В стране полным ходом идет прививочная кампания и похоже, что возрастающее число успешно вакцинированных граждан постепенно изменяет общее настроение общества и ситуацию с эпидемией к лучшему. Однако есть довольно большая группа людей, которые считают, что переболели COVID-19, они защищены и вакцинироваться не торопятся. При этом полной уверенности нет, а противоречивая информация о том, нужно ли вакцинироваться переболевшим, получаемая из разных источников, вносит еще больше сомнений.
Прежде всего разберемся с тем, кого считать переболевшим и выздоровевшим от COVID-19, поскольку многие лечились дома, к врачам не обращались. Тест ПЦР у переболевших будет отрицательным, так как он бывает положительным только в начале заболевания, когда вирус находится в верхних дыхательных путях.
Основную информацию о встрече с коронавирусом, стадии заболевания и наличии иммунной защиты дает скрининговый тест на «антитела IgM/ IgG к SARS-CoV-2», когда результат выдается в форме: обнаружено/не обнаружено. Существует вариант экспресс-теста на мембранной тест-полоске. Результат получается через 10 минут.
Наиболее активные и мощные иммуноглобулины М (IgM) появляются на 3-4 день после заражения, они быстро уничтожают вирус, и их присутствие означает, что человек в данный момент болен. Эти антитела не очень специфичны, так как призваны бороться с любой инфекцией и воспалением. Если у человека имеется другая инфекция или воспалительный процесс, то может быть ложно-положительный результат. Через 1,5-2 месяца эти антитела исчезают.
Начиная с третьей недели после заражения, в организме начинают вырабатываться специфические противовирусные иммуноглобулины – IgG. Если в анализе присутствуют обе разновидности антител – это означает, что человек еще болен, но выздоравливает или перенес инфекцию совсем недавно. IgG менее активно борются с вирусом, их присутствие означает формирование иммунной защиты.
Если обнаруживаются только IgG, значит, человек переболел, выздоровел и у него сформировался иммунитет. Если антитела не обнаруживаются, значит, вне зависимости от того, болели вы или нет, специфической иммунной защиты у вас нет и стоит поспешить с вакцинацией.
Для количественной оценки иммунной защиты выполняется тест- ИФА «антитела IgG к SARS-CoV-2». Результат выдается в виде цифрового значения (КП – коэффициент позитивности). Поскольку тест выполняется на разных анализаторах, то показатели могут быть разными и оцениваются в зависимости от референсных значений.
При использовании распространенных тест-систем российского производства положительным считается результат выше 1,0. Это означает наличие достаточно большого числа антител. 0,9-1,0 – это пограничный результат, свидетельствующий о наличии небольшого количества антител.
Менее 0,9 – отрицательный результат, означающий, что антител нет и нет специфической иммунной защиты.
Некоторые вирусологи полагают, что количество IgG в крови не имеет большого значения, так как после перенесенного заболевания сохраняется так называемая «клеточная память».
У большинства легко переболевших людей антитела вырабатываются в незначительном количестве и быстро исчезают. Однако это не означает, что они совсем не защищены, так как их организм какое-то время (предположительно, не менее 3-6 месяцев) сохраняет память о борьбе с коронавирусом и при новой встрече быстро активизирует ранее наработанные средства для его уничтожения.
С вирусом в верхних дыхательных путях разбираются в основном Т- и В-лимфоциты. Память В-лимфоцитов сохраняет информацию по синтезу антител. Если вирус повторно попадает в верхние дыхательные пути, то очень быстро начинается синтез антител и вирус нейтрализуется. Память Т-клеток при повторной встрече с вирусом активизирует их функцию клеток-убийц. Т-лимфоциты, которые «дежурят» поблизости, способны быстро переместиться в очаг инфекции и убить вирус.
Таким образом, можно надеяться, что если у человека в крови обнаруживается даже небольшое количество IgG, подтверждающее, что он переболел COVID-19, то он защищен от развития тяжелой пневмонии. Хотя, конечно, надежнее будет привиться.
Чем тяжелее переболел человек, тем больше у него вырабатывается антител и тем дольше они сохраняются в крови, по меньшей мере 3 месяца. Однако с течением времени количество антител уменьшается.
Если ввести вакцину на фоне достаточно высокого содержания IgG в крови, то эти антитела, вступив в реакцию с антигеном вакцины, нейтрализуют ее воздействие, сделают вакцинацию бесполезной. Поэтому рекомендуется переболевшим прививаться не ранее, чем через 3 месяца после перенесенной болезни. Перед вакцинацией желательно проверить уровень антител в крови, если титр антител высокий, можно пока не беспокоиться.
Вместе с тем вакцинация вскоре после болезни представляется безопасной, поскольку подобный опыт использовался при гриппе и не вызывал никаких побочных эффектов. В ходе 3 фазы клинических испытаний вакцины «Пфайзер» ее вводили 545 добровольцам, которые незадолго до этого переболели COVID-19. Никаких особых побочных эффектов в этой группе не наблюдалось
Нейтрализующие антитела у переболевших COVID-19 больных, пусть и в небольшом количестве, обнаруживаются даже спустя год. Об этом свидетельствует свежее исследование американских ученых, опубликованное со сcылкой на Reuters. При обследовании через год у 250 переболевших COVID-19 специфические нейтрализующие антитела обнаружили у всех, кто лечился в госпитале и у 95% переболевших амбулаторно.
В то же время наличие высокого уровня антител не является полной гарантией защиты от повторного заболевания. В известном китайском исследовании у повторно заболевших через короткое время после перенесенного COVID-19 людей был высокий уровень антител в крови, но по разным причинам был снижен Т-клеточный иммунитет.
Мы пока не можем точно сказать, что лучше защищает: перенесенная болезнь или вакцина. Но, исходя из особенностей новых штаммов коронавируса, которые научились «обходить» приобретенный в результате болезни иммунитет, и тяжести последствий перенесенного COVID-19, переболевшим, не имеющим антител, следует вакцинироваться.
Почему вакцинация может дать более стойкую защиту, чем перенесенная болезнь, в том числе и от новых штаммов коронавируса, обсудим в следующей статье.
Ирина КИМ,
кандидат медицинских наук