокамера сама его выбрала. А коль это случилось, молодой мужчина с тех пор так увлекся новым для себя делом, что с тех самых пор не выпускает из рук фотоаппарат. Что же касается заслуг, то быть официальным фотографом Президента Южной Кореи разве не достижение?
Его жена – дизайнер. Когда супруг сделал вместо нее снимок, она удивилась, дав оценку невольному дебюту: «Ты же лучше меня сфотографировал!» Он, за плечами которого уже было два высших образования, не по профессии фотографа, конечно, принял комплимент за чистую монету, так как всегда верил своей супруге, и начал работать. Ким Чин Сок просто прислушивался к себе. Снимал так, как подсказывала интуиция, безошибочно определял и правильную композицию снимка, и в лице героя, если нужно было сделать портретный снимок, видел ту прекрасную черту, которую сам герой не мог в себе увидеть. Открытие этой собственной способности окрылило фотохудожника. К тому же он получал приглашение одно за другим на работу в редакции журналов.
– Так я и стал фотографировать, – рассказывает сонсеним. – О неудачах ничего рассказывать не буду, потому что у меня, к счастью, их не было.
– Вы в 2016 году удивили казахстанцев не только своей плодотворной командировкой: здесь и выставки ваших работ в Астане прошли, и потом в Корее вы очень успешно отчитались мероприятиями по своей творческой поездке. Удивили вы еще тем, что в ваши планы входило сделать что-то лично для каждого кореина. Фотографировали семьи, дарили им фотографии во время этой поездки альбом выпустили и тоже подарили. Это же все недешево.
– Когда я узнал о судьбе корё сарам, проживающих в Казахстане, о том, сколько выпало испытаний их родителям, бабушкам и дедушкам, я решил, что обязательно что-то для них сделаю. А что я могу? Я не бизнесмен, я фотограф. Вот и подумал, что качественные фото для семей – хороший подарок. А потом пришла идея взять автограф у супруги президента. Она расписалась около каждого снимка. Так и состоялся подарок. Помню, больше 150 фотографий принес как раз на праздник Сольналя, и люди были очень довольны. У всех и так праздничное настроение, а тут еще семейные фотографии.
– Весь мир наблюдал за встречей президентов Южной и Северной Кореи в апреле 2018 года. Вы снимали событие исторической важности для многих изданий. Волновались? Что помните?
– Думаю, не только я. Весь мир был в волнении… Но фотограф видит больше, чем другие, потому что мы озадачены еще и тем, чтобы снимок показывал не только истинные эмоции от встречи. Мы должны показать всю значимость исторического события через лица первых руководителей стран, с одной стороны, а с другой – они должны быть представлены достойно, в подобающем образе, понимаете? Например, глава Южной Кореи был очень напряжен, помню, как это напряжение спало, когда президенты пожали друг другу руки. У меня же случился казус. Я снимал и не заметил, как на миг оказался одной ногой по южную часть демаркационной линии, другой по северную. Вот так! Чуть не пришлось объясняться.
– Ну вы же говорили, что фотографом быть не мечтали, а думали о политической деятельности…
– Да, хотел быть политиком и действительно в этот момент подумал, как же это интересно, что я сам давно не мечтаю о политике, очень часто фотографирую политических деятелей высокого уровня. Например, лидеров демократической партии приходилось фотографировать, многих представителей руководящих структур. Всюду работают люди, и для фотографа ценно не то, какую должность занимает человек, а то, что в нем есть человечное. Вот тогда и фотография становится искусством, а не просто снимком.
– Скажите, почему фото, сделанное одним фотоаппаратом с одной точки и с одного расстояния одного и того же объекта, всегда получается у одного фотографа удачным, а у другого нет?
– Если это профессиональные фотографы, то портреты, например, получатся оба интересными, но разными. Дело в том, что во время работы фотограф непременно сталкивается с мысленным диалогом со своим героем, пусть даже этот диалог будет почти мгновенным. Поэтому важно доверие со стороны того, кого ты фотографируешь. А на качество снимка обязательно скажется со всем прочим и возникшее отношение героя к тому, кто его фотографирует.
– Сейчас у каждого в руках фотоаппарат. Не обесценен ли этим труд фотографа?
– Согласен с вами. В Корее даже есть расхожая шутка о том, что теперь каждый сам себе и писатель, и фотограф. Но скажите, ведь от того, что у каждого есть сейчас авторучка, и не одна, труд писателя остается трудом писателя? Также и с фото. Кто-то просто запечатлевает момент, не заботясь о художественности отснятого, и эти снимки по-своему актуальны для семей, а кто-то из снимка делает произведение фотоискусства. Эти вещи ничего общего с селфи, равно как и с другими развлечениями не имеют.
– Вы весь Южный Казахстан объехали, в Караганде и в Астане были. Какой город стал для вас самым интересным?
– У вас здесь очень просторно, меня, как, наверное, многих моих соплеменников, это восхищает. Для фотографа материала очень много! Пейзажи, лица, самобытность… Конечно, впечатлили Уштобе, Кызылорда. Но по-настоящему дорогим мне стал Алматы. Это, видимо, потому что здесь в основном живут мои друзья, люди здесь очень приветливые, я бы даже сказал радостные. В Алматы я чувствую себя, как дома. Иногда хожу с ощущением того, что это моя малая родина.
– В прошлый раз вы здесь у нас гостили почти четыре месяца. Вам и климат, и кухня подходит?
– Казахская кухня, признаюсь, для меня слишком калорийная. А вот что касается корейской кухни в Алматы, то мне очень нравится, как у вас готовят. Все вкусно, особенно рамён.
– Можете ли рассказать, как построен ваш рабочий график? Вы сами выбираете тему съемок?
– Бывает по-разному. Есть события, которые я снимаю по заказу. А есть, как вот эта поездка в Казахстан. Предлагаю издательству тему, если оно заинтересовано, оформляем командировку и еду. Я – свободный художник и делаю ту работу, к которой лежит у меня душа.
– В семье у вас тоже демократия?
– Можно так сказать. Дети, правда, еще студенты. Дочь – начинающая певица, сын – повар от Бога, занимается национальными блюдами и делает это очень творчески. Оба упрямые, на меня похожи.
– И творческие профессии поэтому выбрали?
– Им, видимо, очень нравится мой стиль жизни – делать все от души, по максимуму выкладываться и все это с творческим огоньком.
– В связи с этим интересно, о чем ваши мечты? О новой стране, о новой деятельности?
– Со странами проблем нет, я объехал уже более 80 стран мира. Любую поездку можно спланировать. Деятельность? Мне моя работа позволяет прикоснуться к любой деятельности через мастеров своего дела, которых в мире немало. Я мечтаю что-то важное оставить людям, обществу, в частности кореинам и стремлюсь к этому постоянно.
– И еще один вопрос хотелось бы вам задать, в связи с нынешним приездом. Расходы по недавно врученным героям ваших произведений альбомам, выпущенным хорошим типографским способом полностью ваши или есть организация, которая стоит за всем этим?
– Остановимся на том, что это подарок. Общий тираж альбомов составляет 3000 экземпляров. Основная их часть поступила в продажу книжные магазиноы в Корее. Так что личные фото – это и духовное достояние корейского мира.
– Спасибо вам и за интервью, и за такое щепетильное отношение к теме семейных альбомов.
Тамара Тин